Рассказ о реплике немецкого 4-осного бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 (8-rad), находящегося на выставке «Моторы Войны»
Судьба бывает часто несправедливой к массовым образцам военной техники. Вроде бы и выпустили их много, а проходит некоторое время, и выясняется — хорошо, если сохранился один экземпляр. Подобное случается как с танками, так и с бронемашинами. От страны подобное вообще никак не зависит. Ситуация, когда из нескольких сотен, а то и тысяч экземпляров, сохранился всего один образец, совсем не редкость. А то и вовсе ни одного. Вместе с тем, желание увидеть машину в металле, а не на картинках, нередко заканчивается ее возрождением. В том числе и в виде реплик.
Одним из самых известных образцов немецкой военной техники времен Второй мировой войны стал четырехосный тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.231 (8-rad). Немцы стали единственными, кто массово выпускал четырехосные броневики во время войны. Ныне известен всего один такой бронеавтомобиль, доживший до наших дней, да и тот без мотора. Так что единственный шанс увидеть его на ходу — это построить реплику. Как раз такая машина есть в коллекции военно-исторического клуба «Капонир», сейчас она находится на выставке «Моторы Войны».
Для начала, стоит немного рассказать об истории оригинального броневика. Если посмотреть еще на бронемашины кайзеровской армии, то можно легко увидеть общую тенденцию. Немцы выбирали тяжелые броневики, того же самого критерия придерживались и в командовании рейхсвера. Достаточно вспомнить Sd.Kfz.3, первый немецкий броневик межвоенного периода. Его боевая масса составляла более 11,5 тонн а габариты сравнимы со средним танком. Тяжелыми оказались и полноценные бронемашины семейства ARW/ZRW, в первом случае речь шла о 4-осном шасси, во втором — о 5-осном. ARW разрабатывали Daimler-Benz и Magirus, а ZRW — Büssing-NAG.
Слишком завышенные требования на броневики (полный привод и возможность преодолевать водные преграды вплавь) привели к тому, что ARW/ZRW остались опытными разработками. Результатом стало то, что уже в начале 1930 года 6-й отдел Департамента Вооружений запустил работы по 3-осным броневикам на базе армейских грузовиков. Выбор пал на грузовики Daimler-Benz G 3 и Büssing-NAG G31P, далее добавилось шасси Magirus M206A. Под новое задание шасси переделали, в частности, появился задний пост управления. Корпуса и башни, а также окончательную сборку, осуществляли Deutche-Werke из Киля и Schichau-Werke из Эльбинга.
Изначально бронемашины на указанных шасси именовались как Kfz.67 (базовая модель), Kfz.67a (радийный вариант) и Kfz.67b (штабная версия). Позже их переименовали в, соответственно, Sd.Kfz.231, Sd.Kfz.232 и Sd.Kfz.263. Общий выпуск составил 129 броневиков. Вместе с тем, в немецком командовании прекрасно понимали, что это не более чем временное решение. Уже в начале 1935 года начались работы по «полноценному» шасси. На сей раз плодить сущности не стали, выбор пал на Büssing-NAG. Там разработали шасси, получившее обозначение Büssing-NAG GS. Оно было 4-осным, полноприводным и полноуправляемым.
Бронемашины на этом шасси получили те же индексы, что и их предшественники. Дабы не путать друг с другом, в индексах 3-осных броневиков появилась приставка (6-rad), а у четырехосных — (8-rad). Производственная цепочка осталась той же. В Брауншвейге строили шасси, а корпуса и окончательную сборку проводили Deutche-Werke и Schichau-Werke. Всего Büssing-NAG выпустил 5 серий шасси, причем 2-я серия, например, шла только на постройку Sd.Kfz.231 (8-rad) и Sd.Kfz.232 (8-rad). Всего с 1936 по октябрь 1943 года сдали 947 шасси Büssing-NAG GS, из них основной объем пришелся на 4-5 серии, выпуск которых начался в июля 1942 года.
В общей сложности было сдано 607 Sd.Kfz.231 (8-rad) и Sd.Kfz.232 (8-rad). Между собой они отличались тем, что Sd.Kfz.231 (8-rad) радиостанции не имел, а на Sd.Kfz.232 (8-rad) ставилась поручневая антенна. В общем и целом заметно, что «глухой» броневик, обходящийся дороже Pz.Kpfw.II, постепенно становился менее приоритетным. Выпуск Sd.Kfz.231 (8-rad) прекратился в июле 1941 года, а Sd.Kfz.232 (8-rad) стали получать штырьевую антенну. Точнее, антенны: помимо штырьевой антенны на башне, вторая антенна, с «зонтиком», была с правой стороны кормы корпуса.
Ныне известен всего один экземпляр Sd.Kfz.231 (8-rad), доживший до наших дней. Машина базируется на шасси Sd.Kfz.263 (8-rad), трофей сначала попал в Англию, потом в США, далее оказался в Кобленце. Броневик 2-й производственной серии является образцом для подражания, поскольку именно в такой конфигурации бронемашины наиболее массово использовались в 1941-42 годах. Эту же бронемашину было решено взять за образец при создании реплики, которая является главным героем данного материала.
Главная проблема подобных реплик заключается в шасси. Оно не только крайне специфичное, но и задает геометрию бронекорпуса, который на него надевается. Поэтому у подавляющего большинства подобных реплик, в той или иной мере, видны проблемы с пропорциями. В данном же случае задача стояла абициозная: сделать так, чтобы по функционалу реплика максимально приближалась к оригиналу. И это не пустой звук: та же мастерская сделала реплику Pz.Kpfw.II Ausf.F, в которой собственно реплику никто и не признал. Если не знаешь, не догадаешься.
