Юрий Пашолок. Второй подход к французскому легкому кавалерийскому истребителю танков
История AMR 35 ZT 2 и ZT 3, истребителей танков на базе «броневика-разведчика» AMR 35 ZT
Кавалерия в межвоенный период всё еще имела очень сильные позиции в армиях ряда государств. Например, английская кавалерия вполне себе поучаствовала в разгоне EMF, специализированной танковой части, которую создали под командованием Джона Фуллера. В других странах мира частым явлением было то, что кавалерия заказывала специально под себя образцы военной техники. Вплоть до танков. Правда, обычно такие танки официально танками не именовались. Их обозначали как «бронемашины». Во-первых, кавалерии танки были не положены, во-вторых, частенько исходное задание действительно подразумевало создание бронемашины. Но дальше техническое задание развивалось, и вместо броневика получался… из броневика получался… элегантный быстроходный танк. Подобное можно было наблюдать аж на трех континентах.
Не стала исключением и французская кавалерия. В 1930 году бригадный генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией, инициировал запуск программы моторизации. Она примерно совпала с программой моторизации французской армии, которая стартовала в конце декабря 1930. Среди разработок значился и броневик-разведчик, позже получивший обозначение AMR (Automitrailleuse de Reconnaissance, разведывательная бронемашина). Далее последовал заказ на полугусеничный броневик-разведчик Citroën P 28. Но примерно в это же время появился проект Tracteur léger de cavalerie type VM. После существенной доработки проекта его запустили в работу. Так на свет появился AMR 33 VM, или Renault VM, первый французский танк-разведчик. Официально всё еще числившийся бронемашиной.
Шасси Renault VM очень быстро стало рассматриваться как возможная база для спецмашин. Первой из них стал истребитель танков Renault VE, работа по которому стартовали в декабре 1932 года. Машина Type P, как она изначально обозначалась, создавалась по общей армейской программе моторизации. Правда, вместо 25-мм пушки, предполагавшейся изначально, в шасси Renault VE воткнули 37-мм казематную пушку canon antichar de 37 mm modèle 1934. Она оказалась слишком большой для такого шасси. Да и в 1935 году, когда начались испытания машины, она окзалась не актуальной. Дело в том, что 15 мая 1934 года на вооружение французской кавалерии приняли новый «броневик» — AMR 35 ZT. Часть машин на базе Renault VM, включая штабную Renault YS, переделали на новую базу. В случае же с истребителем танков работы пошли по созданию принципиально новой боевой машины. Точнее, машин.
Надо сказать, что изначальная концепция Renault VM была не особо удачной. Дело в том, что даже 25-мм противотанковая пушка не факт, что нормально влезла бы в такое шасси. Не говоря уже о том, что машина и без того получилась тесной. В случае с шасси Renault ZT ситуация выглядела оптимистичнее. Длина шасси выросла на 340 мм, с учетом того, что и Renault ZT имел общую длину менее 4 метров, это было важно. Выросла и масса шасси, другой вопрос, что и мотор стал мощнее. К тому же его перенесли из носовой части машины ближе к корме. Наконец, теперь инициатива исходила от вполне определенного заказчика — кавалерии. В 1935 году у командования кавалерии появилась идея усилить подразделения, вооруженные «броневиками» AMR 35 ZT, специализированными истребителями танков. Создавались они на том же шасси, чем облегчалась и разработка, и производство, и эксплуатация.
В июне 1935 году появился эскизный проект истребителя танков. Точнее, проекты. Первый вариант решения проблемы выглядел как танк. То есть 25-мм пушку SA 34 Mle.1934, доработанную соответствующим образом, ставили в башню кругового вращения. Причем имелся и спаренный пулемет. Второй вариант решения вопроса больше напоминал Renault VE. То есть казематное размещение орудия, спаренного с тем же самым пулеметом MAC Mle.1931. У каждого решения имелись свои плюсы и минусы. С одной стороны, башня давала куда более высокую маневренность огня, а с другой, у варианта с казематным размещением орудия боезапас получался более чем в полтора раза больше. К тому же башенная версия получилась тяжелее базового варианта машины на 650 кг.
В итоге выбрали оба варианта. 20 апреля 1936 года был подписан договор №60179 D/P о производстве 30 AMR 35 ZT. 22 июля того же года в него внесли изменения. Согласно им, обычных AMR 35 ZT 1 выпускалось 15 штук, а 5 машин производилось в командирской версии ADF 1. Еще 5 сдавалось как башенные истребители танков AMR 35 ZT 2, а оставшиеся 5 машин выпускались как казематные ARM 35 ZT 3. Еще по 5 истребителей каждого типа выпускалось по договору №60179 CA от 9 октября 1936 года. Вот только даты заключения контрактов никого не должны смущать. Как раз в это время Renault стало очень плохо, вскоре последовала национализация танкового производства компании. Всё это прямым образом ударило по производственным планам. Истребители кавалеристы, конечно, получили, другой вопрос, когда. Первыми удалось сдать казематные AMR 35 ZT 3, их поставили в 1939 году. Башенные же истребители танков пришлось ждать еще дольше. Проблемы с поставкой башен привели к тому, что последние AMR 35 ZT 2 сдали в 1940 году.
