Юрий Пашолок. Вынужденный лидер советского танкостроения межвоенного периода

7

Юрий Пашолок. Вынужденный лидер советского танкостроения межвоенного периода

Популярно о Т-26, самом массовом танке 30-х годов

Содержание:

Первое время век танков был очень недолог. В среднем они проводили на конвейере всего несколько лет, после чего сменяли новые модели, часто созданные почти с нуля. Связано это было с тем, что требования на танки росли гораздо быстрее, чем в период после Второй мировой войны. Вместе с тем, хватало примеров, когда танк находился в производстве и пять лет, а то и дольше. Зачастую это было вынужденным решением, поскольку заменять оказывалось нечем. Чаще всего такие танки оказывались не только долгожителями, но и одними из самых массовых в тех армиях, для которых они создавались.

Т-26 стал для Красной Армии этапной машиной. Одновременно он стал самым массовым танком 30-х годов

Т-26 стал для Красной Армии этапной машиной. Одновременно он стал самым массовым танком 30-х годов

В 30-е годы на вооружении Красной Армии находилось несколько танков-долгожителей, которые оказались таковыми вынужденно. Речь идет о Т-26 и Т-28. В случае с отпрыском английского Vickers Mk.E так получилось, что он оказался еще и самым массовым танком 30-х годов. Само его появление можно считать вынужденным решением, что не помешало Т-26 стать рабочей лошадкой Красной Армии. Ни один другой советский танк межвоенного периода не воевал столько, сколько это пришлось 26-му.

Безальтернативный танк сопровождения

Как гласит одна поговорка, каждый подвиг является следствием чьей-то ошибки. Вот и появление в системе вооружения Красной Армии экспортного английского легкого танка имело свои причины. Бодрый старт в виде Т-18 (МС-1) довольно быстро превратился в эпопею с попытками модернизации танка, дабы повысить его скорость. В результате появилось два танка — Т-19 и Т-20. Работы по обеим машинам затянулись, поэтому к началу 1930 года возникла идея закупки за рубежом танков-одноклассников, которые, как минимум, могли бы стать носителями технологий.

Vickers Mk.E, прародитель Т-26

Vickers Mk.E, прародитель Т-26

Надо сказать, что идеи перенести на тот же Т-19 часть элементов Vickers Mk.E вполне имели место. Но очень быстро от этих предложений оказались. Как бы кто не хотел выдать желаемое за действительное, но Т-19 был безнадежен. Этот танк являлся представителем школы середины 20-х годов, а появившийся спустя несколько лет Vickers Mk.E имел куда более прогрессивную конструкцию. Не говоря уже о том, что он куда лучше подходил с точки зрения освоения на отечественных заводах. На фоне затягивания работ по Т-19 решение, принято 13 февраля 1931 года, было абсолютно логичным и безальтернативным.

Таким Т-26 предполагался в крупной серии. В правой башне стояла 37-мм танковая пушка Б-3

Таким Т-26 предполагался в крупной серии. В правой башне стояла 37-мм танковая пушка Б-3

Говорить, что В-26 (как у нас иногда называли Vickers MK.E) вызывал восторг, не получится. Тот же мотор воздушного охлаждения, который имел склонность к перегреву, пытались заменить на что-то еще. Танки ТММ-1 и ТММ-2 появились не на пустом месте. Но поговорка «лучше синица в руках, чем журавль в небе» также появилась не на пустом месте. Любителям порассуждать, как и кому что надо делать, иногда надо вылезать из своего астрала страны советов. Танк был нужен здесь и сейчас, а не когда-нибудь. В этом смысле Vickers Mk.E не имел никаких альтернатив.

В виду того, что выпуск пушки Б-3 был завален, большинство двухбашенных Т-26 имело чисто пулеметное вооружение

В виду того, что выпуск пушки Б-3 был завален, большинство двухбашенных Т-26 имело чисто пулеметное вооружение

Кроме того, одна птичка тут напела, что иногда надо выключать режим «всё плохо» и смотреть, в чем же были положительные стороны. Внезапно выяснится, что достоинств у танка гораздо больше, чем недостатков. Vickers Mk.E, на момент появления, был лучшим легким танком сопровождения. В отличие от танков Кристи, для которых требовалось вписывать новый класс танков, детище Джона Кардена и Вивиана Лойда отлично вписалась в систему вооружения. Даже двухбашенный вариант танка выглядел не так плохо, как может показаться. Исходно советский заказ предполагал установку в правой башне 37-мм пушки Б-3. То, что большинство двухбашенных Т-26 было пулеметными, это уже результат неготовности промышленности к выпуску новых пушек.

