17
Юрий Пашолок. Вынужденно потяжелевший КВ-1с

Юрий Пашолок. Вынужденно потяжелевший КВ-1с

История появления незапланированного варианта «скоростного» танка КВ-1с с корпусом тяжелого танка КВ-1.

В начале 1942 года ситуация с тяжелым танком КВ-1 стала развиваться по плохому сценарию. В связи с работами, которые были направлены на упрощение машины, а также повышение броневой защиты, боевая масса достигла 50 тонн. В условиях ухудшения ситуации с производством и необходимостью форсировать выпуск танков это привело к резкому росту поломок. И так перегруженная машина стала страдать от выхода из строя коробок передач, в результате уже в начале 1942 года начали рассматриваться варианты решения проблемы. Одним из них, самым очевидным, стало решение облегчить машину. Происходило это в несколько этапов. 23 февраля 1942 годы вышло постановление ГКО №1331, согласно которому массу КВ-1 следовало снизить на 1,3 тонны. В тот же день вышло постановление ГКО №1332, согласно которому с 1 апреля 1942 года толщина стенок литой башни уменьшалась до 90–100 мм. И это было только началом. Становилось всё более очевидным, что потребуется более существенное изменение машины. Посему финальной точкой стало постановление ГКО №1878 «Об улучшении танков КВ», подписанного 5 июня 1942 года. По его итогам родился танк, более известный как КВ-1с. Старшим инженером машины был назначен М.Ф. Балжи, руководил темой Н.Л. Духов, общее руководство проектом осуществлял Ж.Я. Котин.

Сборка КВ-1с на ЧКЗ в сентябре 1942 года. Танк на переднем плане имеет опорные катки от КВ-1, вынужденная мера

Сборка КВ-1с на ЧКЗ в сентябре 1942 года. Танк на переднем плане имеет опорные катки от КВ-1, вынужденная мера

Согласно постановлению ГКО №1878, боевая масса танка снижалась до 42,5 тонн. Выполняя требования, конструкторы создали облегченный корпус, толщина бортов и кормы снизилась до 60 мм (гарантированное непробитие 3,7 cm Pak), а с лобовой части корпуса убрали экраны. Башню создали почти с нуля, она стала более компактной, а у командир появилась смотровая башенка. Удалось выиграть массу и за счет введения облегченной ходовой части. По итогам требования удалось выполнить. Первый опытный КВ-1с изготовили к 27 июля 1942 года. Уже первые испытания показали, что проведенные работы дали результаты. На первых тестах танк развил среднюю скорость 22,5 км/ч, а максимальная скорость достигла 43 км/ч. Это примерно соответствовало динамике среднего танка. Да, машина потеряла в броневой защите, но надо отметить, что к концу лета 1942 года у немцев уже имелось довольно много противотанковых средств, которые пробивали лобовую броню КВ-1 на средних дистанциях. Посему идея облегчить машину была верной. Тем более что в ГАБТУ КА еще весной 1942 года появилось требование к высокой подвижности тяжелых танков. Не менее важно то, что машина стала надежнее предшественника. Даже в условиях второй половины 1942 года, а также первой половины 1943 года, когда требование взвинтить темп выпуска привело к общему снижению качества танков, КВ-1с всё равно показывал себя куда более надежной машиной, нежели КВ-1.

Письмо наркома танковой промышленности И.М. Зальцмана с предложением о выпуске 100 КВ-1с в корпусами КВ-1. К нему прилагался проект постановления ГКО, который приняли в чуть измененном виде

Письмо наркома танковой промышленности И.М. Зальцмана с предложением о выпуске 100 КВ-1с в корпусами КВ-1. К нему прилагался проект постановления ГКО, который приняли в чуть измененном виде

Первые КВ-1с были сданы в августе 1942 года, за этот месяц официально приняли 34 машины данного типа. Сразу надо сказать, что машина появилась в очень неподходящее время. Дело в том, что 3 июля 1942 года вышло постановление ГКО №1958 «О танках Т-34 и Т-70». Согласно ему, на ЧКЗ организовывалось производство Т-34, причем в августе ожидался выпуск 100 танков, а в сентябре – 250. Новому для Танкограда танку отдавался основной приоритет, посему производство КВ-1с организовывалось в крайне сложных условиях. Не говоря уже о том, что на начальном этапе выпуска, как это обычно бывает, начали вылезать «детские болезни», которые пришлось лечить прямо по ходу производства. Достаточно сказать, что те же опорные катки за 1942 года менялись 3 раза (они в принципе достойны отдельного материала), а траки — 1 раз. Больше того, часть КВ-1с начального выпуска, по производственным причинам, получали опорные катки от КВ-1, так что за 1942 года их было аж пять вариантов.

