Забытый шведский авиаконструктор. Эдмунд Спарманн и его учебные самолеты S 1-A

15
Забытый шведский авиаконструктор. Эдмунд Спарманн и его учебные самолеты S 1-A

Забытый шведский авиаконструктор. Эдмунд Спарманн и его учебные самолеты S 1-A

Содержание:

Предисловие редакции: шведский историк авиации Ян Форсгрен (Jan Forsgren) обращает внимание на малоизвестный и привлекательно выглядящий, но в конечном итоге безуспешный, учебный самолет-моноплан, разработанный и построенный в Швеции в межвоенный период. Также в данной статье будет рассмотрена карьера талантливого, но по общему мнению нервозного, австрийца, который работал в Швеции в 1930-х годах после создания собственной авиастроительной компании.

Первоначально разработанный как одноместный легкий учебный истребитель Sparmann S 1-A был изготовлен в ограниченной серией для ВВС Швеции (Flygvapnet) и использовался под обозначением P 1 в качестве самолета связи и самолета повышенной летной подготовки для офицеров штаба ВВС. Конструктором этого во многом неприметного, но довольно привлекательно выглядевшего шведского легкого самолета был австрийский эмигрант Эдмунд Спарманн.

Начало в Австрии

Рожденный 6 июня 1888 года в Вене Эдмунд Спарманн [1] с самого раннего возраста проявлял сильный интерес к авиации. В 1901 году в возрасте 14 лет он разработал систему управления элеронами для летательных аппаратов тяжелее воздуха без, как он утверждал,

«каких-либо знаний о братьях Райт».

Он не сделал никаких попыток подать патент на эму систему, поскольку она

«казалась слишком очевидной».

Получив в 1910 году диплом авиационного инженера Эдмунд Спарманн, работавший директором и главным инженером в компании Osterreiche-Ungarische Flugzeugfabrik, разработал один из первых летных симуляторов (устройство имитировало посадку самолета). Также Спарманн работал в венской компании Jacob Lohner & Co.

На ранней стадии Первой Мировой войны Эдмунд Спарманн выполнил несколько боевых вылетов на русском фронте. Однако после того как в начале 1916 года Спарманну поставили диагноз «дизентерия», он был в Асперн – центр австрийской гражданской и военной авиации для выполнения задач летчика-испытателя. Вскоре после прибытия в Асперн Эдмунд Спарманн помимо летных испытаний стал участвовать и в проектных работах, включая и создание для прототипа истребителя Phönix 20.16 бипланной коробки. Позднее он был назначен главным летчиком-испытателем компании Phönix.

В 1919 году Эдмунд Спарманн и его коллега австриец Макс Перини (Max Perini) успешно продемонстрировали перед шведскими военными властями истребитель Phönix D III и двухместный многоцелевой самолет C I. Результатом успешной демонстрации стало принятие авиационной службой армии Швеции на вооружение самолетов двух этих типов.

Эдмунд Спарманн решил остаться в Швеции и в 1926 году получил подданство этого королевства. В декабре 1921 года он на небольшой срок был нанят шведским производителем самолетов Энохом Тулиным (Enoch Thulin) в качестве главы конструкторского отдела небольшой компании Nordiska Phoenix AB, Мальмё. Эта шведская компания не имела никакого отношения к более крупной и знаменитой австро-венгерской компании Phönix и известна созданием только одно самолета – небольшого одноместного биплана, оснащенного 110-сильным трехцилиндровым радиальным двигателем воздушного охлаждения Bristol Lucifer. В конечном итоге компания в 1923 году была закрыта.

Три года спустя Спарманн стал летчиком-испытателем авиационных мастерских шведской армии (CVM) и затем начал изготавливать по лицензии Phönix D III и C I. Когда в январе 1931 года разбился истребитель J 6 Jaktfalken отечественной компании Svenska Aero, убив пилота и национального героя Эйнара Линдборга (Einar Lundborg), Эдмунд Спарманн был назначен членом комитета по расследованию авиационных происшествий. Когда Спарманн указал на различные нарушения, он был уволен Королевским военно-воздушным комитетом с формулировкой

«трудности в совместной работе».

