Еще одна интересная статья из жж Андрея Фирсова.
Как давно, в классе шестом, нам на урок пришла библиотекарша – агитировать недорослей читать не только всякую беллетристику, типа «Трех мушкетеров» и «Борьба за огонь», что-то серьезное. И завела разговор об Экзюпери: «Что вы знаете об этом писателе?» Поскольку класс играл «в партизан», пришлось сказать, что знаю, что он погиб в боевом вылете над Францией в конце войны. А больше ничего собственно и не знал, так как больше интересовался самолетом, на котором летал Экзюпери – «вилохвостым дьяволом» Локхидом Р-38. Тем более тогда в Союзе информации по этому самолету было очень мало. Не, про «Маленького принца» знал – он так классно начинался: «…Пришлось мне сделать вынужденную посадку в Сахаре. Что-то сломалось в моем самолете…» Но потом… Все же это сказка для взрослых.
Потом, потом в магазинах появилась модель истребителя Р-38 Минской фабрики игрушек, потом во французском журнале опубликовали статью с окраской самолета, на котором пропал Экзюпери (фото самого того «Лайтнинга» не сохранилось), и уже можно было собрать его самолет… В общем, самолет стал менее загадочным, чем исчезновение на нем его самого известного пилота. Правда, лет 15 назад немцам удалось провести довольно громкое расследование этой истории…
История с решением загадки исчезновения Сент-Экзюпери началась со случая: 7 сентября 1998 г. у Марселя рыбак Жан-Клод Бианко при чистки своей сети нашел небольшой, обросший различными морскими наслоениями предмет. Вместо того, чтобы его выбросить, рыбак решил его немного «поскрести». В результате под кучкой водорослей оказался браслет с именем Сент-Экзюпери. Через несколько лет в 2000 г. в этом месте на глубине 80 м были обнаружены обломки самолета, которые еще через три года идентифицировали как истребитель Локхид Р-38 – тип, на котором и летал Экзюпери. Но загадки только начинались.
Надо сказать, поиски обломков самолета и попытки проследить судьбу Экзюпери предпринимались практически сразу после войны. В частности в 1948 г. один немецкий священник – бывший пилот 2-го флота люфтваффе передал издателю Сент-Экзюпери пилотскую книжку, в которой была запись от 31 июля 1944 г.: «Вылет по тревоге, одна воздушная победа, самолет упал в воду». Опросы свидетелей на побережье от Ниццы до Марселя показали, что были те, кто видел падение самолета в воду 31 июля. К 1980-х гг. стало популярна версия, которую нашли в записках немецкого пилота Роберта Хайхеле о том, что это он сбил Экзюпери к северу от Корсики (где-то на широте Генуи) – время его «победы» и место совпадали с маршрутом Экзюпери. Используя эти сообщения, велись активные подводные поиски обломков самолета, но ничего найти не удалось. Далее возникли сомнения в описании победы Хайхеле: тот утверждал, что летал на истребителей FW190D-9 – но «длинноносый фоккер» пошел в серию только в середине осени 1944 г. Кроме того, Хайхеле утверждал, что разведчик его контратаковал, используя превышение по высоте – но с самолета Экзюпери при переделке в разведчик были сняты пулеметы. После того, как нашли настоящие обломки Р-38, они оказались в 100 км западнее квадрата, указанного Хайхеле. Сам Хайхеле войну не пережил, а установить источник, откуда «выплыло» его письмо, не удалось…
Однако, история развивалась: среди обломков самолета Экзюпери нашли мотор, который оказался … немецким! Даймлер-Бенц DB601 – такая модель стояла на истребителях Мессершмитт Bf 109F-4. Поиск в Фрейбургском военном архиве показал, что мотор стоял на самолете, на котором 2 декабря 1943 г. пропал князь Алексис Бентхайм (Бентский который) – удалось установить по маркировке на свечах двигателя.
Учитывая происхождение, поиски места гибели князя шли почти 60 лет. Поэтому немецкий подводный археолог Лиино фон Гарцен, занимавшийся раскопками на месте крушения уже двух самолетов, предпринял попытку узнать подробности о князе. Алексис должен был служить в одной из истребительной групп – либо «Южной», либо 200-й, базировавшихся на юге Франции. Удивительно, но уцелела его пилотская книжка, подтверждающая, что Алексис разбился точно на месте, где потом нашли машину Сент-Экзюпери.