Танк из состава 9-го ГвТП, весна 1943 года. То, что у этого танка корпус КВ-1, выдает дополнительная броня на лобовом листе корпуса

Танк из состава 9-го ГвТП, весна 1943 года. То, что у этого танка корпус КВ-1, выдает дополнительная броня на лобовом листе корпуса

Среди тех проблем, с которыми столкнулись при выпуске КВ-1с, стало обеспечение производства танка корпусами и башнями. Дело в том, что еще с 1941 года их выпускало два завода — завод №200 в Челябинске, а также УЗТМ в Свердловске. Как это часто бывает, на двух заводах получались разные изделия, по этому поводу даже была ругань на уровне ГАБТУ. Тем не менее, имелась кооперация с двумя заводами, благодаря чему в мае 1942 года был поставлен абсолютный рекорд по выпуску тяжелых танков — 325 штук. Столько за один месяц тяжелых танков более в истории никогда не делали. К моменту запуска в производство КВ-1с ситуация существенно изменилась. Постановление ГКО №1958 оставило ЧКЗ без одного из двух смежников по выпуску корпусов и башен для КВ-1с, поскольку на УЗТМ начали освоение корпусов и башен столь необходимых фронту Т-34. Именно Свердловск стал поставщиком Танкограда по корпусной программе Т-34. В этих условиях на ЧКЗ возникла огромная проблема. Завод №200 попросту не мог обеспечить в одиночку программу по КВ-1с. Путем героических усилий завода №200, которому удалось удвоить выпуск корпусов и башен КВ-1с, удалось сдать 174 танка данного типа (включая 6 огнеметных танков), но в октябре ситуация стала угрожающей.

На ЧКЗ танки с корпусами КВ-1 называли "утяжеленными". Так оно и было - масса выросла до 45-46 тонн

На ЧКЗ танки с корпусами КВ-1 называли «утяжеленными». Так оно и было — масса выросла до 45-46 тонн

В сложившейся ситуации было решено воспользоваться заделом. Дело в том, что после окончания производства КВ-1 сохранилось некоторое количество корпусов и башен КВ-1 и КВ-8. Речь идет о продукции завода №200, челябинские корпуса того периода довольно легко отличить. С целью упрощения производства на челябинских корпусах верхнюю кормовую деталь корпуса делали не гнутой, а плоской. Причем КВ-1 с упрощенной кормой, а также обычной кормовой деталью, выпускались одновременно. Например, выпущенные летом 1942 года танки КВ-1, отправленные в США и Англию на изучение, имели вполне обычные, не упрощенные корпуса. Задел образовался по причине того, что Сталин, лично писавший постановление ГКО №1958, ограничил выпуск КВ-1 5-6 штуками в день, при этом вместо 150 машин по факту ЧКЗ собрал за июль 132 танка, а в августе — 70. Таким образом, в заделе оказалось где-то под сотню старых корпусов. Их и решили использовать, идеологом такого решения стал нарком танковой промышленности Л.И. Зальцман, до того директор ЧКЗ.

Дебют "утяжеленных" КВ-1с состоялся в декабре 1942 года. Два полка воевали под Сталинградом, второй на Северо-Западном фронте

Дебют «утяжеленных» КВ-1с состоялся в декабре 1942 года. Два полка воевали под Сталинградом, второй на Северо-Западном фронте

15 октября 1942 года Молотов подписал постановление ГКО №2420 «О выпуске Кировским заводом Наркомата танковой промышленности в октябре 100 танков КВ с утолщенной броней 75 мм». Поначалу Зальцман предлагал тот же фокус провести и в ноябре, но Молотов слово «ноябрь» зачеркнул. Разумеется, данная мера была вынужденной, поскольку, по прикидкам Зальцмана, боевая масса возрастала до 45-46 тонн. Это влияло не только на работу трансмиссионной группы, но и на систему охлаждения, что важнее, никто не мог спрогнозировать, как поведет себя облегченная ходовая часть, с которой и так имелись проблемы. Принятые в крупное производство опорные катки оказались с дефектом, а тут лишние 2,5-3,5 тонны. Одним словом, в иных условиях данный гибрид не родился бы. Примерно то же самое можно сказать и про КВ-8с, часть из которых выпустили с башнями КВ-8.