Завод Спарманна

Несколько лет спустя Эдмунд Спарманн подверг резкой критике различные изменения, внесенные инженерами компании Aktiebolaget Svenska Jarnvagsverkstaderna Aeroplanavdelningen (ASJA) в конструкцию ASJA RK-26. Эта машина представляла собой разработанный Герхардом Физелером и изготавливавшийся по лицензии учебно-тренировочный самолёт для основной лётной подготовки Raab-Katzenstein RK-26 Tigerschwalbe. ASJA RK-26, получившие в ВВС Швеции обозначение Sk 10, страдали от чрезвычайно быстрого выбытия: 18 самолетов из 25 построенных разбились. Опять же критика Спарманна сделала его еще менее популярным среди ведущих офицеров ВВС Швеции.

В начале 1930-х годов Эдмунд Спарманн выиграл суд по делу о нарушении одного из его ранних патентов. В 1910 году он разработал и в 1913 году в США запатентовал устройство автоматической стабилизации гироскопа, которое могло быть использовано в самолетах, подводных лодках и торпедах. После окончания Первой Мировой войны изобретение Спарманна было передано компании Sperry Gyroscope Co для дальнейшего усовершенствования и производства. Как следствие началось служебное разбирательство, по результатам которого Спарманн получил от американского правительства вознаграждение в 250000 крон.

Благодаря полученным средствам Эдмунду Спарманну в течение осени 1932 года удалось основать небольшую авиастроительную компанию Sparmanns Flygverkstad. Первой конструкций, разработанной новой компанией, был одноместный моноплан с нижним расположением крыла Sparmann S 1-A, оснащенный 120-сильным четырехцилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major. Для своего времени S 1-A имел обычную конструкцию: фюзеляж имел силовой набор из сварных стальных труб, а крыло – из дерева. В качестве обшивки для фюзеляжа и крыла использовалось полотно.

Официальное безразличие

Изготовление первого S 1-A было завершено в начале 1934 года, однако номер гражданской регистрации (SE-ADX) самолет получил лишь 25 июня 1935 года. Эдмунд Спарманн утверждал, что S 1-A не нуждается в каких-либо корректировках после того как в Баркарби (Barkarby) были проведены начальные испытательные полеты. Затем S 1-A был продемонстрирован представителям ВВС Швеции и правительственным чиновникам как Швеции так и Австрии.

Привлекательный одноместный самолет, продемонстрировавший отличные летные характеристики, был предложен королевскому военно-воздушному комитету Швеции в качестве учебного истребителя для повышенной летной подготовки. Идея Спарманна состояла в том, чтобы предоставить пилотами-истребителями сравнительно дешевое средство для оттачивания своих летных навыков. Следует сказать, что концепция маломощного одноместного учебного истребителя была адаптирована немецкими ВВС, которые заказали большое количество учебных истребителей Focke-Wulf Fw 56 Stosser, представлявших собой переходный тип от учебных машин к более современным истребителям.

Несмотря на успешные летные демонстрации S 1-A военно-воздушный комитет оставался равнодушен к данному самолету, считая его не более чем просто «игрушкой». Было высказано мнение о том, что S 1-A лишь незначительно превосходит учетные самолеты, находившееся на тот момент на вооружении шведских ВВС. Интерес ВВС был настолько низким, что в летных испытаниях S 1-A военные пилоты участия не принимали.

Первый прототип S 1-A просуществовал недолго: 25 августа 1935 года во время торжественного открытия аэродрома Йёнчёпинг (Jönköping) разбился и был списан. К счастью авария обошлась без человеческих жертв. Она была заснята съемочной группой и впоследствии была включена в шведский фильм.