Цилиндрическая двухместная башня с 45-мм танковой пушкой обр1932 года

Цилиндрическая двухместная башня с 45-мм танковой пушкой обр1932 года

Т-26 превосходил Т-18, который он сменил на заводе «Большевик», во всём. Этот танк был способен на длительные марши, которые совершал на вполне приличной средней скорости — около 20 км/ч. Даже в конце 30-х годов средняя скорость движения танков по шоссе составляла примерно 25 км/ч. Про начала 30-х годов и говорить не приходилось, у части танков это была максимальная скорость. С точки зрения проходимости Т-26 также был очень неплох. Самое же главное, что у него имелся внушительный запас по развитию, который в полной мере был реализован советскими инженерами.

Постепенно сварки становилось всё больше, ввели штампованную неподвижную бронировку, а также 45-мм пушку обр.1934 года. На снимке опорные катки еще старые, позже появились составные катки, более надежные

Постепенно сварки становилось всё больше, ввели штампованную неподвижную бронировку, а также 45-мм пушку обр.1934 года. На снимке опорные катки еще старые, позже появились составные катки, более надежные

За 1932 год, когда Т-26 пошел в крупную серию, танк очень существенно доработали. Это оказалось связано не только с производственными возможностями завода, но и явными недоработками прародителя. Особенно плохо было с приборами наблюдения. Кстати, рассказы про то, что англичане типа сделали более стойкую броню, которая получилась тоньше, полная чушь. Как эта «стойкая» броня показала себя в бою, хорошо видно по английским и польским «Виккерсам». Что советская, что польская броневая сталь оказалась более стойкой, при этом толщину пришлось делать больше. Естественно, боевая масса танка стала больше, но не существенно.

Фары боевого света ставились они с 1937 по 1939 годы. Также можно видеть зенитную пулеметную установку П-40

Фары боевого света ставились они с 1937 по 1939 годы. Также можно видеть зенитную пулеметную установку П-40

С 1933 года в серию пошел Т-26 с цилиндрической башней, который еще на старте выпуска обогнал Vickers Mk.E Type B. Последний имел весьма неудачную башню с откровенно примитивными приборами наблюдения и 47-мм пушкой, которая заметно уступала 45-мм танковой пушке. И чем дальше шел выпуск, тем существеннее становилась разница. С 1934 года корпуса и башни имели преимущественно сварную конструкцию, массово ставили радиостанции с поручневыми антеннами. Про объемы выпуска и говорить не приходилось, военные всего мира могли о таком количестве танков только мечтать.

С 1938 года ввели коническую башню

С 1938 года ввели коническую башню

Надо сказать, что о замене Т-26 думали еще с 1933 года. Результатом стало появление колесно-гусеничного танка Т-46-1. Его даже приняли на вооружение, случилось это 28 января 1936 года. По планам, уже в 1937 году Т-46-1 должен был сменить Т-26 на конвейере завода №174. Но что-то явно пошло не так. С танком явно перемудрили, захотев вместо танка сопровождения что-то очень быстрое, с огнеметом и много чем еще. Результатом стал в 1,5 раза более тяжелый и в 2,5 раза более дорогой танк, оказавшийся еще и более сложным. Освоить в серии его так и не смогли, поэтому выпуск Т-26 и машин на его базе продолжился. Последние танки сдали уже в 1941 году, собирая их из задела.

Так танк выглядел в 1939-41 годах

Так танк выглядел в 1939-41 годах

Ситуация вокруг Т-26 была совсем не уникальной. Тот же Pz.Kpfw.II, его прямой одноклассник, производился около семи лет, также пережив сменщика (La.S.138), причем ситуация оказалась похожей. «Двушку» пришлось еще и доводить до кондиции перед запуском в крупную серию. У нас же Т-26 пытались сменить раза три, но получилось это, отчасти, только в 1941 году. При этом Т-26, начиная с 1937 года, весьма существенно доводили до ума. Если посмотреть на танк 1937 года выпуска, и машину, которая выпускалась под конец производства, то несложно заметить существенную разницу.

Экранировка появилась по опыту боевых действий в советско-финляндской войне. Ставили ее не так часто, поскольку нагрузка на шасси перешла предел

Экранировка появилась по опыту боевых действий в советско-финляндской войне. Ставили ее не так часто, поскольку нагрузка на шасси перешла предел

Надо сказать, что Т-26 можно было развивать и дальше. Предполагалось переводить его на дизельный мотор «744», ставить новую ходовую часть, усиливать защиту. Но делать этого не стали, решив таки создать принципиально новый танк. Вот только даже над Т-50 судьба посмеялась. «Потенциальной лучший легкий танк» почти незаметно промелькнул в рядах Красной Армии, в отличие от Т-26, который оказался совсем не лишним.

