Юрий Пашолок. Вынужденное решение по среднему штурмовику на запасном шасси

16

Юрий Пашолок. Вынужденное решение по среднему штурмовику на запасном шасси

Рассказ о немецкой штурмовой САУ StuG IV из Музея Техники Вадима Задорожного

В годы Второй мировой войны немецкая армия стала одним из лидеров по боевому применению самоходной артиллерии. Поначалу ставка делалась на «самоходные лафеты» с противопульной броней. Причем это касалось как истребителей танков, так и штурмовых САУ. Вместе с тем, в дальнейшем стала складываться ситуация, когда более правильным решением оказалась концепция хорошо защищенной штурмовой артиллерии. Неудивительно, что самой массовой гусеничной боевой машиной немецкой армии стала самоходная артиллерийская установка StuG 40 Ausf.G. При этом она была не единственной такой боевой машиной, которая производилась немецкой промышленностью.

Нынешнее состояние САУ

Нынешнее состояние САУ

В коллекции Музея Техники Вадима Задорожного имеется довольно крупная коллекция немецкой военной техники. В основном она восстановлена силами музейной мастерской. В том числе тут сразу несколько самоходных артиллерийских установок семейства StuG. Одной из них является артиллерийская установка StuG IV, которая вынужденно выпускалась в 1944-45 годах. По сути, это та же StuG 40 Ausf.G, но в качестве базы использовалось шасси танка Pz.Kpfw.IV.

В ходе работ по нанесению тактических знаков

В ходе работ по нанесению тактических знаков

Первоначально идея изготовлять StuG на шасси Pz.Kpfw.IV появилась еще в начале 1943 года. Тогда прорабатывался вопрос установки несколько измененной рубки на шасси 9./B.W., которое несколько отличалось от Pz.Kpfw.IV. Правда, боевая масса данного шасси отпугнула от такой идеи. Посему наработки Krupp не пригодились, а в дальнейшем появилась более разумная идея — Jagdpanzer IV. Выпускал не Krupp, а VOMAG, но в целом идея та же. Но при этом к вопросу установки рубки StuG 40 Ausf.G на шасси Pz.Kpfw.IV пришлось вернуться, и уже по совсем иным причинам.

100% известных ныне StuG IV - это найденные на полях сражений машины, часто в виде кусков

100% известных ныне StuG IV — это найденные на полях сражений машины, часто в виде кусков

23 ноября 1943 года Alkett, главный производитель StuG 40, подвергся бомбардировке. 26 ноября рейд повторился. Заводу были нанесены очень большие повреждения, в результате за ноябрь удалось сдать 98 САУ. Для сравнения, в октябре сдали 257 StuG 40 Ausf.G и 11 StuH 42 Ausf.G. Оставалась резервная площадка в виде MIAG, плюс имелся большой запас рубок. Но пришлось искать альтернативные решения по шасси. 6-7 декабря 1943 года состоялось совещание, в ходе которого приняли решение о создании гибрида — шасси Pz.Kpfw.IV, а рубка, с минимальными изменениями, от StuG 40 Ausf.G.

StuG IV стал "быстрым решением" для увеличения объемов выпуска "штурмовиков"

StuG IV стал «быстрым решением» для увеличения объемов выпуска «штурмовиков»

Так на свет появилась САУ, известная как StuG IV. Первый образец машины был собран Alkett во всё том же декабре 1943 года. Рубка от StuG 40 Ausf.G плюс-минус влезла по ширине, но поскольку она была короче боевого отделения Pz.Kpvfw.IV, пришлось пойти на хитрость. Слева установили рубку механика-водителя, а справа появился броневой лист, которым прикрыли дырку от не влезшей туда рубки. Решение так себе, но оно имело важное производственное решение. За счет того, что рубка менялась минимально, имела место унификация. А это тогда оказалось важнее.