Несмотря на негативное отношение военного командования, Эдмунд Спарманн продвигал свой S 1-A через политиков, превознося его достоинства в качестве военного учебного самолета и подчеркивая возможность сокращения финансирования шведских ВВС. Первоначальный заказ на три экземпляра S 1-A был выдан 4 октября 1935 года после вмешательства министра обороны социал-демократа Янне Нельсона (Janne Nilsson). Причиной заказа стало обращение к правительству рабочих компании Sparmanns Flygverkstad с заявлением, что если ВВС Швеции не сделают заказ на S 1-A, то они потеряют свои рабочие места.

В шведских ВВС S 1-A получил обозначение P 1, свидетельствующее о том, что задачами самолета были испытания и оценка (P от «Prov» – испытания). Первые два самолета были поставлены в течение июня 1936 года, а третий самолет в следующем месяце. Это были третий, четвертый и пятый изготовленные экземпляры S 1-A, поскольку второй являлся заменой разбившегося SE-ADX. 4 июня 1936 года второй экземпляр получил номер гражданской регистрации SE-AEY.

После официальных испытаний, проведенных в Льюнгбихеде (Ljungbyhed), в феврале 1937 года были заказаны дополнительные шесть экземпляров P 1. Возможной причиной этой резкой смены отношения руководства ВВС к P 1 было то, что к этому времени на самолете совершили полеты летные инструкторы, по словам которых летать на машине Спарманна было одно удовольствие. В феврале 1938 года шведскими ВВС был приобретен второй самолет SE-AEY. Представляется, что P 1 в один момент получил обозначение Sk 13, но в конечном итоге было сохранено обозначение опытного летательного аппарата – P 1.

Высокая степень выбытия

В составе ВВС Швеции P 1 мало использовался в качестве учебно-тренировочного самолета для повышенной летной подготовки. Самолеты данного типа поставлялись шведским ВВС с конца 1937 по начало 1938 года, и семь из десяти P 1 были распределены следующим образом: звено штаба ВВС (1 экз.), авиакрыло F 8 Barkarby (2 экз.), авиакрыло F 1 Västerås (3 экз.), авиакрыло F 2 Hagernas (1 экз.) и авиакрыло F 3 Malmslatt (1 экз.). Остальные самолеты – первые три P 1 – в конечном итоге была переданы в состав авиакрыла F 8.

Хотя P 1 первоначально задумывался в качестве учебно-тренировочного самолета для повышенной летной подготовки начинающих летчиков-истребителей, самолеты данного типа использовались в качестве связных и для повышения летной подготовки высокопоставленных офицеров ВВС Швеции. Один P 1 получил закрытую кабину – серьезное улучшение в условиях суровых шведских зим.

После ряда аварий, три из которых привели к гибели пилотов, пять P 1 были списаны. Четыре оставшихся самолета в 1946 году были выставлены на торги, но желающих купить не нашлось. К счастью один P 1 удалось сохранить и в настоящее время самолет экспонируется в расположенном в Мальмслетте (Malmslätt) музее шведских ВВС.

Несмотря на то, S 1-A был единственным продуктом компании Sparmanns Flygverkstad, другие его конструкции также достойны упоминания. Постройка очень легкой амфибии Sparmann S 2 началась в 1934 году, но не была завершена. Спроектированная Спарманном и немецким конструктором планеров Вальтером Штендером (Walther Stender) амфибия S 2, которой был выделен заводской номер 2, должна была оснащаться 15-сильным двигателем Knoller. В 1938 году некомплектный S 2 был отправлен в Трольхеттан (Trollhattan) на завод компании SAAB, откуда самолет был переведен в аэроклуб Трольхеттана. В аэроклубе с S 2 были проведены некоторые работы, но они так никогда не была завершена. Машина была отправлена на хранение и сгорела в 1949 году.

Остается неизвестным использовалось ли обозначение S 3 для какого то непостроенного проекта, но следующим проектом Спарманна был S 4 (позднее получил обозначение E 4). Это должен был быть цельнометаллический одноместный истребитель, оснащавшийся 780-сильным двухрядным радиальным двигателем воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535 Twin Wasp Junior. Руководителем проектной группы был Вальтер Штендер. Внешне E 4 был похож на Blohm & Voss Ha 137: общими были крыло «перевернутая чайка», закрытый фонарь кабины и обтекатели основных стоек шасси.

