За полтора года до начала Войны. Советские авиаконструкторы о немецком опыте
Выкладываю еще одну найденную мною статью, посвященную предвоенному военно-техническому cотрудничеству СССР и Германии.
Основа нашей будущей победы в войне с фашистской Германией закладывалась в 1939-41-х годах, когда осуществлялся план расширения оборонных отраслей промышленности, когда на чертежных досках конструкторов стали появляться эскизы и чертежи новой, более совершенной боевой техники. Нельзя пройти мимо еще одного важного фактора: в 1939-40-х мы смогли довольно точно оценить военно-технический потенциал Германии, в том числе и в области авиации Этому в немалой степени способствовали визиты промышленно-экономических делегаций.
В состав авиационной группы большой делегации, отправившейся в Германию в. октябре 1939-го, входили видные деятели нашей авиации А.И.Гусев, И.Ф.Петров, П.В.Дементьев, В.П.Кузнецов, летчик-испытатель С.П.Супрун, конструкторы Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев, А.Д.Швецов, ряд инженеров разных специальностей. Согласно предварительной договоренности, группе предоставили возможность подробно ознакомиться с состоянием немецкой авиапромышленности.
Члены делегации осмотрели много образцов военной техники: самолеты, моторы, вооружение, оборудование, ознакомились с работой заводов научно-исследовательских институтов, со структурой и деятельностью германской авиапромышленности, военно-воздушных сил.
На совещаниях, которые проходили в Наркомате авиационной промышленности по итогам поездки советской экономической делегации, перед ведущими конструкторами и деятелями авиапромышленности с докладом о состоянии германской авиации выступали Н.Н.Поликарпов (основной доклад) и А.С.Яковлев.
Приведем выдержки из докладов одного такого заседания, проходившего в Наркомате авиационной промышленности 27 декабря 1939г, который, как нам кажется, наиболее полно обобщает сделанные нашими специалистами оценки состояния германской авиации, отражает тревогу за положение дел в авиации СССР.
Авиаконструктор Н.Н. Поликарпов в своем выступлении сделал достаточно глубокий и, как оказалось впоследствии, достоверный анализ немецкой авиапромышленности:
«Самым ценным… нам кажется то, что Германский генеральный штаб и руководство военно-воздушных сил Германии серьезно осмыслили опыт войны в Испании, создали себе определенную доктрину ведения войны и наметили систему вооружения своих воздушных сил, причем это у них проработано настолько серьезно, что они не мыслят в ближайшее время каких-либо изменений (в системе). Такая определенность в военных взглядах… (создает) определенность в работе конструкторов.
На основании разработанной доктрины войны совершенно ясно наметились и типы самолетов, которые желают у себя развивать и строить германский генеральный штаб и военно-воздушные силы.
…Необходимо отметить, что немцы требуют от своих самолетов прежде всего… высокой горизонтальной скорости и вертикальной маневренности.»
Н.Н.Поликарпов отметил также, что немцы применяют у себя в основном моторы жидкостного охлаждения, поскольку достаточно мощных моторов воздушного охлаждения у них нет, хотя работа над ними и ведется, что мы практически не используем реактивных патрубков, остановился на других технических и организационных особенностях германской авиации.
Другого содокладчика, обычно сдержанного А.С.Яковлева, переполняли эмоции, когда он, вольно или невольно сравнивая положение дел в области авиации у нас и в Германии, в преломлении через призму немецкого опыта, заострял внимание на наших недостатках:
«… В Германии научно-исследовательская работа поставлена очень хорошо… По некоторым вопросам немецкие конструкторы имеют разрешение (проблем) и могут смотреть вперед на год-два.
Каким образом конструктор получает задание на проектирование того или иного самолета?… Руководитель технического обеспечения воздушного флота в Германии разговаривает непосредственно с (главным) конструктором в присутствии одного из ответственных исполнителей министерства авиации по данному типу самолета. Эти 2-3 человека договариваются, определяют основные данные, конструктор их продумывает, дает ответ и больше никто ничего не знает о задании. Машина считается секретной, пока она не вышла в серийное производство.
Германским конструкторам очень помогает обмен опытом… К нашему стыду, мы должны признаться, что почти все работаем очень замкнуто и нет никаких побудительных причин, чтобы заставить нас познакомиться с тем, что делают многие из других конструкторов. Нам часто приходится разрешать вопросы, которые уже разрешены другими, приходится наталкиваться на ошибки, на которых пострадали другие конструкторы.
В Германии существует единая система чертежного хозяйства не только авиационной, но и всей промышленности. В нашей авиационной промышленности на каждом заводе своя чертежная система, каждый завод имеет свою нумерацию, свою систему изменений. Вот и получается, что при внедрении новой машины в серию завод вынужден заново перерабатывать все чертежи. В результате тратится колоссальное количество времени, накапливается ошибок больше, чем при постройке опытной машины…
Как они работают? Обстановка значительно культурнее, чем в большинстве наших КБ. Громаднейший зал, масса света, воздуха… Немецкие конструкторы имеют еще замечательные книжки — справочники для конструкторов. Это ценнейшие вещи, где вы имеете решение ряда элементарных вещей.
…Немецкий конструктор боле самостоятелен, чем мы… За все время проектирования, постройки самолета и проведения испытаний он только один раз сталкивается с опекой — при предъявлении макета. Больше его никто не трогает.
А как у нас делается? Кто не суется в работу конструктора? НИИ ВВС, УМС, Главк, Инспекция из Наркомата… И все, кто не придет, все требуют, все указывают, все обязывают. Просто невозможно работать!»
Да, на этом заседании изучался положительный опыт германской авиапромышленности. Но через призму этих оценок вскрывались недостатки промышленности собственной. По предложению Наркомата, была создана специальная комиссия, возглавляемая Н.Н.Поликарповым, задачей которой являлась оценка немецкой авиапромышленности, анализ потенциала ее развития, изучение опыта создания новых самолетов. Нам удалось правильно определить суточные темпы выпуска боевых машин в Германии — 70-80 штук в сутки. Возможности нашей промышленности были гораздо скромнее: 20-30 машин. Вся работа этой и другими экономическими делегациями фактически была первым шагом по мобилизации отечественной оборонной промышленности перед надвигающейся военной угрозой. В этом и состояло их огромное значение.
До начала войны оставалось полтора года. И надо было много успеть, — в 3,5 раза увеличить суточные объемы выпуска самолетов, внедрить в серию новые боевые машины, подготовить летные и технические кадры.
А потом, в 1941-м, выдержать первый страшный удар германского фашизма, вынести на своих плечах горечь поражений, разгромить врага и майским днем 1945-го водрузить Знамя Победы над рейхстагом.
источник: Владимир Иванов «За полтора года до начала Войны. Советские авиаконструкторы о немецком опыте». Крылья Родины 09-1998