Так сложилось что катастрофы кораблей вызывают повышенный интерес по сравнению с аналогичными инцидентами на других видах транспорта. Уже более ста лет весь мир не устаёт обсуждать гибель Титаника, и подобная история происходит и с другими катастрофами на море. Поэтому, думаю, версии причин наиболее свежего крушения, которое приключилось с российским сухогрузом Ursa Major, будет интерсено самой широкой публике.
Для начала фактаж. Днем 23 декабря 2024 года, в Средиземном море, недалеко от берегов Испании, флагман флота компании «Оборонлогистика» направлявшийся из Санкт-Петербурга во Владивосток с грузом портовых кранов и 45-тонных люковых крышек для новых ледоколов, в результате взрыва в машинном отделении потерпел крушение и затонул. При этом погибло 2 моряка (числятся пропавшими без вести). Экипаж судна составлял 16 человек. Катастрофа произошла в 110 километрах от испанского берега, в нейтральных водах.
Что в этом загадочного?
Во-первых, корабль этот довольно свежий и был построен в 2009 году в Германии. При этом по утверждению российской стороны он прошёл все плановые технические работы и находился в хорошем техническом состоянии. Поэтому версия о технической проблеме выглядеть неубедительно.
Во-вторых, сухогруз ушёл на дно довольно быстро, что говорит о серьёзности повреждений, которые очень сложно нанести, в открытом море естественным путём.
Так от чего же погиб сухогруз Ursa Major? На канале WarGonzo есть интересный материал, в котором высказано мнение человека ходившего на этом кораблей. Привожу его почтенной публике:
В настоящий момент известно, что основной причиной катастрофы стал взрыв в области машинного отсека. Это приводит к двум возможным объяснениям: техническая неисправность или акт саботажа.
Чтобы пробить корпус судна и вызвать его затопление, необходим мощный взрыв, требующий точного размещения взрывчатки. Важное место для установки — рядом с элементами забортной системы, такими как кингстонный ящик, где осуществляется подача воды для технических нужд. Маловероятно, что экипаж, особенно технический персонал, преследовал интерес в подрыве этой системы, так как это приведёт к мгновенному затоплению отсека.
Взрывчатка могла быть внесена извне, возможно одним из портовых инспекторов, проверявших судно в последнем порту. Однако, инспекторы всегда находятся под наблюдением членов экипажа и не носят большие и тяжёлые предметы, а других посетителей к судну попросту не допустили бы из-за строгих ограничений.
Также маловероятна версия о технической неисправности, вызвавшей такой мощный взрыв. Судно относительно новое, сделано в 2009 году. Основной двигатель, вероятно немецкий дизель MAK или MaN, считается надёжным. Более того, оно прошли обязательный пятилетний ремонт. Теоретически возможно возникновение взрыва масляного тумана в двигателе, но это потребовало бы множества ошибок и неисправностей, что маловероятно при работе опытного российского экипажа.
Взрыв котла тоже заслуживает сомнений, так как на таких судах используются термомасляные котлы, имеющие высокую степень защиты. Современные суда оснащены множеством предохранительных клапанов и датчиков, которые регулярно проверяются, чтобы предотвратить аварии. Ни один из этих сценариев не объясняет отсутствие пожара и дыма, который не наблюдается на видео.
Технические причины взрыва маловероятны, как и внутренний саботаж. Наиболее вероятным является поражение судна миной, закреплённой диверсантом на подводной части корпуса, либо атакой беспилотного катера.
По материалам — https://dzen.ru/a/Z2r96o4vFz7Bx8P4