Один экземпляр был заказан военно-воздушным комитетом 12 декабря 1936 года; шведскими ВВС самолету было присвоено обозначение P 3. К сожалению, прототип P 3 так и не был завершен, и когда в середине 1937 года компания Спарманна была поглощена концерном SAAB работы по проекту были прекращены, а 26 октября 1937 года программа была официально закрыта. Sparmann E 4 остался одним из самых загадочных шведских авиационных проектов 1930-х годов.

Последним проектом Спарманна был самолет для начального обучения S 5. Оба варианта учебного самолета – биплан и моноплан – так никогда не покинули чертежной доски. Покинув уже не принадлежавшую ему компанию, Эдмунд Спарманн работал над двигателем автомата перекоса. 24 июня 1951 года в Стокгольме Эдмунд Спарманн ушел из жизни.

В конце 1980-х годов началась постройка пригодной для полетов реплики S 1-A/P 1. Было завершено изготовление консолей крыла, а также был приобретен изготовленный в Австралии двигатель Gipsy Major. Было начато изготовление фюзеляжа из стальных труб, но к сожалению проект создания реплики зашел в тупик. Полусобранная реплика учебного самолета Sparmann S 1-A хранится в углу ангара, расположенного в городе Вестерос (Västerås).

созданный одновременно с британским Miles Hawk Major и американским Ryan ST двухместными учебными самолетами-низкопланами, одноместный шведский Sparmann S 1-A имел меньшие размеры и в ряде аспектов походил на «англосаксов»: с первым он был схож силовой установкой, а со вторым установленными над консолями крыла подкосами

созданный одновременно с британским Miles Hawk Major и американским Ryan ST двухместными учебными самолетами-низкопланами, одноместный шведский Sparmann S 1-A имел меньшие размеры и в ряде аспектов походил на «англосаксов»: с первым он был схож силовой установкой, а со вторым установленными над консолями крыла подкосами

как сообщает ряд источников Эдмунд Спарманн был трудным в общении человеком. Тем не менее, он был талантливым авиаконструктором, карьера которого серьезно страдала от его прямолинейности. После поглощения его компании Спарманн с большой неохотой пошел на работу в концерн SAAB, работа на который завершилась спустя небольшой отрезок времени (видимо это было связано с его раздражительностью). Эдмунд Спарманн умер в Стокгольме в 1951 году

как сообщает ряд источников Эдмунд Спарманн был трудным в общении человеком. Тем не менее, он был талантливым авиаконструктором, карьера которого серьезно страдала от его прямолинейности. После поглощения его компании Спарманн с большой неохотой пошел на работу в концерн SAAB, работа на который завершилась спустя небольшой отрезок времени (видимо это было связано с его раздражительностью). Эдмунд Спарманн умер в Стокгольме в 1951 году

первый прототип S 1-A (SE-ADX); снимок был сделан до августа 1935 года и аварии во время торжественного открытия аэродрома Йёнчёпинг. Вскоре был построен второй прототип S 1-A (SE-AEY), который впоследствии служил в составе шведских ВВС

первый прототип S 1-A (SE-ADX); снимок был сделан до августа 1935 года и аварии во время торжественного открытия аэродрома Йёнчёпинг. Вскоре был построен второй прототип S 1-A (SE-AEY), который впоследствии служил в составе шведских ВВС

выполненные покойным Бьерном Карлстромом (Bjorn Karlstrom) в масштабе чертежи учебного самолета Sparmann S 1-A. Для стендового моделизма чешская компания Kora Models (www.lfmodels.com) в масштабе 1:72 выпускает смоляную модель S 1-A. Также в двух вариантах – с открытой и закрытой кабиной – модель S 1-A выпускает компания Ardpol (см. www.scalemates.com)

выполненные покойным Бьерном Карлстромом (Bjorn Karlstrom) в масштабе чертежи учебного самолета Sparmann S 1-A. Для стендового моделизма чешская компания Kora Models (www.lfmodels.com) в масштабе 1:72 выпускает смоляную модель S 1-A. Также в двух вариантах – с открытой и закрытой кабиной – модель S 1-A выпускает компания Ardpol (см. www.scalemates.com)

