Вот приходит в редакцию пространное письмо из Тулы. А.Ю.Анфимов (больше ничего о себе он не сообщил) прислал объемный труд и очень тщательно выполненные рисунки. Последние смотрятся особенно эффектно, но что же предлагает наш читатель из оружейной столицы?
Всего-навсего — способ создания новых боевых самолетов, А именно: взять у последних советских машин все лучшее и соединить в одной конструкции, соответственно перекомпоновав, Главное же — поставить на все аппараты поворотные сопла и подъемные двигатели! Еще он сообщает, что направил двигателистам соответствующие предложения по созданию поворотных форсажных камер.
Возможности, приписываемые Анфимовым своим детищам, вызывают уважение, а на рисунки просто приятно взглянуть — потому и воспроизводим. Но увы! Уже из них понятно, что автор весьма слабо знает ту же аэродинамику. Так, скорость самолетов зависит не столько от тяговооруженности, сколько от лобового сопротивления. Авиастроители пытались ставить подъемные двигатели на существующие машины — и у нас, и во Франции, — но из-за резкого роста этого параметра ни к чему хорошему такая мера не привела.
Не знает он и того, что при проектировании Су-27 изучалась возможность установки на нем продольных гребней (по мнению Анфимова, они повысят аэродинамическое качество), но оказалось, что это разрушит ту систему вихрей, которая и придает истребителю его уникальную маневренность… И того, что в ракетных двигателях графитовые газовые рули выдерживали десятки секунд, а Анфимов предлагает ими управлять в течение всего полета. И того, что реактивные «вертикалки» не случайно «не прижились» на земле — бетонные ВПП они превращают в противотанковые рвы!
Но, с другой стороны, — вот вам, пожалуйста, наглядный пример: изобретатель попробовал на базе известных {и, как считают авиационные специалисты, еще лет на 30 вперед— основных, базовых) технологий создать машину с очень желанными потребительскими свойствами (безаэродромное базирование, сверхманевренность, возможность размещения мощного радиоэлектронного оборудования и разнообразного вооружения, приемлемая стоимость…), и — провал! Так может, дело в том, что технологии эти уже на пределе?
А в самом деле, совместимы ли в одном аппарате, построенном по освоенным принципам, такие характеристики: скорость — 2,5-3 тыс. км/ч; дальность на этой скорости — 4-5 тыс. км; грузоподъемность — до 10 т на внешней и внутренней подвеске; вертикальные валет и посадка, безаэродромное базирование; маневренность НЕ ХУЖЕ, чем у Су-27 на высотах от 0 до 25—30 тыс. м; возможность вести дальний и ближний маневренный воздушный бой; способность высаживать и эвакуировать диверсионные группы, спасать экипажи сбитых машин.,, Смею заверить, каждый из перечисленных пунктов, как и необходимость их одновременного выполнения, могут быть обоснованы применительно именно к нашей стране и к настоящему времени.
Или, можно ли сделать межконтинентальный аэробус вертикально взлетающим (ну, хотя бы укороченного взлета)? Поверьте, это не надуманная проблема, площадей аэропортов у нас катастрофически не хватает.
Если авиастроители, глубоко знающие предмет {и его скрытые от поверхностного взгляда резервы), смогут предложить решение перечисленных задач — прекрасно