Забытые концепт-кары. Pontiac Club de Mer 1956 года
Конец 40-х – начало 50-х было очень интересным временем в американском автостроении. Уже стало понятно, что понтонный дизайн, основы которого были заложены ещё до войны концепт-каром Buick Y-Job, перестал удовлетворять вкусам покупателей (самым ярким представителем этого дизайнерского направления у нас является знаменитая «Победа»). И ведущие автопроизводители начали искать новые стилистические решения для своих будущих автомобилей.
Содержание:
Ситуация в автоотрасли в начале 50-х
В это время в мире был авиационный бум, бурно развивалась реактивная авиация, мир стоял на пороге полёта в космос, и автомобильные дизайнеры, а в частности шеф-дизайнер General Motors Харли Эрл (Harley Earl) решил оседлать эту волну. Он представил миру концепт-кар GM Le Sabre, который стал предвестником грядущего авиастиля, или плавникового стиля, в автопроме.
Популярность Ле Сейбра и повышенный интерес к нему публики дали понимание руководству GM, что они находятся на верном пути. Поэтому было принято решение о подготовке подобных концепт-каров уже каждым отделением американской корпорации.
В 1956 году появилось сразу несколько подобных машин, среди которых были Oldsmobile Golden Rocket и Pontiac Club de Mer. О первом уже есть статья у нас на сайте, а о втором пойдёт речь ниже.
История создания концепта
Несколько раньше, в 1954 году, свет увидел концепт-кар Pontiac Bonneville Special. Этот автомобиль был создан всё тем же шеф-дизайнером Эрлом. И как можно увидеть на фото ниже, плавниковый стиль в нём прослеживался не особенно ярко. Хотя всё же машина следовала канонам аэродизайна.
В развитие этого проекта Эрл и решил подготовить ещё более, скажем так, «авиационную» машину, но которая бы следовала зарождающемуся стилю Понтиака, автомобилей для молодых, успешных людей, исповедующих активный образ жизни.
Автомобиль Pontiac Club de Mer увидел свет в 1956 году на специализированном автомобильном шоу корпорации Дженерал Моторс, носившем имя General Motors Motorama (это была постоянно действующая передвижная выставка, которая работала с 1949 по 1961 годы).
Внешность концепт-кара
Глядя на внешность автомобиля, можно сделать вывод, что при создании внешнего вида Эрл вдохновлялся появлявшимися в то время новыми моделями реактивных самолётов. Это правда, но только отчасти – основным источником вдохновения для дизайнера стали рекордные автомобили, которые участвовали в очень популярных заездах на соляных равнинах в Бонневилле, что в штате Юта.
Именно от рекордных автомобилей у Де Мера ровные боковины кузова. А вот из авиации концепт позаимствовал два монокока наподобие авиационных и такие же ветрозащитные козырьки. Правда, справедливости ради нужно заметить, что такое оформление салона было не новым – год назад, в 1955 году, так был оформлен концептуальный Lincoln Futura корпорации Форд.
А вот широкие двойные серебряные полосы на капоте подчёркивали новый корпоративный стиль американского отделения GM. Правда, этот элемент на серийных Понтиаках не прижился, хотя всё же некоторые серийные модели 50-х их имели.
Другой особенностью Де Мера является полное отсутствие бамперов. В 50-е годы эта деталь была неотъемлемой частью автомобилей, и их отсутствие было прозорливым взглядом в будущее (сегодня современные машины, в понимании 50-х годов, бамперов не имеют).
Интерьер
В 50-е годы, да и в 60-е тоже, переднее сиденье на автомобилях представляло собой огромный диван. На Pontiac Club de Mer публика увидела практически гоночные кокпиты, характерные для спортивных машин 21-го века.
Передняя панель на концепте также больше характерна современным машинам, чем автомобилям-современникам концепта. Тогда это был футуризм, или реальный взгляд дизайнеров в будущее.
Техническая начинка
Под капотом у Де Мера стоял самый мощный на тот момент двигатель концерна General Motors. Им являлся cиловой агрегат V8, 287 OHV объёмом 4,7 литра, развивавший более чем приличные 300 л.с. Этого удалось добиться благодаря применению в движке двух четырёхкамерных карбюраторов и верхнего расположения распределительных валов.
Трансмиссия у машины была заднеприводная. Однако, для лучшей развесовки коробка передач была установлена на задней оси.
Подвеска всех колёс на машине была независимая. Никакой крыши для родстера не планировалось.
Применение наработок Де Мера на серийных машинах
Никакой серийной сборки Де Мера не планировалось. Главной его задачей было привлечение публики на Мотораму, где выставлялись серийные машины концерна Дженерал Моторс. Однако многие стилистические решения, показанные на автомобиле, нашли своё применение в серийных машинах.
В 1956 году увидел свет новый Chevrolet Corvette. В интерьере этой машины многие решения были взяты с концепт-кара Понтиак. Причём общего настолько много что отличается он от концепта только присутствием нормального лобового стекла и наличием жёсткого верха, который снимался и одевался вручную.
Последующая судьба концепта
Кроме полноценного концепт-кара для участия в различных мероприятиях был построен ещё и макет в масштабе 3:8.
Согласно тогдашней политике концерна GM, к большому сожалению, прототип был утилизирован в 1958 году (не понимаю, кто придумал такую практику, а главное зачем? Сейчас бы эти концепты можно было продавать за миллионы). А вот макету повезло больше (видимо макетов эта политика не касалась) – он уцелел и в 2007 году был продан на аукционе Barrett Jackson Classic Car Auction за 75 000 долларов.
Кроме этого, производитель сборных моделей, компания Revell, выпустила модель концепта, которую может купить любой желающий за скромные 23 доллара.
Источник – https://autoburum.com/user/pavelbor/blog/1242-zabytyje-koncept-kary-pontiac-club-de-mer-1956-goda