Расследуя этот случай, фон Гарцен пытался найти бывших пилотов групп «Юг» и 200-й, полагая, что падение в одном и том же месте двух самолетов может привлечь внимание и что-то прояснить в катастрофе Сент-Экзюпери. Ведь расследование обломков мало что дало: удалось найти только 20% обломков от всего самолета, без каких-либо зацепок о причине падения. Ясно было только, что самолет на высокой скорости вертикально вошел в воду. Свалился ли Экзюпери сам в штопор или был сбит – было недоказуемо…
Исследуя поименные списки летчиков и списки потерь групп «Юг» и 200-й, фон Гарцен лично сделал тысячи телефонных звонков, пытаясь найти хоть кого-то, кто мог рассказать о князе Алексисе. Интересно, что Гарцену удалось найти семью командира 200-й истребительной группы Хуберта Крека, которому тоже предписывали победу над Экзюпери. Причем это недоразумение стало следствием банальной ошибки перевода – когда французский журналист вступил в 1975 г. с ним в переписку, фразу «я получил адрес командира истребительной группы, летчик которой вероятно сбил Экзюпери» перевели как «я получи адрес командира истребительной группы, который сбил Экзюпери»! Сам Крек французскому журналисту в 1975 г. ответил: «Я никакой самолет союзников 31.07.44 не сбивал, никаких документов этого периода не имею. Все документы 200-й группы нужно искать в архиве, если они сохранились…». Увы, как известно документы люфтваффе в основном по приказу Геринга по возможности были уничтожены, центральный архив сгорел в феврале 1945 г. при бомбежке Берлина. Только небольшая часть архива, которая не успела доехать до места уничтожения, оказалась захвачена англичанами, которые вернули их немцам в 1950-х годах.
Не удивительно, что Гарцену не везло – никто не мог представить документов, относящихся к тому периоду. В конце концов ему дали телефон бывшего летчика-истребителя, служившего какое-то время на юге Франции с 1943 г. 20.07. 2006 г. Гарцен наконец дозвонился до 85-летного пилота и спросил, знает ли он что-то о катастрофе князя Алексиса на месте гибели Экзюпери, на что бывший пилот – Хорст Риппер неожиданного огорошил Гарцена: «Это я сбил Сент-Экзюпери!»
Команда исследователей срочно бросилась проверять версию Риппера, старясь допросить его наиболее подробно. По версии Риппера около полудни 31 июля он в окрестностях Марселя обнаружил самолет союзников. Риппер вспомнил, что самолет летел по странной траектории – как будто «качал маятник». По воспоминаниям Экзюпери из-за травмы позвоночника не мог нормально обернуться назад, чтобы осмотреть заднюю полусферу за самолетом, поэтом постоянно шел «змейкой», оглядываясь то вправо, то влево… Риппер говорил, что сильно удивился, что когда американский самолет был подбит, а пилот не воспользовался парашютом. Не удивительно – Экзюпери только с посторонней помощью забирался в самолет, а выбраться из него даже при небольших перегрузках – не мог.
Риппер подтвердил, что самолет Экзюпери вошел в воду практически вертикально.
Поскольку Риппер совершал полет в одиночестве, победу ему не засчитали. Риппер отметил, что где-то с 50-х годов у него возникло подозрение, о том, кто летел на том самолете, но только после сообщения об обнаружении обломков в 2004 г. он утвердился в своем мнении. Вряд ли «железные» доказательства хода событий 31 июля 1944 г. еще найдутся, но версия Риппера оказывается по крайней мере непротиворечивой…
Остается полной загадкой, почему же Экзюпери свернул с маршрута от Гренобля до Корсики и повернул на Марсель… Может отказал гирокомпас, может что-то еще. В любом случае это должен был быть последний полет Экзюпери — пытаясь хоть как-то отстранить строптивого пилота от полетов начальство решило пойти на иезуитский шаг: Экзюпери должны были сказать, что планируется высадка союзников в Южной Франции, а потом объявить, что пилот с такой секретной информацией не может пересекать линию фронта…
PS. Мысль тут возникла: а кто все эти люди, упомянутые в немецком расследовании? На известном сайте Хольма есть записи на 70 тысяч (!) офицеров люфтваффе, но там нет ни Риппера, ни Хайхиле, ни даже князя Бентского Алексиса! Хотя у Хольма есть аж три князя этой фамилии. В конце концов это не какой-то там «Фишер»! С трудом нашелся командир 200-й группы Крек! Потому что он не Kröck, а Kroeck! Вряд ли в переписке с его семьей авторы перепутали написание фамилии. В общем, хренею от немецких архивов!
источник: https://afirsov.livejournal.com/664834.html