Рассказ об американском среднем танке M4A2, новинке Музея отечественной военной истории
Зарубежная бронетанковая техника времен Великой Отечественной войны у нас является большой редкостью. Особенно если речь идет о тех образцах, которые использовались в Красной Армии. После войны с ними особо не церемонились. Что не вернули по условиям ленд-лиза, то, по большей части, порезали. Некоторые зарубежные танки далее использовались как спецмашины (прежде всего речь идет о тягачах на восстановительных поездах). Отдельные танки остались на стрельбищах, больше всего повезло тем, что находились на музейной площадке при НИБТ Полигоне (позже НИИ-38, позже бронетанковый музей в Кубинке). Всех их объединяет одно: они сейчас являются «недвижимостью», то есть ездить не способны.
В Музее отечественной военной истории каждый год появляются новинки, которые пополняют Танковый корпус. Нынешний год не стал исключением. 9 мая посетители музея могли видеть новинки на параде. Среди них оказался и Medium Tank M4A2, который в Красной Армии именовался как М4А2. Это был самый массовый зарубежный танк, который поставлялся в Красную Армию. Не менее важно то, что новинка — это «советский» М4А2, то есть танк, ранее служивший в Красной Армии.
Поставки американских танков можно разделить на два этапа. Самые первые M4A2 (именно так, никаких «Шерманов») попали в Советский Союз в ноябре 1942 года. По май 1943 года включительно их поставили 209 штук, плюс еще 2 танка модификации M4A4 (на пробу). В виду малочисленности и различных дефектов, которые вылезали на прибывших танках, какой-то особой роли эти танки почти не сыграли.
Впервые «советские» М4А2 пошли в бой 3 мая 1943 года, находились они в составе 5-й гвардейской танковой бригады. Она же их применяла наиболее интенсивно. Воевали М4А2 и на Курской Дуге, правда, их роль там оказалась крайне скромной. Части, которые использовали данные танки, довольно быстро понесли тяжелые потери. В отличие от 5-й гвардейской танковой бригады, где М4А2 применялись и осенью 1943 года. Ее же танки пока что единственные из первой волны поставок, которые попали в объективы фотоаппаратов.
Танки первой волны поставок отличить несложно. Все они относились к продукции Fisher Tank Division, имели смотровые приборы маханика-водителя и его помощника с «ресничнками», а также башню с орудийной установкой M34. После мая 1943 года наступила пауза, которая длилась почти полгода. Судя по всему, связано это оказалось с тем, что американцы и англичане активно перевооружались после победы в Северной Африке. Как раз в это время «Шерман» стал главным танком английской армии.
Если кто еще не в курсе, то Sherman — это английский индекс Medium Tank M4. Версия M4A2 с дизельными моторами GM 6046 имела английский индекс Sherman III. Именно «Шерманом» (точнее, М4А2 «Генерал Шерман») у нас М4А2 был назван единожды — в справочнике НИБТ Полигона. Оттуда же берут начало такие обозначения, как Т-40с, Т-70М и ряд других. Не стоит за ними повторять, тем более что полигон неоднократно критиковали из поверхностное изучение зарубежной техники. А так правильно либо M4A2, либо Sherman III.
По-настоящему массовыми поставки М4А2 в Советский Союз стали начиная с конца 1943 года. К 1 январю 1944 года танков «второй волны» поступило уже 298 штук, а за период с 1 января по 1 июня 1944 года их прибыло еще 1008 штук. Всего за 1944 год поступило 2343 танка данного типа, причем уже осенью стали поступать первые M4A2(76)W. Согласно американским данным, в СССР отправилось 2007 танков с 75-мм пушками M3. Большинство из них благополучно добралось до советских портов. Поступили они как северными конвоями, так и южным путем, также прибывали М4А2 и через Владивосток.
