Боевые действия Курильского десанта против 11-го танкового полка в боях на Шушму 18 августа 1945 года
Содержание:
Есть мнение, что у каждого историка есть своя специализация. Причем это зачастую не только вполне определенный период, но и вполне определенное направление. И чем ближе к нашему времени объект изучения, тем больше появляется направлений по темам изучения. Например, у вашего покорного слуги основное направление — это бронетехника периода 1920-1945 гг, с некоторыми вкраплениями послевоенного периода. Причем в основном это касается «железа», а боевое применение, в основном, сводится к анализу боевых качеств машины. Ибо «железо» и «боёвка» — это две большие разницы. Тем более надо лично пощупать то, чем занимаешься.
Вместе с тем, есть некоторое число тем, которое связано непосредственно с боевым применением техники, которое мне лично интересно. Ибо по тем местам обильно походил ногами и примерно понимаю, что к чему. Одной из таких тем является Курильская десантная операция, а именно бои на острове Шумшу 18 августа 1945 года. Это была последняя операция Второй мировой войны. Так сложилось, что именно тут в последний раз японские танки ходили в бой. Есть разные мнения о том, что именно произошло и с какими результатами. Так получилось, что на месте этих боёв был не один раз, так что решил, скажем так, обобщить имеющуюся информацию.
В глубоком тылу
Для начала стоит рассказать о том, что же представляло собой место, где состоялось последнее сражение Второй мировой войны. Остров Шумшу, самый северный остров Курильской гряды, существенно отличается от остальных. Во-первых, он один из немногих островов Курильской гряды не вулканического происхождения. Что очень сильно сказалось на его рельефе. На языке айнов название острова переводится как «большая земля», иногда его называют еще и «плоская земля». Если вы посмотрите на соседние острова, поймете, почему. Во-вторых, Шушмшу и соседний Парамушир имеют важнейшее стратегическое значение. Только здесь имелась возможность организовать более-менее безопасный порт.
Неслучайно именно на Шумшу и Парамушире, еще до того, как они стали японскими, находились поселки. Здесь шла активная торговля местного населения с русскими. После того, как Курилы (Тисима, или Чисима, как называют их японцы) отошли Японии, на месте поселка айнов Майруппо, остров Шумшу (яп. Сюмусю) появился японский поселок. Правда, большинство жителей Катаоки первую зимовку не выдержали. Но постепенно места обживались. По соседству, на Парамушире (яп. Парамусир) появился поселок Касивабара. В виду суровости местного климата основная масса поселений севера Курил была сезонной. Кроме как рыбалкой, тут особо было заниматься нечем. Лес, особенно на Шумшу, низкорослый, для строительства не годится.
Для Японии Курилы были глубоким тылом. У них, конечно, были свои планы на Камчатку, но что-то серьёзно, с точки зрения военного направления, началось только к 1940 году. Катаока и Касивабара стали военно-морскими базами. Впрочем, всё равно основным направлением деятельности являлось рыболовство. На островах, особенно Парамушире, активно строились консервные заводы. Причем основная их концентрация была в районе Второго Курильского пролива, где как раз находились указанные выше населенные пункты.
Ситуация изменилась весной 1943 года. После того, как японских военных погнали с Алеутских островов, Шумшу и Парамушир стали если не прифронтовой зоной, то близко к тому. Также объектом повышенного интереса со стороны американцев стал остров Матуа. Крайне негостеприимный, этот остров также имел стратегическое значение. Неслучайно американский флот с 1943 года ходил по одному маршруту — Матуа-Шумшу-Парамушир, обстреливая как военно-морские базы, так и местную инфраструктуру. Итогом стало то, что к августу 1945 года большинство перерабатывающих заводов на Шумшу и Парамушире было выведено из стоя.
