Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
129-я пехотная дивизия
Отд. 1а.
16.7.1941Со стороны командования одного соединения воздушного флота дивизии сообщено следующее:
1. Русский воздушный флот еще не полностью уничтожен, поэтому придется и в дальнейшем еще считаться с неприятельскими воздушными атаками.
2. В последние дни были проведены сильные атаки русской авиации на совершенно незамаскированные скопления германских войск. Поэтому предупреждают о беззаботности против неприятельских воздушных атак.
3. В различных случаях отдыхающие или марширующие войска – главным образом части снабжения, были атакованы в глубоком тылу. Командирам соединений надлежит поэтому своевременно принимать меры к охранению их соединений.
…
8. В последнее время имело место смешивание бомбардировщика Ju 88 с самолетом типа СБ-2 русского воздушного флота. Поэтому обращается еще раз внимание на особые отличительные признаки бомбардировщика СБ-2…: крыло – двойная трапеция, у фюзеляжа закруглено, клинообразный руль высоты, фюзеляж короткий и провесной.
Взлет советского бомбардировщика СБ (британская хроника)
В «сходстве» Ju 88 и СБ есть интересные детали. Само название программы, по которой с 1935 г. создавался Ju 88 – «Шнельбомбер» – совпадает с названием бомбардировщика Туполева. Немцы называли СБ в Испании «Мартин-бомбер», а именно посещение немецкими специалистами завода Гленна Мартина стало толчком к созданию Ju 88. Более того, для консультации в Германию пригласили американских специалистов. При этом сами немцы считали, что «Мартин-бомбер» либо лицензия американского самолета, либо создан при помощи американских конструкторов. Совпадают многие особенности внешнего вида двух самолетов – например, «лобовые» радиаторы для моторов водяного охлаждения, делающие их мотогондолы похожие на оснащенные двигателем воздушного охлаждения. И, судя по всему, немцы еще до испанской войны достаточно много знали о СБ…
Сейчас даже кажется странным такое совпадение, но учился в одном классе с дочкой Героя Советского Союза, получившего его в Великую Отечественную за боевые вылеты именно на СБ. Это если учесть, что тогда Героя получили только чуть больше 200 летчиков-бомбардировщиков и многие из них войну не пережили! Поразило еще, что Чесноков Федор Сергеевич даже не производил впечатление классического седого ветерана – он казался человеком средних лет, скорее «ближе» к молодым! Запомнился его рассказ про самый тяжелый боевой вылет. Чесноков достал модель самолета СБ:
– Я начинал войну на таком самолете – «Скоростной бомбардировщик». Однажды при выполнении разведки на большой высоте нас перехватила пара «мессеров». При первой же атаке наш стрелок «замолк», а что творилось сзади, не было видно – у СБ для пилота нет обзора назад. Только на крыле образовывались «дырки»… После одной из атак «мессер» прошел буквально в десятке метров от крыла, даже видел его лицо и все детали самолета. Неожиданно «мессер» пропал. Только после посадки выяснилось, что у стрелка в самом начале боя заклинило пулемет. На морозе (высота полета была под 8 км) стрелок разобрал пулемет, устранил задержку, собрал, и во время очередного пролета «мессера» в паре десятков метров срезал того очередь в упор.
Экипаж Чеснокова у своего СБ
Спасла тогда экипаж Чеснокова на самом деле педантичность немца. Он стрелял прицельно по бакам – в самолете нашли после боя более 90 пробоин. Немцы еще с Испании знали, что баки СБ уязвимое место самолета. Когда в первой половине 30-х Туполев разрабатывал свой АНТ-40, протектировать баки и ставить бронезащиту еще не было принято. В боях после поражения баков СБ практически всегда загорался… На правительственных заседаниях военные «долбили» Туполева по поводу подобных «недоработок», причем в стиле той эпохи: «Туполев – враг народа, его надо схватить, арестовать, допросить и расстрелять!» Сталин тогда сказал знаменитую фразу: «В авиации мелочей не бывает»! На одном из «подобных» заседаний Туполеву стало плохо – у него с начала 20-х было удалено одно из легких. Вскоре последовал и арест… А перед войной и в ее начале практически все наши самолеты получили «систему нейтрального газа» для наддува топливных баков, а иногда и объемов планера вокруг них. Поэтому-то СБ Чеснокова и не горел.
Большинство вылетов на СБ Чесноков выполнил ночью. Дневные полеты были в основном на разведку
Из приказа 129-й дивизии:
Порча захваченных самолетов или извлечение деталей (напр. для воспоминаний) запрещены, так как самолеты совершенно необходимы для учебных целей собственного воздушного флота!
Немецкие высшие офицеры у трофейного СБ (возможно лицензионный Avia B.71)