Если посмотреть внимательно на AMR 35 ZT 2, возникает некоторое недоумение, почему французская кавалерия не заказала такую машину изначально. Но не как истребитель танков, а как танк. Дело в том, что башня APX 5, которая была создана для истребителя танков, превращала весьма устаревшее, к 1940 году, шасси во вполне адекватную боевую машину. Для понимания, стоявшая в этой башне пушка могла поражать броню толщиной 40 мм на дистанции 400 метров. Это делало машину более опасным противникам для немецких средних танков, чем кучи толстобронных французских легких танков. Даже появившаяся в 1940 году 37-мм танковая пушка SA 38 была слабее вооружения AMR 35 ZT. Учитывая более высокую подвижность, машина оказывалась вполне адекватной боевой единицей. Боезапас вроде маленький (50 унитарных патронов к 25-мм орудию и 2250 патронов к спаренному пулемету), но для основных задач по разведке и борьбе с вражеской бронетехникой этого вполне хватало.
В случае же с казематным истребителем танков есть целый ряд вопросов. Дело в том, что такая компоновка позволяла поставить и чего помощнее. Причем совсем не обязательно казематные пушки: имелась вполне серийная 47-мм танковая пушка SA 35, весьма компактная. Вполне возможно, кавалерия попросту дула на воду после истории с Renault VE. Так или иначе, машина получилась весьма несуразная, хотя и более адекватная, чем предшествующий истребитель танков. Выбранная компоновка позволила разместить 80 унитарных патронов к орудию и 1200 патронов к пулемету. Также в распоряжении командира/наводчика/заряжающего была смотровая башенка. Правда, они у французов получились весьма бестолковыми. Не то, чтобы машина получилась совсем плохой, особенно на фоне аналогов вроде TK-S с 20-мм пушкой, но явно не идеал. В любом случае, продукт совсем не массовый.
Согласно планам, AMR 35 ZT 2 предполагалось направлять в эскадроны, вооруженные обычными AMR 35 ZT 1. Как и хотели изначально, эти машины становились средством усиления пулеметных «броневиков». 5 машин по первому контракту получили регистрационные номера 95860-95964, а по второму контракту — M3031-M3035. Куда делись 5 машин по первому контракту, пока загадка. На немецких снимках они не попадаются. С очень большой долей вероятности, оказались они в составе одной из разведывательных групп пехотных дивизий (GRDI). Именно туда, по итогам всех злоключений, попали машины второй партии.
2 таких истребителя танков (судя по всему, номера M3031 и M3032) служили в составе 1-й GRDI, правда, ничем особым не отметились. Входившая в состав 5-й механизированной дивизии группа начала боевые действия 13 мая 1940 года, сражаясь в Бельгии. Судя по описаниям, у них же имелась и пара казематных AMR 35 ZT 3. Спустя несколько дней минимум одна AMR 35 ZT 1 оказалась потеряна, прочем похоже что банально брошена. Точно бросили и машину с номером M3032. Похожая судьба была и у машин из состава 4-й GRDI, у которой, судя по всему, также имелась по паре ZT 2 и ZT 3. Один из башенных истребителей танков немцы даже некоторое время применяли сами, по крайней мере, такая машина с балочным крестом вполне фигурирует. Далее ее погрузили на эшелон и отправили в Германию, на Куммерсдорфский полигон.
Что же касается казематных истребителей танков AMR 35 ZT 3, то они изначально предполагались как противотанковые САУ в составе GRDI. 5 машин по первому контракту получили регистрационные номера 95865-95969, а по второму контракту — M3036-M3040. Помимо 1-й GRDI, такие машины оказались в составе 4-й и 7-й GRDI. И вот они вполне повоевали. По крайней мере, несколько таких истребителей танков попали на снимке явно в разбитом виде. Также машина с именем собственным Surcouf из состава 7-й GRDI оказалась на полигоне в Куммерсдорфе. С учетом того, как развивались события во Франции, общий итог применения кавалерийских истребителей танков, оказавшихся в разведывательных частях, ожидаемый. По сути почти никакой.
История французских легких истребителей танков, увы, развивалась по типичному сценарию. В принципе, у машин имелся потенциал, но Renault слишком рьяно пыталась подмять по себя всё и надорвалась. Ну а дальше была типичная для французов проблема — объемы выпуска. В результате самым лучшим французским истребителем танка была «мобилизационная» Laffly W15 TCC. Менее чем за месяц этих «тачанок» выпустили в несколько раз больше, чем гусеничных боевых машин специальной постройки. Причем могли сделать куда больше, если бы французское военное командование не тянуло резину. При таком подходе неудивительно, что Франция не продержалась и полутора месяцев.
Список источников:
-
-
- Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- US NARA
- Les Automitrailleuses De Reconnaissance Tome 2, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2006
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- eBay
-