Данный экземпляр собран из фрагментов

Данный экземпляр собран из фрагментов

Непосредственно сам Alkett изготовил всего 30 таких САУ. Дело в том, что производство StuG 40 Ausf.G пострадало, но всё же не фатально. Вскоре выпуск вышел на плюс-минус приемлемый уровень. Плюс шасси были привозные, с Nibelungwerk (номера шасси в пределах 89324-89382). Но от от идеи StuG IV не отказались. Производителем машины назначили Krupp, точнее, его подразделение Grusonwerk, которое занималось производством Pz.Kpfw.IV. Одновременно два изделия Grusonwerk потянуть не мог, поэтому в январе 1944 года выпуск Pz.Kpfw.IV прекратился. Такая вот ирония — первым перестал танк выпускать его первый производитель.

Машина имеет признаки ранних и поздних серий

Машина имеет признаки ранних и поздних серий

Надо сказать, что запуск StuG IV в серию весьма так оживил производство на Grusonwerk. Если посмотреть на динамику выпуска Pz.Kpfw.IV, то во второй половине 1943 года объемы снижались. Зато после запуска в серию StuG IV объемы выпуска стали болтаться в районе 90-95 машин за месяц. Просадки случались, но это общий привет союзной авиации, которая периодически наносила визиты вежливости. Так или иначе, но за 1944 год удалось сдать 1006 StuG IV, плюс еще 105 в 1945 году. Причем StuG IV оказался последней САУ на базе Pz.Kpfw.IV, которую прекратили выпускать.

Прямоточные патрубки появились во второй половине 1944 года

Прямоточные патрубки появились во второй половине 1944 года

Будем откровенными, StuG IV был чисто производственным решением, можно сказать, эрзацем. Дело в том, что по качествам шасси StuG 40 его явно превосходил. Помимо того, что StuG IV получился на две тонны тяжелее, плавность хода у машины была совсем не выдающейся. Почти 26 тонн для шасси Pz.Kpfw.IV — это уже многовато. Кроме того, уже выпускалась Jagdpanzer IV, которая была и легче, и более защищенной, и более удобной для экипажа. Но чтобы освоить такую машину, требовалось время, которого у немцев не осталось. Поэтому гибрид Четверки и ШтуГа выпускался до самого упора.

Для постройки САУ использовались шасси Grusonwerk. Базовый танк при этом на Grusonwerk строить перестали

Для постройки САУ использовались шасси Grusonwerk. Базовый танк при этом на Grusonwerk строить перестали

Отчасти поэтому послевоенная судьба у StuG IV как-то не сложилась. Некоторое число данных машин войну пережило, но на фоне StuG 40 Ausf.G они выглядели далеко не лучшим образом. Поэтому те же чехи позже имевшиеся САУ данного типа переделали в T-40/75 N, благо конверсия САУ в танк не представляла проблем. Всего-то рубку на подбашенную коробку поменять, само шасси неизменное. В результате сложилась ситуация, когда из 1141 САУ до наших дней не сохранилась ни одна. Только в Польше имелась рубка данной машины.

Рубка механика-водителя

Рубка механика-водителя

То, что сейчас известно минимум о пяти таких САУ — это уже старания нынешних реставраторов. Сначала в Польше вытащили StuG IV в хорошем состоянии, машина восстановлена до ходового вида (ныне стоит в Познани). На той же волне было решено превратить рубку в полноценный экспонат, так образовалась вторая машина. Еще одна САУ собрана из «супового набора» в Австралии. Похожая ситуация с четвертой САУ, ее восстановили из кусочков StuG 40, StuG IV и Pz.Kpfw.IV. Данный аппарат, собранный в Прибалтике, ныне находится в Верхней Пышме.