Подбитый и оставшийся на немецкой территории КВ-1с из состава 12-го ГвТП, февраль 1943 года

Подбитый и оставшийся на немецкой территории КВ-1с из состава 12-го ГвТП, февраль 1943 года

Указанный в постановлении ГКО №2420 объем танков был скорее страхующим решением. Дело в том, что на заводе №200 производство корпусов продолжалось, посему в полном объеме задел не понадобился. На самом деле изготовили таких танков 70 штук, из них на октябрь 1942 года пришлось 65 машин, плюс еще 5 сдали в ноябре.

Единственный сохранившийся КВ-1с с корпусом КВ-1 ныне находится в Парфино

Единственный сохранившийся КВ-1с с корпусом КВ-1 ныне находится в Парфино

Столь небольшой объем выпуска предопределил и небольшой объем частей, куда направлялись машины. К тому моменту уже формировались гвардейские танковые полки (с 1944 года — гвардейские тяжелые танковые полки прорыва), куда штатно шел по 21 танк. Судя по отправкам, попали эти танки в 9-й, 10-й и 12-й гвардейские тяжелые полки. Удивительно, но при столь небольшой серии КВ-1с с корпусами КВ-1 не стали машинами, которые избегали объективы фотоаппаратов. Например, такая судьба у СГ-122 и СУ-76И, машины вроде серийные, а на фото почти не встречаются. А вот КВ-1с с корпусом КВ-1 вполне попадаются. Больше всего, в этом смысле, повезло танкам из состава 9-го гвардейского танкового полка. Данный полк сформировали в октябре 1942 года, а в ноябре он убыл на Донской фронт, поучаствовав в Сталинградской битве. Некоторые из его КВ-1с были живы и весной 1943 года. Там же, под Сталинградом, состоялся дебют еще одного полка на КВ-1с с корпусами КВ-1 — 10-го ГвТП. Безвозвратно потеряв с декабря 1942 по январь 1943 года 9 танков, полк отчитался об уничтожении 350 танков, 20 самоходных артиллерийских установок, 103 орудийных систем и 23 минометов. Также 87 танков было захвачено. Даже если урезать эти потери, то всё равно результат впечатляет. Позже выжившую матчасть сдали в ремонт, кому она досталась по наследству, пока не очень понятно. В войсках танки с разными корпусами не различали.

Машину вытащили не полностью комплектной, тем не менее, характерный "скос" угловатой кормовой части корпуса виден хорошо

Машину вытащили не полностью комплектной, тем не менее, характерный «скос» угловатой кормовой части корпуса виден хорошо

Боевой путь 12-го гвардейского танкового полка оказался иным. Полк направили в распоряжение 11-й армии на Северо-Западный фронт, где он участвовал в тяжелых боях до 30 января 1943 года. Бои на СЗФ оказались существенно тяжелее, полк понес тяжелые потери, причем минимум одна машина оказалась на территории занятой противником. Минимум пару танков потеряли в ходе переправы через болото. В 1998 году танк, поднятый из болота, был установлен на пьедестале в поселке Парфино Старо-Русского района Новгородской области. Это самый ранний из известных на сегодняшний день серийных КВ-1с, и единственный доживший танк данного типа, изготовленный в 1942 году. Долгое время считалось, что этот танк является жертвой плохой реставрации, а документы, которые говорят обратное, появились сравнительно недавно. Сначала нашлось постановление ГКО №2420, а затем и отправки, по которым четко следует, сколько этих танков построили, и куда ушли.

Источники:

  1. ЦАМО РФ
  2. РГАСПИ
  3. Фотоархив автора
  4. РГАКФД

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vynujdenno-potiajelevshii-kv1s-5f897414ff07445a5c394e4f

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account