Забытые монопланы Генри Фолланда Часть 5 Легкий бомбардировщик спецификации P.27/32
Почтовый самолет или бомбардировщик?
Рассматривался ли проект высокоскоростного почтового самолета в качестве бомбардировщика? Признаком того, что такой вариант возможен, является история создававшегося одновременно с ним проекта компании Supermarine. Проект компании из Вулстона не вышел из стадии концепта и так и не получил номера во внутрифирменной номенклатуре. Известно лишь, что он должен был быть в двух ипостасях: почтового самолета и высокоскоростного бомбардировщика. В обоих вариантах полезная нагрузка должна была размещаться внутри крыла.
Как и проект компании Gloster, это должен был быть низкоплан с убирающимися стойками шасси и также оснащаться двигателем Rolls-Royce Griffon с испарительной системой охлаждения. Это, безусловно, было большим совпадением, поскольку обе компании работали одновременно над схожими концепциями.
проект скоростного бомбардировщика компании Supermarine, разработанный примерно в одно время с фолландовским проектом высокоскоростного почтового самолета. Этот безымянный концепт имел много общих черт с проектом компании Gloster и вполне вероятно, что обе компании выбрали схему моноплана, который можно было применять и как почтовый самолет и как высокоскоростной бомбардировщик
Компания Gloster предложила авиакомпании Imperial Airways свой проект почтового самолета, но позднее решила подстраховаться, и в сентябре 1932 года предоставил второй проект, представлявший собой простой биплан. Проект самолета-биплана, разработанного на базе AS.31 Survey, должен был быть как почтовым самолетом, так и пассажирской машиной на шесть человек. Однако показатели скорости и дальности были ниже требований спецификации, и поэтому авиакомпания Imperial Airways отвергла оба проекта.
В поисках почтового самолета авиакомпания остановила свой выбор на вполне обычном самолете: перевозить почту должен был Boulton Paul P.64 – двухдвигательный биплан с неубирающимися шасси. На данном этапе Министерство авиации не стало преследовать цель создания высокоскоростного бомбардировщика и выпускать официальную спецификацию не стало. Компания Rolls-Royce прекратила разработку двигателя Griffon в пользу меньшего по габаритам двигателя сопоставимой мощности PV.12, который затем сменил наименование на Merlin.
Тем временем команда Фолланда исследовала новые идеи и концепции. В 1931 году Дункансон запатентовал крыло с переменной кривизной аэродинамической поверхности, конструкция которого была связана с его предыдущими работами по однолонжеронному крылу, и опубликовал в журнале «Flight» статью, описывавшую достоинства данного типа крыла. Следует отметить, что компания Gloster заключила контракт с итальянским авиаконструктором Уго Антони (Ugo Antoni) с целью постройки альтернативного варианта крыла с переменной кривизной его собственной конструкции. Как следствие, команда конструкторов компании хотела применить значительный опыт теоретических и практических аспектов этих инновационных монопланных крыльев, но возможности заработать на них, кажется, не представилось. Помимо этого был успех в разработке винтов изменяемого шага Hele-Shaw Beacham.
Приблизительно к 1932 году возникла настоятельная необходимость замены устаревающего флота британских бомбардировщиков, которые могли стать легкой целью новейших истребителей. Сочетание легких, средних и тяжелых бомбардировщиков рассматривалось с точки зрения соответствия скорости, нагрузки и дальности требованиям каждого из классов. В конце 1932 года Министерство авиации выпустило ряд спецификаций, среди которых была P.27/32. Данная спецификация требовала создания легкого бомбардировщика для замены Hawker Hart.
В апреле 1933 года авиастроительные компании получили данную спецификацию, которая включала большую часть требований к высокоскоростному бомбардировщику. Спецификация требовала моноплан, способный нести нагрузку в 1000 фунтов (454 кг) на дальность 1000 миль (1600 км) с максимальной скоростью не менее 200 миль/ч (320 км/ч). Можно было ожидать, что Фолланд стряхнет пыль с проекта почтового самолета и переделает его в бомбардировщик. Это наверняка было бы простой работой, но тут возникла проблема. В начале 1933 года Дункансон уволился и вместе со своими патентами на лонжероны крыла перешел в компанию Blackburn.
Потеря других сотрудников, особенно Джорджа Даути, означала, что конструкторский отдел Фолланда заметно обескровлен и что оставшимся сотрудникам приходилось лихорадочно работать над двумя модификациями SS.19A. Однако упорство и терпение принесли свои плоды, и компания получила контракт на производство значительного количества новых истребителей SS.19B Gauntlet.
