Юрий Пашолок. Личинка «Королевского Тигра»
Рассказ о проекте немецкого тяжелого танка VK 45.02 (H),прямом предшественнике Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B
Ситуация вокруг немецких тяжелых танков к 1941 году выглядела… да никак не выглядела. Поскольку у немецких военных было крайне странное понимание того, чем является тяжелый танк, получалась какая-то раздутая версия Pz.Kpfw.IV. Поскольку этот танк находился в нижнем приоритете, то и работы по нему шли в вялотекущем режиме. Лишь в начале 1941 года, когда в данный процесс вмешался один ефрейтор, дело сдвинулось с мертвой точки. При этом случилось наслоение сразу двух программа разработки тяжелого танка, к которой, в мае 1941 года, добавилась еще и третья. Та самая, что привела к появлению Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
25 мая 1941 года, кода была запущена программа разработки тяжелого танка VK 45.01, одновременно прозвучала мысль и о дальнейшем развитии. Речь шла, прежде всего, о вооружении. Дело в том, что предложенная Гитлером 88-мм пушка на базе зенитки Flak 41 L/71, в башню будущего VK 45.01 не влезала. Поэтому летом 1941 года стал прорабатываться вопрос создания новой башни, куда могла бы влезть новая танковая пушка. В результате всего происходящего на свет появился VK 45.02 (H). Этот тяжелый танк стал прямым предшественником Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B.
Поначалу ситуация вокруг новой башни для VK 45.01 выглядела как «обещать — не значит жениться». Особенно со стороны Henschel & Sohn, у них голова болела совсем о другом. По состоянию на конец 1941 года в Касселе вели работы сразу по трем танкам — VK 30.01(H), VK 36.01 и VK 45.01(H). Тем более занимались на Henschel шасси, а башни являлись вотчиной Krupp, Daimler-Benz и Rheinmetall. Более заинтересованной стороной тогда была Porsche K.G., где работы шли совместно с Krupp. Собственно говоря, башня для VK 45.01(H) досталась от VK 30.01(P), которую далее доработали под VK 45.01(P).
Вот и новая «голова», работы по которой запустили в начале 1942 года, поначалу разрабатывалась отнюдь не для Henschel. Разрабатывалась она Krupp в связке с Porsche K.G.. В данном случае разговор идет не о том, что фирма Фердинанда Порше занималась башнями, а о связке разработчика башни (Krupp) и шасси (Porsche). Причем Krupp проявил самостоятельность и новую башню создавал не по лекалам герра Ольбриха. Вместо типичной «подковы» на Krupp разрабатывали конструкцию, которая базировалась на концепции башни Т-34 с пушкой Л-11. Естественно, о прямом копировании речь не шла, но что послужило прототипом, очевидно.
Ситуация с башней повторилась и в случае с VK 45.02. Henschel уже во второй раз пришла на готовенькое. 5 марта 1942 прозвучало указание о том, что VK 45.01(H) будут переделывать под установку 8.8 cm Kwk L/71. Впрочем, реально хоть какое-то движение в Касселе началось даже не в марте. Впервые индекс VK 45.02(H) прозвучал на совещании в Касселе 15 апреля 1942 года, во время совещания руководства Henschel и представителей 6-го отдела Департамента вооружений. Обсуждалась установка курсового пулемета на наклонной ВЛД. Но обольщаться не стоит. На тот момент VK 45.02(H) представлял собой VK 45.01(H) с башней, разработанной Krupp исходно для VK 45.02(P). Об этом говорит сохранившийся до наших дней эскиз W 1461.
Официально работы по VK 45.02(H) стартовали 16 апреля 1942 года, причем на Henschel поначалу хотели отделаться малой кровью. То есть взять за основу VK 45.01(H), поставить новую башню, а листы корпуса поставить под наклоном. Впрочем, как это уже было с VK 24.01, такой подход не сработал. Связан такой «минимализм» с тем, что VK 45.01(H) изначально планировали выпустить всего 100 штук, а 101-й машиной становился VK 45.02(H). Для тяжелых танков Порше, кстати, был ровно такой же план. При этом Порше поначалу было проще, поскольку над Henschel 6-й отдел Департамента Вооружений очень любили проводить эксперименты. И в Касселе не сопротивлялись.
19 августа 1942 года появилось требование ставить, начиная со 101-го VK 45.02(H), ставить двигатель Maybach HL 230. Кроме того, начался процесс унификации танка с VK 30.02(M), в частности, с будущей «Пантеры» бралась система охлаждения. Это заставило Henschel переделывать корпус. И это было только начало унификации. Когда мимо вас снова пробежит стадо свидетелей E-серии, вы им смело можете говорить, то всё уже было. 18 сентября 1924 года появился индекс Pz.Kpfw.Tiger II. Машину продолжали дорабатывать, в результате 12 октября 1942 года на свет появился индекс VK 45.03, он же Pz.Kpfw.Tiger III. Под этим обозначением изначально предполагалось выпускать финальную версию Tiger II, но из двух обозначений оставили Pz.Kpfw.Tiger III. Кстати, не всё так было плохо с унификацией. По ходу эволюции VK 45.02(H) получил съемную крышу отделения управления, взяли это решение с VK 30.02(M). Таким образом, для демонтажа КПП не требовалось разбирать полмашины и снимать башню.