Команда Вадима Елистратова начала работу с шасси. Изучение вопроса выявило занятный момент: колея Büssing-NAG GS оказалась очень близка к ЗиЛ-157. Еще одним важным моментом стало то, что похожие колесные диски были у ГАЗ-51, причем на Sd.Kfz.231 нередко ставили 20-дюймовые диски (вместо штатных 18-дюймовых). На эти самые диски удалось найти подходящие покрышки, которые выпускают в Чехии. Таким образом, образовалась агрегатная база. В проекте использовали четыре передних моста от ЗиЛ-157, то есть вопрос полного управления разрешился.
Другие агрегаты также были взяты отечественные. Мотор от ЗиЛ-131, от него же КПП и раздатка, есть детали от МАЗ. Проект стартовал осенью 2017 года, а летом 2018 года броневик стал обретать очертания. Были подготовлены чертежи, по которым изготовили корпус и башню. Много пришлось повозиться с рулевым механизмом, чтобы всё это заработало. Первые ходовые испытания броневик прошел в сентябре 2018 года. Кстати, и боевая масса оказалась близка к оригиналу — около 8 тонн.
Дебют бронемашины состоялся на фестивале «Москва за Нами», который прошел в Бородино в октябре 2018 года. Вскоре к ней приклеилось прозвище, которое стало едва ли не именем собственным — Кракозябра. В августе 2019 года броневик впервые принял участие в международном военно-патриотическом слёте «Моторы Войны». Несмотря на то, что обычно слёт собирает только оригинальные машины, для Кракозябры было сделано исключение. И немудрено: если не знаешь, не поймешь, что перед тобой реплика. Только светотехнику поменять, и всё.
Далее у броневика была целая масса военно-исторических мероприятий. Кракозябру можно было видеть в ряде мероприятий, где участвовала техника военно-исторического клуба «Капонир». Некоторое время броневик был экспонатом музейного сектора парка «Патриот», долгое время он находился в Государственном Военно-Техническом Музее. Наконец, осенью прошлого года бронемашина перебазировалась на выставку «Моторы Войны».
Так совпало, что вскоре после прибытия реплики Sd.Kfz.231 (8-rad) на выставку выпал снег. Много снега. Так что динамический показ, состоявшийся в конце ноября 2023 года, получился что надо. Заодно можно было увидеть, как бронемашина маневрирует. Для 6-метровой машина у Кракозябры очень приличная маневренность. Этим и объясняется, зачем броневику понадобилось полноуправляемое шасси.
Аналогично броневику из Кобленца, Кракозяба относится ко 2-й производственной серии. Выпуск этих броневиков начался в мае 1939 года и продолжался до февраля 1941 года. То есть этот броневик смог застать бои в Польше, также на нем были внесены некоторые изменения, которые сохранялись у Sd.Kfz.231 (8-rad) до конца производства. 3-я серия отличалась минимально, разве что по смотровым лючкам можно понять — перед тобой самый поздний броневик.
Одним из характерных элементов, которые появились у Sd.Kfz.231 (8-rad) второй серии, стала разнесенная броня. Она стала результатом изучения боевого опыта во французской кампании. Стало очевидно, что 14,5 мм брони маловато, поэтому впереди появился лист V-образной формы, который крепился к корпусу на болтах. Помимо всего прочего, появилась дополнительная ниша для размещения личных вещей.
На бронемашинах 4-й серии этот лист заменили на утолщенную до 30 мм лобовую броню, правда, в 1942 году ее было уже маловато. Да и Sd.Kfz.231 (8-rad) такие броневые листы не получали. Зато с 1941 года (точнее, уже после снятия с производства) выжившие броневики ВНЕЗАПНО стали комплектовать радиостанциями. Fu 2, конечно, это не комплект из двух радиостанций, как на Sd.Kfz.232 (8-rad), но уже что-то. Так что Кракозябра тоже радийная.
Вообще броневик этот вызывает смешанные чувства. Для понимания, у немцев он занимал примерно ту же нишу, что в Красной Армии БА-3/БА-6/БА-10. Но если посмотреть на объемы выпуска, возникает масса вопросов. Причем броневик имел неплохую проходимость, но со своими ограничениями. Неслучайно в сентябре 1941 года мотор заменили на более мощный. Кракозябра, к слову, ездит по грязи неплохо, но есть свои пределы.
Еще один момент связан с внутренними объемами боевого отделения. У броневиков они обычно довольно ограниченные, поскольку вопрос массы бронекорпуса стоял очень остро. Конечно, внутри советских пушечных броневиков еще теснее, но всё равно как-то ждешь больших внутренних объемов. И это при том, что у Кракозябры интерьер условный, его всё равно никто не видит. При полной загрузке тут явно теснее.
Кракозябра является отличной демонстрацией того, как надо правильно строить реплики. В процессе эксплуатации на бронемашины стали появляться и некоторые родные детали вроде плямягасителя 20-мм пушки KwK 30 и ствола спаренного пулемета MG 34. О том, насколько реплика удалась, говорит тот факт, что она внесена в некоторые реестры немецкой техники. Абсолютно заслуженно.
Автор благодарит Вадима Елистратова (г.Москва) за помощь в подготовке материала
источник: https://dzen.ru/a/Zalm8EWj0iMWh96S