репутация Фолланда как конструктора исключительно истребителей-бипланов была укреплена прочными и верткими Gloster Gauntlet, которые поступили на вооружение Королевских ВВС в мае 1935 года. Первой частью, получившей новые машины, стала 19-я эскадрилья, три Gauntlet I которой, показанные на данном снимке, летят на свою авиабазу в Даксфорде (Duxford) в начале 1935 года
Компания также готовила ряд существенных модернизаций конструкции истребителя Gauntlet в качестве резерва на случай проблем с машинами, созданными в соответствии с требованиями спецификации F.7/30. Министерство авиации уже имело опасения относительно качества некоторых из них и выражало обеспокоенность относительно медленного прогресса в изготовлении прототипов. Усовершенствованный самолет компании Gloster должен был стать истребителем SS.37 Gladiator.
Объединение с Hawker
Этот поворот в судьбе компании произошел слишком поздно для Gloster; менеджмент уже вело дискуссии с руководством недавно рекапитализированной компании Hawker Aircraft Ltd, обратившейся в мае 1934 года к Gloster с предложением о поглощении. Компания Hawker срочно нуждалась в дополнительных производственных мощностях для выполнения заказов на модификации легкого бомбардировщика Hart: Hardy, Hartebeest и Audax. В том же году сделка состоялась.
В сложившейся в конце 1933 года напряженной обстановке творческий ум Фолланда кажется споткнулся и проект, созданный им в ответ на требования спецификации P.27/32, являлся заметным шагом назад. Поскольку компания General Aircraft Ltd сама изготавливала самолеты Monospar, а Дункансон устроился на работу в Blackburn, где в 1934 году по его патентам был построен и облетан самолет, то Фолланд не имел легкодоступных конструкций свободнонесущих крыльев.
разработанный Фолландом проект двухместного одномоторного легкого дневного бомбардировщика-моноплана. Данный проект, созданный в соответствии с требованиями спецификации P.27/32, был вынужденным шагом назад, не пошедшим дальше чертежной доски. Контракты на серийное производство были выданы компании Fairey, создавшей легкий бомбардировщик Battle
Как следствие, он вернулся к явно анахроничному двухлонжеронному крылу с соединявшимися с фюзеляжем подкосами. Расположенные по бортам V-образные подкосы должны были идти от обтекателей, расположенных в верхней части крыла, к верхней части кабины экипажа. Основные стойки шасси должны были убираться назад, оставляя колеса полуоткрытыми. Стрелковое вооружение состояло бы из четырех пулеметов Vickers, размещавшихся по два в каждой консоли.
В конструкции фюзеляжа должен был быть применен дюралюминиевый монокок; кабина экипажа – пилота и стрелка – должна была получить большую площадь остекления. Остекление крыши задней кабины должно было сдвигаться, а боковые окна складываться, обеспечивая стрелку большой сектор обстрела для его пулемета Lewis. Предположительно бомбовая нагрузка должна была полностью размещаться внутри фюзеляжа, хотя этого на компоновочных чертежах этого не видно. В качестве силовой установки планировалось использовать 810-сильный радиальный двигатель Armstrong-Siddeley Tiger VI, с которым расчетная крейсерская скорость составила бы 168 миль/ч (270 км/ч), что было ниже требований Министерства авиации.
трехмерная визуализация разработанного Фолландом в соответствии с требованиями спецификации P.27/32 проекта легкого бомбардировщика. Данный выглядящий неуклюжим проект был нетипичным для Генри Фолланда. Самолет должен был быть вооружен размещенными в крыле четырьмя 0,303” (9,7-мм) пулеметами Vickers и одним 0,303” (9,7-мм) пулеметом для защиты задней полусферы
Среди других проектов, созданными по спецификации P.27/32, были Fairey Battle и Armstrong Whitworth AW.29. Оба этих самолета получили контракты на постройку прототипов, тогда как проект компании Gloster был отклонен. AW.29 оснащался тем же двигателем Tiger, что и проект компании Gloster, но был немного тяжелее. Armstrong Whitworth AW.29 развивал крейсерскую скорость 208 миль/ч (335 км/ч) и максимальную скорость 225 миль/ч (362 км/ч), что может свидетельствовать о том, что данные о характеристиках проекта компании Gloster были неверными.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Gloster P.27/32
Назначение: дневной легкий бомбардировщик
Статус: проект
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: четырнадцатицилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley Tiger VI, развивавший мощность 810 л.с.
Размеры:
размах крыла 57 фт 6 дйм (17,5 м)
длина 40 фт 0 дйм (12,2 м)
высота 10 фт 6 дйм (3,2 м)
площадь крыла 480 фт² (44,6 м²)
относительное удлинение крыла 6,6 : 1
Вес:
общий полетный вес 7600 фнт (3447 кг)
Летные характеристики:
крейсерская скорость 168 миль/ч (270 км/ч)
источник: RALPH PEGRAM «Folland’s Forgotten Monoplanes. Part 2: Diversification and Disillusionment» «The Aviation Historian» 10