Юрий Пашолок. Возможный сменщик «Мотолыги»

19

Юрий Пашолок. Возможный сменщик "Мотолыги"

Рассказ об опытном образце лёгкого многоцелевого транспортера-тягача ТТ МГТ-ЛБ ОКР «Транспортёр» (изделие 6448), одной из новинок форума «Армия-2024»

В настоящее время новинки среди отечественной бронетанковой техники появляются не столь часто. Связано это с тем, что смена поколений проходит не так часто, как это думают. Те времена, когда замена боевых машин происходила раз в 10, лет, а то и меньше, давно прошли. Сейчас данный процесс продвигается куда медленнее, чем раньше. Порой смена поколений назрела очень остро, но так получается, что сменщика приходится ждать очень долго. Даже если это касается тех боевых машин, в которых остро нуждаются.

МГТ-ЛБ стал одной из главных гусеничных новинок форума "Армия-2024"

МГТ-ЛБ стал одной из главных гусеничных новинок форума «Армия-2024»

Одним из классических образцов отечественных гусеничных машин, которые оказалась настоящим долгожителем, оказался тягач МТ-ЛБ. Более известный как «Мотолыга», он уже давно стал классикой гусеничных тягачей. На базе МТ-ЛБ создано очень много разных боевых машин. Проблема в том, что выпускались они на ХТЗ. Так что необходимость в сменщике назрела очень давно. Неудивительно, что одной из главных новинок международного военно-технического форума «Армия-2024» стал многоцелевой транспортер-тягач МГТ-ЛБ ОКР «Транспортёр» (изделие 6448), созданный как раз на замену «Мотолыги».

Машина разрабатывается силами Заволжского завода гусеничных тягачей

Машина разрабатывается силами Заволжского завода гусеничных тягачей

Само по себе то, что спустя 32 года после распада Советского Союза так и не появилось замены МТ-ЛБ, это не только демонстрация удачной конструкции машины. Это, мягко говоря, некоторая недальновидность. Особенно учитывая тот факт, насколько важную роль играет «мотолыга», и сколько их было сделано. Собственно говоря, огромные объемы машин данного семейства являются одним из тормозящих факторов в случае с появлением потенциального преемника. Больше 50 тысяч машин, произведенных за всё время — это очень много.

Проработка идет в рамках ОКР "Транспортёр"

Проработка идет в рамках ОКР «Транспортёр»

Вообще у нас неоднократно предпринимались попытки локализации МТ-ЛБ. В России занимаются данной тематикой (например, в Муроме), неоднократно предпринимались попытки провести глубокую модернизацию машины. Они периодически появляются и на форуме «Армия». Правда, есть во всём этом деле один тонкий момент. Если кто на календарь не смотрит, то обнаружит одну интересную новость. 25 декабря исполнится 60 лет со дня принятия «Объекта 6» на вооружение советской армии.

Машина получилась более крупной и тяжелой, чем МТ-ЛБ

Машина получилась более крупной и тяжелой, чем МТ-ЛБ

Есть один важный момент, на который следует обратить внимание. 60 лет назад требования к машинам были слегка иными. МТ-ЛБ создавался, прежде всего, как легкобронированный артиллерийский тягач, оказавшийся настолько удачным, что он стал разрастаться разными вариантами, включая удлиненный вариант МТ-ЛБу. Но не надо быть большим специалистом в современной технике, чтобы не понимать очевидную вещь. Вечно пилить данную платформу не получится, надо двигаться дальше.

Предполагается получить два шасси - МГТ-ЛБ, а также МГШ-ЛБ

Предполагается получить два шасси — МГТ-ЛБ, а также МГШ-ЛБ

В России уже предпринимались попытки создать аналоги если не МТ-ЛБ, то как минимум некоторых его вариантов. Например, шасси 502, которое не так давно можно было видеть в Музее отечественной военной истории. Шасси, кстати, неплохое, но надо делать что-то более глобальное. То есть созрела острая необходимость в разработке принципиально новой машины. Да, может и не полностью на новых агрегатах, поскольку это усложняет потенциальный запуск машины в серию. Но база явно нужна новая.