Естественно, японцы не сидели, сложа руки. Начиная с 1943 года по всей протяженности Курильских остров началось возведение оборонительных сооружений. Наибольшее их число, естественно, построили на Шумшу, Парамушире и Матуа. Последний — это вообще отдельная песня, там, похоже, сидел безумный фортификатор, поскольку там почти нет одинаковых ДОТ-ов, все разные. Впрочем, на Шумшу тоже накопали и настроили много чего. Часть этих оборонительных сооружений сохранилась до наших дней. В некоторых из них строили (и строят) тепляки.
Одновременно шло строительство аэродромов. Самый большой находился в непосредственной близости от Катаоки. Второй, с деревянной взлетной полосой, разместился севернее Касивабары. В центре Шумшу построили аэродром Мийосино (позже Кузьминовский), с полосой из стальных плит. В районе мыса Чибуйный была недостроенная полоса (аэродром подскока). Наконец, на озере Биттобу построили плотину, что позволило организовать здесь гидроаэродром. Всё это строил местный гарнизон. Нередко пишут про военнопленных китайцев, но на самом деле это был японский стройбат, где было много корейских солдат. Без особой мотивации тут мало что можно построить.
Надо сказать, что оборону Курильских островов несколько преувеличивают. Особенно это касается Шумшу. Поскольку между СССР и Японией был подписан договор о ненападении, атака со стороны Камчатки виделась маловероятной. Поэтому существенных позиций на севере Шушму было мало. На случай прорыва противника вглубь острова имелись артиллерийские позиции и цепь оборонительных сооружений вокруг Катаоки, но если посмотреть, что там находилось, появляются большие сомнения в возможности долго держать оборону. Особенно после того, как на Хоккайдо перевезли часть артиллерии. Тем самым оборону периметра Катаоки сильно оголили.
Основой обороны Шумшу являлась 91-я пехотная дивизия, сформированная в апреле 1944 года генерал-лейтенантом Фусаи Цуцуми (у нас он обычно указывается как Цуцуми Фусаки). До того он командовал 1-м Курильским гарнизоном. Боевого опыта у этой дивизии не было, максимум некоторые подразделения сидели на Киске, откуда их в 1943 году эвакуировали. В основном дивизия занималась тем, что строила оборонительные сооружения на острове. Преимуществом было хорошее знание местности, которое, впрочем, 18 августа 1945 года не особо помогло.
Для усиления гарнизона Шумшу в 1944 году сюда был переведен 11-й танковый полк. Изначально его сформировали в Маньчжурии, 1 марта 1940 года. Вплоть до февраля 1944 года полк входил в состав 2-й танковой дивизии. Далее, 10 февраля 1944 года, было решено перевести полк на Шумшу. В конце февраля того же года полк перевели на Хоккайдо, а дальше он оказался на самом северном острове Курильской гряды. Местом его дислокации стала база к югу от Катаоки.
Можно сказать, что это была наиболее боеспособная часть на Курилах. Командовать полком поставили подполковника Икеду Суэо, который не только имел довольно богатый опыт боевых действий в Китае, но и являлся известным человеком в японских танковых войсках. Непосредственно 11-м танковым полком он начал командовать в самом конце 1944 года, а до того преподавал в танковом училище. Занимался он, в том числе, и тактикой ведения боевых действий. При нем машины 11-танкового полка получили на башнях обозначение 士, что означает «самурай». Звание полковника Икеда Суэо получил уже в 1945 году. По состоянию на август 1945 года в составе полка находилось 64 танка (25 лёгких Тип 95 Ха-го, 19 средних Тип 97 Чи-ха и 20 средних Тип 97 Шинхото Чи-ха). Часть Шинхото Чи-Ха являлись модернизированными Чи-Ха, то есть заменили башни и крыши подбашенных коробок.
Следует также отметить, что вплоть до лета 1945 года на Шумшу также действовала 2-я отдельная танковая рота легких танков, под командованием капитана Ито Рикио. В дальнейшем ее влили в состав 11-го танкового полка как 4-ю танковую роту. Раньше было предположение, что это бывшая 6-я танковая рота с острова Матуа, но это оказалось неверной информацией. С Матуа 6-ю отдельную танковую роту отправили на Хоккайдо. Еще одна танковая рота находилась на острове Уруп, но она так и не повоевала. В отличие от 11-го танкового полка, который сыграл в боевых действиях 18 августа 1945 года ключевую роль.
