ЗАЗ 965 и другие
Сегодня утром по пути на работу увидел горбатый Запорожец, давно забытое творение советского автопрома.
Бум микролитражек, охвативший Европу в начале 50-х, пришел в «развитый социализм» с запозданием. Совмин издал распоряжение разработать компактное авто для широких масс лишь в 1958 году. За основу советские инженеры решили взять итальянский «хит продаж» – «Fiat 600».
Внешний облик «горбатого» ЗАЗ-965 получился практически идентичным его итальянскому прототипу. А вот двигатель для «Запорожца» пришлось позаимствовать у другого европейца, немецкого «Volkswagen Käfer». Инженеры в шутку прозвали творение «Фиатом Фольксвагеновичем».
Еще один повод для шуток — цена автоновинки в 18 тысяч дореформенных рублей. Ровно столько же стоили 1000 бутылок водки.
Ровно через семь лет на свет появилась новая модель запорожского автозавода – 966.
Новый «Запорожец» стал крупнее, мощнее и комфортнее. Разрабатывая дизайн для следующего поколения, советские инженеры снова решили не ломать себе голову и творчески осмыслили внешность у немецкого «NSU Prinz 4».
Впрочем, последний, как и целый ряд заднемоторных легковых автомобилей шестидесятых годов, пластическим решением кузова с «опоясывающей» подоконной линией в целом повторял американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года. Следует заметить, что дизайн «Корвэйра» был в те годы одним из наиболее часто копируемых.
Запорожец был не единственный советским автомобилем копировавшим зарубежные аналоги.
«Москвич-400» появился в 1946 году, на заре «гражданского» автопрома в СССР.
Страна-победитель не стеснялась своего желания ездить на немецких машинах, а поскольку добыть «официальные» чертежи получалось далеко не всегда, размеры снимали с автомобилей в натуральную величину. Именно так, по словам известного советского автоисторика Льва Шугурова, произошло с немецким Opel Kadett образца 30-х годов: его взяли за основу «Москвича», не потрудившись хоть чуть-чуть переработать внешний вид.
Еще один пример «клонирования» — создание «Москвича»-1241. По всей видимости, советские конструкторы переделали на свой лад американский Chrysler 1501: те же технические характеристики и внешность. После появления на рынке автомобилей «ВАЗ», «Москвич» стал восприниматься в роли менее комфортабельного, но более крепкого и проходимого автомобиля, хорошо подходящего для поездок на природу или на дачу с поклажей.
Это Волга ГАЗ-21
А это «Ford Customline» 1952 года.
Лично я в этом ничего плохого не вижу, весь мир занимался этим. Но сегодняшний китай переплюнул всех