Это пока макетный демонстратор

Это пока макетный демонстратор

Как раз под это дело и появилась ОКР «Транспортёр». Как и МТ-ЛБ, новая машина 6-катковая, но хорошо видна принципиальная разница. Машина создается как универсальная платформа, которая создается с учетом современных требований. Следует сразу понять один важный момент — это не готовое изделие, а пока что макет. Весьма проработанный, его можно показать потенциальным заказчикам, но не надо тут же вытаскивать на свет экспертное мнение и судить, как о финальной машине.

12,7-мм боевой модуль

12,7-мм боевой модуль

Концептуально МГТ-ЛБ повторяет идеи заложенные в «Мотолыгу». Это, прежде всего, очень приличная удельная мощность, в базовом исполнении превышающая 20 л.с. на тонну. При боевой массе 16,5 тонн новая машина получает 450-сильный дизельный двигатель. Таким образом, МГТ-ЛБ имеет еще большую удельную мощность, чем предшественник. Ожидается, что разгоняться машина будет до 70 км/ч, а скорость на плаву составит 10 км/ч. Последнее за счет водометов.

За счет остекления обзорность у машины выше

За счет остекления обзорность у машины выше

Создается Изделие 6448 не на пустом месте. Хорошо заметно, что в конструкции шасси используется часть элементов БМП-3. По крайней мере, так было решено делать на макетном образце. Впрочем, ведущие колеса у МГТ-ЛБ находятся не сзади, а спереди, как у МТ-ЛБ. Это более правильно с точки зрения компоновочных решений, поскольку здесь, в отличие от БМП-3, мотор находится не сзади. В этом смысле новое шасси довольно близко к «мотолыге».

От МТ-ЛБ тут осталась сама концепция

От МТ-ЛБ тут осталась сама концепция

Вместе с тем, даже беглого взгляда достаточно, чтобы заметить, насколько МГТ-ЛБ и МТ-ЛБ разные. Визуально новая машина заметно выше, хотя в реальности разница не столь существенная. Вместе с тем, МГТ-ЛБ изначально больше, с чем и связана столь существенная разница в боевой массе. Совершенно иначе выполнена носовая часть машины. Вместо смотровых люков предусмотрено остекление отделения управления. Это заметно улучшает обзорность механику-водителю. Также стоит обратить внимание на дистанционно управляемый модуль с крупнокалиберным пулеметом.

Ходовая часть базируется на БМП-3

Ходовая часть базируется на БМП-3

Гораздо больше изменений находится внутри машины. Такая высота появилась не просто так. За счет больших, чем у МТ-ЛБ, габаритов, удалось избавиться от одного из недостатка «Мотолыги», а именно изолированного отделения управления. Ранее оно полностью перекрывалось мотором, теперь же есть узкий проход, который связывает боевое и десантное отделения. Пока что отделение управления находится в зачаточном состоянии, но уже можно кое-что оценить по начинке.

Внутри появился проход к отделению управления

Внутри появился проход к отделению управления

Следует отметить, что представленный макет — это один из двух образцов по ОКР «Транспортёр». Всего сейчас разрабатывают два варианта — гусеничный транспортер-тягач МГТ-ЛБ-6448 и легкое многоцелевое бронированное гусеничное шасси МГШ-ЛБ-6447. Последнее имеет боевую массу 20 тонн и грузоподъемность 4 тонны. Предназначено оно как для транспортирования военной техники, так и под монтаж различных систем. МГТ-ЛБ-6448 имеет грузоподъемность 2,5 темы и создан, прежде всего, как артиллерийский тягач.

Сиденья расчета. Предполагаются различные варианты исполнения

Сиденья расчета. Предполагаются различные варианты исполнения

Поскольку это пока что макет, какие-то выводы делать рановато. Сначала надо дождаться постройки опытных ходовых образцов, машин для войсковых испытаний итд. Всё это не так быстро, как некоторые думают. Но само по себе то, что началась работа по полноценному сменщику «Мотолыги», отрадно. Пожелаем создателям машины удачи, она им явно понадобится.

источник: https://dzen.ru/a/Zr0nryLQuhXxFFu9

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account