Не сработавший, как надо, главный аргумент гарнизона Шумшу
История боёв Курильского десанта, в разных случаях, имеет разное прочтение. Это касается как хода боевых действий, так и потерь. В своё время некоторые краеведы договорились до 48 процентов погибших в десанте. Хотя есть вполне известные цифры погибших и пропавших без вести. Ничуть не меньше разночтений и с точки зрения того, как шли боевые действия, а главное где. Причем тут часто не стыкуются между собой ни советские, ни японские источники.
К последним вообще стоит относиться крайне настороженно, поскольку ни схемы, ни показания/воспоминания часто не стыкуются с реальностью. Начиная с того, что якобы уже гарнизон подготовился к сдачи, и тут десант. На самом деле приказа о капитуляции еще не поступило. А вот танковые роты уже по острову успели расползтись. Например, 3-я и 4-я роты находились в центре острова, к северо-западу от аэродрома Мийосино. Именно поэтому позже танки капитана Ито первыми оказались в районе высоты 171.
Отдельно, кстати, надо упомянуть высоту. К сожалению, у нас нередко в топографию не смотрят, делая некоторые ошибки. Так вот, в случае с высотой 171 именно такой случай. Гора Северная, она же Дзётайдзан, она же высота 171 (она же высота 170,7) — это совсем не то, что многие подумали. Она находится за другой высотой, за которую часто принимают Высоту 171. Она известна как Малая высота, она же Высота 165, она же Высота 168, она же Отайдзан. А Сирей-сан, или Сирейдзан — это название всей этой группы, переводится как «Четырехгорье». Поскольку рядом находится еще две высоты. Так или иначе, но под боями за Высоту 171 на самом деле подразумеваются боевые действия за Высоту 168 (или 165).
Ничуть не меньше веселых нестыковок и со временем боевых действий, и с количеством подбитых танков. Каноничная советская версия говорит об атаке в 2 часа дня группы японских танков, с полковником Икедой и флагом. В ее ходе было уничтожено 17 танков. Изучение архивных документов Камчатского Оборонительного Района выявило наличие еще одного отчета, с 7 танками, которые утром прорвались на высоту. Наконец, японская версия говорит о 24 подбитых танков, но разговор идет об утре. Причем там атака 4-й роты показана отдельно, а основные силы выполняют странные маневры. Которые еще и не бьются с битыми танками, часть из которых всё еще стоят на месте своей гибели.
Насчет несостыковок по времени ситуация объясняется довольно просто. Во-первых, есть разница с часовыми поясами. Во-вторых, реально атак было две. То есть тут японская схема правдива. Подтверждается это и воспоминаниями японских военных. Поскольку четвертая рота была ближе всех, она первой прибыла к району Малой Высоты. Там она пошла в атаку, несколько потеснив десант. Но легкие танки Ха-Го, обладавшие противопульной броней, быстро попали под ответный огонь. Из 11 танков 4-й роты было потеряно 7. Машина капитана Ито Рикио была подбита, более в бою он не участвовал. До 2010 года этот танк стоял возле мачты ВРМ, далее ее увезли на Сахалин, где она стоит и по сей день.
А вот что было дальше, гораздо интереснее. Надо сказать, что критики десанта, рассказывающие о якобы ненужной спешке, слегка не понимают, чего несут в эфир. Даже с учетом больших потерь, понесенных в ходе высадки, всё было сделано правильно. Особенно в ситуации, когда, по ряду причин, точных данных не имелось. Японские войска на Шумшу просто не успели среагировать. К моменту, когда 4-я рота неслась на всех порах, Курльский десант был в выигрышной ситуации. Если бы японские танки подождали, то Четырехгорье оказалось занято советскими десантниками. Поэтому действовать пришлось именно так, как оно и случилось далее.
