Забытые концепт-кары. Jiotto Caspita 1988 года
Сегодня, особенно в сети интернет, очень много восторженных роликов и статей, посвящённых гиперкарам Пагани и Кёнигсегг, и кажется, что эти независимые небольшие компании ведут безоблачную жизнь, озабоченные лишь техническим развитием своих моделей, да установлением очередного рекорда скорости. Однако в конце 20-го века казалось, что эра небольших автофирм, производящих машины на заказ, окончательно подошла к концу. В Англии, где их было особенно много, они банкротились одна за другой, а амбициозные проекты мощных и красивых спортивных машин, созданные энтузиастами-одиночками, которые демонстрировались практически на каждом автосалоне, терпели крах с завидной регулярностью.
Одним из таких проектов и был автомобиль, или как сегодня принято говорить – гиперкар Jiotto Caspita, о котором пойдёт речь в этой статье.
Содержание:
История создания
Несмотря на то, что машина имеет итальянские корни, идея создания этого концепта принадлежит японцам Йошиката Цукамото и Минору Хаяши. Причём главным локомотивом проекта был Цукамото, глава фирмы по производству одежды, не имевшей никакого отношения к автомобилям. Именно он заразил Хаяши, главу компании Dome Co. Ltd, занимавшийся подготовкой спортивных автомобилей к гонкам, идеей создания «автомобиля Формулы 1 для обычных дорог».
Компания Dome должна была разработать всю технику для суперкара, а вот дизайн автомобиля поручили разрабатывать итальянцам, компании Jiotto Design Incorporated. Правда, главой компании Джотто был японец Кунихиса Ито, он-то и разрабатывал внешность машины. Обе компании блестяще справились с поставленной задачей, а вот с силовыми агрегатами вышел прокол.
Понятно, что двигатель разрабатывать с нуля никто не собирался, было принято использовать мотор сторонней компании. В начале 90-х японский автопроизводитель Субару принял решение участвовать в гонках Формулы 1. Для этой цели был создан 12-цилиндровый двигатель объёмом 3,5 литра и мощностью 455 л.с. Его-то и решили устанавливать на машину.
Первый прототип был представлен на Токийском автосалоне 1989 года. Тогда машина произвела фурор, и уже всё было готово к началу её производства. Однако не сложилось, и камнем преткновения стал двигатель. Проведя всего один год в гонках Формулы 1, компания Субару решила, что овчинка выделки не стоит, и ушла из гонок и, естественно, прекратила производство моторов. Таки образом, Каспита осталась без силового агрегата.
Однако, инициаторов проекта это не сломило, и они договорились с компанией Judd о поставке им двигателей. В то время Джадд поставляла для автомобилей Формулы 1 моторы V10, ещё большей мощности, чем предыдущие двигатели – 593 л. с.
Кроме нового силового агрегата у машины немного поменялся и дизайн. Именно второй прототип получил характерные очкообразные фары.
Второй вариант Jiotto Caspita увидел свет в 1993 году, и казалось, что на этот раз производство машины таки будет начато. Была названа даже цена автомобиля – 700 000 долларов. Однако проект, всё же, так и не был реализован. Дело в том, что в это время бушевал кризис в автоотрасли и инициаторы проекта так и не решились начать производство, посчитав, что автомобиль не будет пользоваться спросом и проект себя не окупит.
Техническая начинка
Джотто Каспита был спортивным купе, который был построен по классической схеме со средним расположением силового агрегата. Кузов автомобиля имел несколько «фишек». Главной из них было антикрыло с сервоприводом, которое поднималось на высоких скоростях. Для того времени это было революционное решение, которое позже стало довольно часто использоваться на гиперкарах.
Сам кузов был построен на основе пространственной алюминиевой рамы, на которую были установлены кузовные панели, выполненные из углепластика. Всё это обусловило феноменально низкий вес машины – 1240 кг.
Другими особенностями прототипа стали двери – «крыло чайки» и очкообразные фары головного света, в будущем ставшие визитной карточкой автомобилей Pagani.
Из технических особенностей нужно отметить активную гидроподвеску, которая автоматически изменяла дорожный просвет. При движении на малых скоростях суперкар поднимался на 6 см.
Силовые агрегаты
Как уже упоминалось выше, было построено два гиперкара с двумя разными моторами:
- Subaru V12 объёма 3,5 литров, мощностью 455 л. с. при крутящем моменте 363 Н·м;
- Judd V10 объёма 3,5 литров, мощностью 593 л. с. при крутящем моменте 385 Н·м.
Замеры динамических характеристик японцы то ли не производили, то ли их не обнародовали. Но обнародовали теоретические показатели, которые, мягко говоря, не впечатляли как для «Формулы 1 для дорог обычного пользования». Каспита до 96,6 км/ч (60 миль/ч) по расчётам могла разогнаться за 4,7 секунды и имела максимальную скорость 320 км/ч.
Размеры машины:
- Колесная база: 2700 мм (106,3 дюйма);
- Колея спереди: 1630 мм (64,2 дюйма);
- Колея сзади — 1600 мм (63,0 дюйма);
- Длина: 4,534 мм (178,5 дюйма);
- Ширина: 1,996 мм (78,6 дюйма);
- Высота: 1135 мм (44,7 дюйма).
Резюме
Если сравнивать судьбу Джотто Каспита и компании Пагани, то можно отметить похожесть их пути, единственное отличие — что Пагани сегодня является производителем культовых гиперкаров, а о Джотто мало кто знает.
На мой взгляд, так получилось, потому что Пагани начала свою деятельность на 10 лет позже, когда рынок уже был готов к появлению машин стоимостью миллион долларов и дороже. То есть единственной причиной, почему Jiotto Сaspita так и остался забытым концепт-каром, является не то время для её появления. Хотя возможно у инициаторов проекта просто не хватило упорства и веры в свой проект. Всё-таки, как мне кажется, 700 000 долларов не являются запредельной ценой для начала 90-х.
Что касается судьбы компании Джотто, то она тоже незавидна. В автомобильной сфере модель Каспита стала самой известной и, возможно, единственной её работой. Просуществовав с 1988 по 1999 годы, она прекратила своё существование.
Источник — https://autoburum.com/user/pavelbor/blog/1198-zabytyje-koncept-kary-jiotto-caspita-1988-goda