Ходовая часть поздней конфигурации

Ходовая часть поздней конфигурации

Наконец, героиня данного материала появилась по схожему принципу. Как обычно, всё начинает складываться из рубки. Тут она имелась, дальше дело оставалось за малым — собрать шасси. С небольшими условностями, но его собрать удалось, причем оно ездит. Неважно, какие там внутри агрегаты, любители вопросов «а всё ли там родное» могут проходить мимо. В данном случае мнение полутора заклепочников, которые никогда не будут довольными, вообще можно игнорировать. Всего лет 15 назад машины данного типа считались утраченными, а теперь можно даже выбирать, какая машина сделана лучше.

По шасси StuG IV была равнозначна Pz.Kpfw.IV Ausf.J

По шасси StuG IV была равнозначна Pz.Kpfw.IV Ausf.J

В принципе, по общей конфигурации машина сделана вполне неплохо, но с некоторыми нюансами. Больше всего она ранний вариант САУ, выпускавшийся, по большей части, на шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.J. А дальше начинаются мелкие детали. С одной стороны, три поддерживающих катка и прямоточные патрубки вместо глушителя скорее тянут на поздний вариант Ausf.J. С другой стороны, сама рубка ранняя, еще без дистанционной установки пулемета. Плюс на раннюю версию надо наносить циммерит (перестали его наносить осенью 1944 года), что делают далеко не все. В любом случае, общее представление о StuG IV машина дает.

Все изменения шасси, соответственно, синхронизировались с Pz.Kpfw.IV

Все изменения шасси, соответственно, синхронизировались с Pz.Kpfw.IV

В стандартной комплектации на StuG IV вешали бортовые экраны, которые больше напоминали те, что устанавливались на StuG 40. Впрочем, есть приличное количество снимков, где этих самых экранов нет. ТАка что их отсутствие не является какой-то проблемой. Изначально экраны создавались для защиты от огня противотанковых ружей, но далее выяснилось, что они хорошо работают как защита от кумулятивных снарядов. Поскольку экраны несколько мешали на пересеченной местности, их иногда не ставили.

Рубка ранняя, с щитком вместо дистанционной управляемой пулеметной установки

Рубка ранняя, с щитком вместо дистанционной управляемой пулеметной установки

Как говорилось выше, рубка StuG оказалась слишком короткой для шасси Pz.Kpfw.IV. Поэтому механик-водитель получил рубку, которая была соединена с боевым отделением. Такое решение имело и свои плюсы. Для начала, механик-водитель имел отдельный люк, что было явным плюсом. Кроме того, на StuG IV отказались от смотрового прибора в лобовом листе. Вместо него механик-водитель получил два перископических смотровых прибора. С одной стороны, смотровой прибор в лобовой части рубки обеспечивал лучший обзор, с другой же, вероятность поражения его огнем ПТР был выше.

Командирская башенка, очень удачной конструкции. У Leopard 1, кстати, она чем-то похожа

Командирская башенка, очень удачной конструкции. У Leopard 1, кстати, она чем-то похожа

С точки зрения вооружения и рубки StuG IV и StuG 40 были идентичными. Разница только в том, что на StuG IV сразу перешли на орудийную установку с литой подвижной бронировкой. Иногда ее называют «свиным рылом», но на самом деле именовалась она как Topfblende (что не мешало рисовать на ней глаза и пасть, идея была весьма распространенная). Изначально оборонительное вооружение состояло из пулемета MG 34, который ставился за откидным щитком. Как раз такое можно видеть на данной машине. Позже стали ставить дистанционно управляемую пулеметную установку.

Водонепроницаемая фара Bosch - большая редкость на музейных машинах

Водонепроницаемая фара Bosch — большая редкость на музейных машинах

Безусловно, кое-какие неточности реставрации есть. Но в целом данная машина является очень даже достойной работой, особенно с учетом того, что собрана машина из кусков. Как минимум не хуже основной массы StuG IV, восстановленных аналогичным образом. Кроме того, такого ассортимента StuG нет даже в Кубинке. Одним словом, достойный экспонат, тем более что их сейчас по миру считанные единицы.

источник: https://dzen.ru/a/Zu-7R99ywWXTENco

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account