Учения 11-го танкового полка в северной части Шушму были неоднократно, в том числе и летом 1945 года. Отрабатывали они и действия против десанта с мыса Кокутан (ныне мыс Курбатова). Откуда, собственного говоря, в итоге и пришел Курильский десант. Так вот, японская схема слегка так не стыкуется с действительностью. Если исходить из этой схемы, то основные силы полка обходили Малую Высоту и предполагали отрезать десант от основных сил. Но почему-то пришлось огибать высоту и уходить по дороге между высотами 168 и 171. Всё это вообще не бьётся, исходя из бренных останков японских танков.
На самом деле план был следующий. Часть сил действительно должна была отрезать часть десанта, но при этом часть танков шла по дороге на мыс Кокутан. Несколько танков 2-й танковой роты смогли пройти по этой дороге, но дальше их уничтожили огнем противотанковых ружей. Один из этих танков (машина офицера-стажера Танака Акио) так и стоит, скинутый после войны с дороги. Его расположение делает схему боя слегка так не соответствующей реальности. Также в тех местах действовали танки 1-й и 3-й рот.
А что же с маневром по охвату десанта со стороны Малой Высоты? А он не получился. Непосредственные участники этой атаки до сих пор стоят на своих местах, кто на видном месте, кто застрявшим в ручье. Их противниками стали морские пехотинцы, вместе с которыми было несколько ПТР-щиков. Командовал группой техник-лейтенант А. М. Водынин, который погиб, бросившись под танк со связкой гранат. Его примеру последовал сержант С.И. Рындин. Еще по одному танку уничтожили старшина П.В. Бабич и старший матрос М.В. Власенко, оба некоторое время считались погибшими.
В общей сложности попытка отрезать десант и прорваться на мыс Кокутан стоила 11-му танковому полку не менее 7 танков. Случилось это, в том числе, по той причине, что танки действовали в одиночку, без пехоты. Причинами тому были как несогласованность действий пехоты с танками, так и поведение командования 11-го танкового полка. С учетом того, что в составе вооружения Курильского десанта было 189 противотанковых ружей, такое поведение было сродни самоубийству. То же самое можно сказать и про финальную атаку полка. Ту самую, с флагом наперевес. Танки пошли на прорыв по дороге между высотами, дойдя до стрелковых ячеек, которые успели выкопать десантники. А дальше всё, своё слово сказали ПТРД.
Основная масса танков (около 10 штук) была уничтожена именно в этой, бессмысленной атаке. В ней погибло командование полка, а также основной офицерский состав. Самым высокопоставленным офицером, который остался жив, оказался капитан Ито Рикио. Он и принял командование полком. Помимо того, что полк потерял 24 танка за несколько часов, он перестал представлять из себя полноценную боевую единицу. Танки-то остались, но основная масса офицеров управления погибла. Дальнейшие боевые действия во многом оказались лишены смысла. В дальнейшем танки в боевых действиях участия не принимали. 18 августа уже всё было кончено, начались переговоры.
Боевые действия на Шумшу лишний раз показали простую истину — танки без прикрытия пехотой долго не живут. Самое интересное, что летом 1945 года 11-й танковый полк проводил учения по взаимодействию с пехотой. Но на практике танкисты ускакали в бой без прикрытия, получив ожидаемые результаты. В условиях, когда Курильский десант был насыщен противотанковыми средствами, иного исхода и быть не могло. Не помогла ставка и на помощь основных сил, которые находились на Парамушире. 16 плавающих танков Ка-Ми прибыли на остров слишком поздно и в боях не участвовали.
Материал посвящен памяти Вячеслава Мысова (г. Усть-Камчатск), сделавшего много с точки зрения исследования боевых действиях на Курилах
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- Материалы Исторического выставочного центра «Город воинской славы», г. Петропавловск-Камчатский
- Type 95 Light Tank, Ground Power
- exarchmk.livejournal.com
- Архив автора
-
источники: https://dzen.ru/a/ZutlE6DbkRgchS57