Рабочая лошадка с богатым боевым опытом

Т-26 предпочитают ругать, указывая на его недостатки. Между тем, по той же логике и в других странах тоже танки выпускать было не надо, ибо «всё равно умрут». Если перестать заниматься ерудной и вспомнить, зачем и когда создавались танки сопровождения, подобные вопросы отпадут. Для тех, кто забыл, стоит напомнить. Танк сопровождения создавался, прежде всего, для усиления пехотных подразделений. На то время главными противниками таких танков было стрелковое оружие винтовочного калибра, причем «тяжелые» пули появились уже в начале 30-х годов, когда «Виккерсы» и его потомство запускались в серию.

Т-26 стал постоянным участником тактических учений. Также он стал первым советским танком, который массово использовался в боевых действиях, в том числе в других армиях мира

Т-26 стал постоянным участником тактических учений. Также он стал первым советским танком, который массово использовался в боевых действиях, в том числе в других армиях мира

С этой точки зрения Т-26 был очень хорошим танком, что показали боевые действия в Испании. Собственно, там он применялся по своему прямому назначению. Ставка на легкий танк с пушечно-пулеметным вооружением оказалась правильной. Причем Т-26 показали себя лучше, чем колесно-гусеничные БТ-5. В том числе и потому, что являлись более стабильной огневой платформой. Благодаря наличию 45-мм танковой пушки Т-26 не оставлял ни одиного шанса итальянским и немецким малым танкам с чисто пулеметным вооружением. Впрочем, тогда же проявились первые проблемы с броневой защитой. Одними из главных врагов танков стали крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные автоматические пушки.

Во время Советской-финляндской войны

Во время Советской-финляндской войны

Неплохо себя показали Т-26 и в боях против японской армии в Китае. Надо сказать, что Т-26 оказался не только самым массовым танком 30-х годов, но и наиболее массово поставлявшимся за рубеж советским танком. Слово «экспорт» тут выглядит не совсем корректно, но если посмотреть, сколько танков поставили в Испанию, Китай и Турцию (всего более 400 танков), успехи Vickers Mk.E выглядят очень скромно. Также Т-26 стал для Красной Армии наиболее востребованной платформой с точки зрения создания спецмашин. На его базе выпускались химические (огнеметные) танки, различные САУ, изготовили 65 групп телемеханических танков ТТ-26/ТТ-131. Подобно Т-28, по ходу советско-финляндской войны Т-26 получали экранировку. И если 26-е ее с трудом, но выдерживали, то БТ, в заводских условиях, почти не экранировали.

В ходе прорыва блокады Ленинграда, январь 1943 года

В ходе прорыва блокады Ленинграда, январь 1943 года

Естественно, к началу Великой Отечественной войны Т-26 морально устарели. Отношение в войсках к ним было не лучшее (дед автора канала, который воевал на Ленингадском фронте, называл их «Прощай, Родина!»). Тем не менее, 26-е продолжали активно воевать на Ленинградском и Карельском фронтах вплоть до лета 1944 года. Не менее показательно то, что последний бой советских танков в годы Второй мировой войны, на территории Сахалина, также не обошелся без Т-26. Там где машина применялась по назначению (особенно когда пехота танк поддерживает, а не меланхолично ждет, когда его подобьют), Т-26 был актуален и под конец войны.

В Красной Армии эти танки массово применялись летом 1945 года. В других странах они прослужили еще полтора десятилетия

В Красной Армии эти танки массово применялись летом 1945 года. В других странах они прослужили еще полтора десятилетия

Т-26 стал тем, что называют «рабочей лошадкой». Да, он не такой стремительный, как БТ, не был он и чем-то выдающимся. Тем не менее, сложно переоценить этот танк с точки зрения полезности для Красной Армии. Если Т-18 были актуальны всего несколько лет, и даже как учебные машины, к концу 30-х годов, выглядели сомнительными, Т-26 оставался полноценной боевой машиной. Ни один другой танк 30-х годов не воевал так интенсивно, как Т-26. И нельзя сказать, что воевал он плохо, особенно в 30-е годы.

Список источников

      1. РГВА
      2. РГАЭ
      3. ЦАМО РФ
      4. РГАКФД
      5. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/Zk8GTMiG2Et7A8MH

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account