Если танки первой волны еще как-то можно систематизировать, то вторая волна оказалась совсем другой. Для понимания, выпускались M4A2 силами пяти заводов — Fisher Tank Division, ALCo, Baldwin Locomotive Works, Pullman Standard, а также Federal Machine & Welder. И если кто-то думает, что различия были только у Т-34, тот является крайне наивным человеком. Даже не зная серийный номер танка, можно понять, кто его выпустил, по некоторым деталям. Вот и танк, который ныне находится в Музее отечественной военной истории, вполне определяется. Произвели его на заводе Pullman Standard, Чикаго, где-то летом 1943 года.
Увы, регистрационная табличка сгнила до нечитаемого состояния, так что точно машину не определить. Тем не менее, если исходить из примерной конфигурации танка, то можно примерно вычислить, какой у него был регистрационный номер. Так что сейчас он нанесен не от балды. Его взяли из актов на приемку танков, которые прибыли в конце 1943 года во Владивосток. Номер как раз соответствует продукции Pullman Standard.
Отдельная песня — это то, как же этот танк выглядел. Конец 1943 года являлся, так сказать, временем чудес. Трансмиссионный кожух продукции Pullman Standard мог быть как из единой детали, так и из трех частей, соединенных болтами. Башня могла быть как новой, с орудийной установкой M34A1, так и с более ранней установкой M34. Уже в ходе ожидания поставок танк могли модернизировать, например, наварить дополнительные броневые листы на борта корпуса и правую переднюю скулу башни. При этом и приварки на башне может и не быть. Одним словом, еще то лего.
Как выглядел именно этот танк, неизвестно. По сути его история началась в 2010 году, когда танк раскопали в северной части Кяхты (Бурятия). Он служил средством укрепления берега местной речки, потому его так поела коррозия. Более ранняя судьба танка плюс-минус известна. Танк прибыл в Бурятию не один, еще несколько таких же танков поступили для использования как лесовозы. Приехали они уже без башен, в лобовом листе корпуса сделали вырез для улучшения обзора водителю. Одним словом, вполне рядовая судьба послевоенного М4А2.
Танк чуть не сдали в металлолом, далее он неоднократно переходил из рук в руки. Наконец, лет 5 назад проект оказался у подрядчика Музея отечественной военной истории. Автор данного материала принимал непосредственное сопровождение по работам. Могу сразу сказать, что проект был долгим. Причем первый подрядчик сдал, если говорить тактично, полуфабрикат. Главное, что на этом этапе гнилой корпус превратился в танк. Башня, кстати, имеет английское происхождение: это «реквизит», оставшийся после съемок фильма Fury. Она от танка, который расстреляли на одном из английских стрельбищ.
После почти трех лет реставрации машина ушла второму подрядчику, который имел другую задачу: сделать так, чтобы данный полуфабрикат превратился в полноценный экспонат. Понадобилось еще чуть больше двух лет, чтобы привести танк в чувство. Задача осложнялась тем, что некоторые детали за рубежом остались только для поздних танков. Вообще часто реставраторы «там» особо не парятся, поэтому может быть еще та страна чудес. Некоторые детали пришлось воссоздавать, поскольку их попросту не достать. Особенно после 24 февраля 2022 года. Тем не менее, в начале декабря 2022 года танк прошел сдаточные испытания и занял место в музее.
За то время, что прошло с конца прошлого года, танк прошел еще один этап реставрации. В его ходе добавлялись дополнительные детали, которые не успели сделать в ходе предыдущего этапа. Также танк получил маркировки. Подбирались они исходя из конфигурации М4А2, а также примерном времени начало его боевого применения. Непосредственно перед 9 мая танк получил вертлюг для зенитной установки крупнокалиберного пулемета Browning M2HB. Ныне, кстати, это нечастое явление на «шерманах». Обычно зенитный пулемет можно видеть на поздних танках, как правило с 76-мм, либо 105-мм орудиями. А там установка пулемета отличается.
Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь танк — насколько он высокий. За это «спасибо» компоновочной схеме. Поскольку изначально танк создавался под радиальный мотор, от которого шел высокий вал к трансмиссии, корпус получился высоким. Насколько танк высокий, лучше всего ощущается в движении. Возле Первого корпуса музея (1941-45) стоит 152-мм пушка большой мощности БР-2. Так вот, когда М4А2 проезжает мимо, это единственный музейный танк, с которого отлично просматривается ствол орудия внутри.
Своеобразным лего танк является и по ходовой части. Одних только траков на советских М4А2 (если не считать танков с 76-мм пушками) было вариантов пять. Они могли быть как резинометаллическими, так и цельнометаллическими. В данном случае используется компромиссный вариант в виде траков T74, появившихся в 1944 году. Внешне они похожи на цельнометаллические T54E1, но изнутри крепится резиновая подушка. Такая система появилась по той причине, что цельнометаллические траки любили «жевать» резиновые бандажи опорных катков.
Внутри моторного отделения скрывается спарка оригинальных моторов General Motors. С моторами отдельная песня: семейство GM 6-71 (Detroit Diesel Series 71) выпускалось в разных вариантах. Включая и корабельные дизеля, которые похожи. По итогам танк получил настоящие моторы GM 6046, хотя звук у них, естественно, здорово напоминает ЯАЗ-овский. С учетом того, что такое мотор ЯАЗ-206, неудивительно. Мотор обеспечивает танку высокую подвижность. На ходовых испытаниях М4А2 весьма резво носился.
Корпус танка выглядит вполне типичным для 1943 года. К началу 1943 года смотровые приборы с «ресничками» (direct vision) убрали, вместо них механик-водитель и помощник получили дополнительные перископы. На танках выпуска Pullman Standard выступы под люки отделения управления были литыми. Сами люки своеобразные: створки долгое время не имели стопоров, так что при езде можно получить по макушке. Также они отличались вытянутой формой, поэтому в танк залезают боком. Не очень удобно, зато можно ехать, высунувшись из люка. Благо что сиденье регулируется по высоте.
Башня тоже вполне типовая, такую ставили и в 1942 году, и добрую половину 1943 года. Летом 1943 года начали устанавливать более совершенную орудийную установку M34A1 с телескопическим прицелом и развитой подвижной бронировкой орудийной маски. Вместе с тем, такое понятие, как задел, никто не отменял. Так что конфигурация с установкой M34 и перископическим прицелом вполне имела право на существование в «пограничный» период.
Как уже говорилось, к 9 мая танк получил установку зенитного пулемета Browning M2HB. Это была едва ли не самая удачная из американских зенитных пулеметных установок того периода. Но не без странностей. Вести огонь по земле из нее было не особо удобно, да и стрельба по воздушным целям со своей спецификой. Судя по всему, в недрах Департамента Вооружений обитал извращенец, у которого был свой взгляд на то, как надо стрелять. А именно находясь внутри башни, то есть не высовываясь. А еще пулемет болтался, мешая работать командиру. Поэтому их часто снимали.
В ходе реставрации довольно много внимания уделялось интерьеру танка. С учетом того, что это исходно пустой резаный корпус, работа проведена огромная. Но у нас в интернетах обитают тучные стада максималистов-специалистов по любым вопросам. Так вот, сейчас машина находится на одном из этапов. Если вдруг у кого-то образовалась возможность тащить из-за рубежа детали, музей будет рад их купить. Ну а пока живем с тем, что есть.
В заключение стоит сказать, что на сегодняшний момент Музей отечественной военной истории располагает единственным «советским» М4А2, который в ходовом состоянии и на родных агрегатах. С появлением этого танка закрыта брешь в экспозиции. Теперь в музее можно увидеть три самых массовых зарубежных танка, поставлявшихся в советский союз — М4А2, МК-3 (Valentine V) и М3Л (Light Tank M3A1). Планы на другие зарубежные танки есть, но это уже по мере поступления.
источник: https://dzen.ru/a/ZIlUz0E_Q3OnbgDu