оснащенный лыжным шасси Sparmann P 1 c/n 818 эксплуатировался в составе авиакрыла F 2 Hägernäs. В январе 1947 года самолет был снят с эксплуатации и отправлен на слом

оснащенный лыжным шасси Sparmann P 1 c/n 818 эксплуатировался в составе авиакрыла F 2 Hägernäs. В январе 1947 года самолет был снят с эксплуатации и отправлен на слом

сделанная летом 1936 года редкая фотография плохого качества одного из трех P 1, летавших в составе авиакрыла F 5 Ljungbyhed. Обратите внимание на отсутствие заголовника, позже установленного на всех P 1

сделанная летом 1936 года редкая фотография плохого качества одного из трех P 1, летавших в составе авиакрыла F 5 Ljungbyhed. Обратите внимание на отсутствие заголовника, позже установленного на всех P 1

редкий сделанный с летящего самолета снимок P 1 c/n 818 в полете. Этот самолет эксплуатировался в составе авиакрыла F 2. Самолет не имел официального наименования, но его обычно называли Sparmannjagaren – истребитель Спарманна – несмотря на то, что самолет не имел вооружения и лишь иногда оснащался кинофотопулеметом

редкий сделанный с летящего самолета снимок P 1 c/n 818 в полете. Этот самолет эксплуатировался в составе авиакрыла F 2. Самолет не имел официального наименования, но его обычно называли Sparmannjagaren – истребитель Спарманна – несмотря на то, что самолет не имел вооружения и лишь иногда оснащался кинофотопулеметом

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sparmann S 1-A

Назначение: учебный истребитель для повышенной летной подготовки

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major, развивавший мощность 120 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага

Размеры:

размах крыла 8,0 м
длина 6,18 м
высота 2,0 м
площадь крыла 8,54 м²

Масса:

пустого 425 кг
с полной нагрузкой 610 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 250 км/ч
крейсерская скорость 220 км/ч
время набора высоты 2000 метров 6 мин
практический потолок 5800 м
нормальная дальность полета 800 км

Количество изготовленных:

Зав. №[1][2][3]Примечания
1SE-ADX25.06.35списан 25.08.35 после аварии в аэродроме Йёнчёпинг
3SE-AEY/P 1 s/n 82004.06.36/17.02.381937/19.11.38списан в Авесте (Avesta), 25.09.38
4P 1 s/n 81119.06.3619.7.40списан в Баркарби, 17.6.40
5P 1 s/n 81219.06.3619.12.44списан по причине плохого состояния самолета
6P 1 s/n 81307.07.3612.12.41списан в Баркарби, 15.8.41
7P 1 s/n 81923.11.3727.1.47изъят из использования
8P 1 s/n 81426.10.3727.11.46сохранен для музея ВВС Швеции
9P 1 s/n 81617.12.3729.8.45списан в F 1 Västerås, 12.6.45
10P 1 s/n 81727.12.3723.10.42списан в Алунда-Фарм (Alunda Farm), 28.5.42
11P 1 s/n 81508.02.3827.1.47изъят из использования
12P 1 s/n 81805.02.3827.1.47изъят из использования

[1] номер гражданской регистрации или военный номер ВВС Швеции
[2] дата регистрации/оприходования
[3] дата списания

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебно-тренировочный самолет/учебный истребитель Sparmann P 1 (S.1-A). Швеция


[1] поскольку Эдмунд Спарманн (Edmund Sparmann) был этническим немцем, то его фамилия правильно читается как Шпарманн, но поскольку он работал в Швеции и стал знаменит в этой стране, то имеет смысл оставить шведское прочтение его фамилии

источник: JAN FORSGREN «SWEDEN’S FORGOTTEN DESIGNER. Edmund Sparmann & the S 1-A» «THE AVIATION HISTORIAN» Issue No 12

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account