Почему появились индексы VK 45.03 и Pz.Kpfw.Tiger III, очевидно. От VK 45.01(H) осенью 1942 года остались усы, лапы и хвост. Точнее коробка передач Maybach OLVAR OG 40 12 16, да опорные катки. Причем прорабатывались запасные варианты по КПП. За октябрь-ноябрь 1942 года были проработаны варианты установки 10-скоростной электромеханической КПП, 3-скоростной гидравлической КПП разработки AEG и 7-скоростной механической КПП ZF-Alklauen AK 7-200. Всё в духе герра Книпкампа, который на совещании 12 октября 1942 года «отменил» Tiger II и указал сроки запуска Tiger III в серию. Наверху считали, что это произойдет в июле 1943 года, но Книпкамп пессимистично указывал на сентябрь. И это он еще был оптимист, потому как танк продолжали править.
В виду увеличения длины корпуса до примерно 7 метров потребовалось переделывать опорные катки, а ширину трака увеличивать до 760 мм. И это не стало пределом. 19 октября 1942 года появился проект подвески, на которой стояло не 2+2 опорных катка в ряд, а 8 (4 сдвоенных) катков диаметром 800 мм. Это безумие строить не стали, но облик у VK 45.03 был веселый. 25 ноября 1942 года состоялось совещание, на котором пересмотрели толщину брони корпуса. Официально усиление броневой защиты произошло 3 января 1943 года, но на самом деле уже к 1 января были подготовлены чертежи корпуса с увеличенной до 150 мм верхней лобовой плитой корпуса.
К тому моменту работы по тяжелому танку Typ 180 уже прекратились, а вот заказ по башням никто не отменял. Для понимания комичности происходящего, башню никто не трогал, особенно по броневой защите. Кроме того, от почившего конкурента было решено взять идею смотрового прибора механика-водителя, представлявшего собой цилиндрическую установку. Появился прибор (датирован 4 января 1943 года) неслучайно: использовавшийся ранее смотровой лючок для лобовой плиты толщиной 150 мм уже не годился. Финальным решением стал отказ от любых лючков, вместо них взяли перископический прибор, вращающийся, аналогично MK-IV, вокруг своей оси. Для его установки появилось сварное основание.
Между тем, унификация «Тигра» и «Пантеры» продолжались. 10 февраля 1943 года было принято решение об унификации VK 45.03 и Panhter II. Помимо двигателя и системы охлаждения, предполагалось их унифицировать по КПП (ZF-Alklauen AK 7-200) и части трансмиссии, опорным каткам (они становились внутренней амортизации). Ширина трака VK 45.03 выросла до 800 мм, а транспортные траки шириной 660 мм становились основными траками Panther II. Переделки привели к тому, что 23 марта 1943 года был использован индекс Tiger H4, но дальше было решено прекратить данное безобразие. Танку вернули индекс VK 45.02(H) и обозначение Tiger II.
Унификация продолжалась недолго. 4 мая 1943 года было решено от Panther II отказаться, ибо боевая масса превысила 52,5 тонны. Спустя год, конечно, появились «Ё-мобили», но вряд ли бы чего из этой идеи выгорело. Что же касается VK 45.02(H), то отчасти прогноз Книпкампа оправдался. Первый образец танка, который со 2 июня 1943 года обозначался как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, изготовили в октябре 1943 года. Получилось слегка не то, что планировалось изначально. Попытка унификации привела к тому, что танк отчасти напоминал увеличенную «Пантеру». При этом боевая масса, по сравнению с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, выросла на 10 тонн.
Нельзя сказать, что танк получился совсем плохим. Идея башни с развитой кормовой нишей была удачной, правда, «голову» пришлось далее усиливать и упрощать. Была устранена проблема с обслуживанием трансмиссии, по крайней мере, теперь не надо было разбирать пол-танка. Но боевая масса, которая даже с исходной башней превысила 65 тонн — это слегка перебор. Да и в целом сложилась ситуация, когда тяжелый танк нового поколения не смог превзойти по эффективности предшественника.
Список источников:
-
-
- Документы Bundesarchiv (BAMA)
- US NARA
- Germany’s Tiger tanks: VK45.02 to TIGER II Design, Production & Modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 1997
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- www.panzerbasics.com
-
источник: https://dzen.ru/a/Z2GCNTyHYwVfTTLB