Юрий Пашолок. Водоплавающий разведчик по-польски

17
Юрий Пашолок. Водоплавающий разведчик по-польски

Юрий Пашолок. Водоплавающий разведчик по-польски

Польский разведывательный танк-амфибия PZInż. 130, так и оставшийся опытным

Если Уильям Триттон и Уолтер Вильсон стали теми, кто создали танк, то слава главных «разносчиков» идеи массовых и относительно дешевых танков принадлежит другой паре англичан. Ими были Джон Карден и Вивиан Лойд. Да, танки стали массовыми до них, но именно Карден и Лойд довели концепцию массового легкого танка до совершенства. Главным детищем дуэта стал Vickers Mk.E, легкий танк сопровождения пехоты, чьи «дети», законорожденные и не совсем, стали самыми массовыми боевыми машинами межвоенного периода. Ничуть не менее важным результатом деятельности Кардена и Лойда стала популяризация танкеток. Этот класс боевых машин появился до них, но поначалу «лилипутам» не особо везло. Тем не менее, настойчивость Джона Кардена и Вививана Лойда дала свои плоды. К концу 20-х годов танкетки стали стремительно плодиться, ими обзавелись многие страны. Несмотря на то, что бум танкеток пришелся на первую половину 30-х годов, в целом ряде стран именно эти боевые машины составляли основу бронетанкового парка и на начало Второй мировой войны.

VCL M.1931 на испытаниях, НИБТ Полигон. Этот танк стал отправной точкой при создания целого ряда танков-амфибий, в том числе и польского аналога

VCL M.1931 на испытаниях, НИБТ Полигон. Этот танк стал отправной точкой при создания целого ряда танков-амфибий, в том числе и польского аналога

Надо сказать, что сами Карден и Лойд танкетками «переболели» довольно быстро. Создатели танкеток, как массового явления, довольно быстро поняли — эти боевые машины подошли к пределу развития. Мобильное пулеметное гнездо, коим изначально была танкетка, имело ряд ограничений. В результате Карден и Лойд, на тот момент уже главные люди по танкостроению в компании Vickers-Armstrongs Limited, стали развивать другое направление. А именно скоростные танки-разведчики, более тяжелые, чем танкетки, но имеющие больше перспектив. Развитие шло по нескольким направлениям. В их числе оказалось и создание разведывательного танка-амфибии A4E11. Более известны они как Light Amphibious Tank M.1931 (Vickers-Carden-Loyd M.1931). Английские военные проявили к машине крайне сдержанный интерес, но танк имел относительный коммерческий успех, умудрился повоевать в китайской армии, а заодно стал прародителем целого ряда аналогичных боевых машин. Фактически A4E11 стал первым по-настоящему удачным танком-амфибией, который выпускался серийно.

Опытный образец PZInż 130

Опытный образец PZInż 130

Среди стран, которые серьёзно подсели на разработки Кардена и Лойда, оказалась и Польша. Поначалу там пытались развивать тему Renault FT, но к началу 30-х годов стало окончательно ясно — перспектив у французской платформы нет. Не с первой попытки, но поляки сначала обратили внимание на Vickers Mk.E, а затем и на танкетки Carden-Loyd. Развитием темы танкетки стала первая серийная разработка самих поляков — TK-3. В июле 1931 года последовал заказ на первую партию из этих танкеток. Между тем, в сентябре 1932 года состоялась демонстрация Light Amphibious Tank M.1931, 4-тонного экспортного танка, а также тягача на той же базе. К тому моменту тягач Vickers-Carden-Loyd уже стал базой для создания будущего Pz.Kpfw.I, а в СССР начали работу по созданию аналога VCL M.1931, также используя тягач как базу. У польских военных поначалу появилась идей закупить 4-5 танков-разведчиков, а также единичный образец VCL M.1931. На этом в мае 1933 года настаивал полковник Тадеуш Коссаковский, начальник WIBI (Военный Институт Конструкторских Исследований) и ключевой человек в разработке польской бронетанковой техники. Сделка не состоялась, поскольку в 1934 году было решено создавать указанные боевые машины самостоятельно. Это касалось и плавающего танка-разведчика. Создание машины, получившей обозначение PZInż 130, возглавил Эдвард Габих.

95-сильный мотор PZInż 425, который поставили на танк. Он оказался одним из факторов задержки разработки

95-сильный мотор PZInż 425, который поставили на танк. Он оказался одним из факторов задержки разработки

Причины, которые побудили польскую сторону создавать аналог VCL M.1931 самостоятельно, заключались отнюдь не в низких ТТХ прародителя. Как раз у него с ТТХ было всё неплохо: танк не только имел возможность плавать, но и шустро ездить. Для начала, проблемой являлась высокая цена. Более чем 2,5 тысячи фунтов стерлингов за танк-разведчик, вооруженный пулеметом, небогатая Польша тратить не могла. Во-вторых, PZInż (Государственные заводы машиностроения, Варшава) делали ставку на собственные разработки. Это касалось широкой номенклатуры продукции, включая и автомобилестроение. С танками автомобили были завязаны очень плотно, поскольку легкие танки, как правило, использовали автомобильные агрегаты. И вот тут стоит вспомнить поговорку «много амбиций, мало амуниции». Советский Союз поступил гораздо мудрее, сначала наладив производство танков, очень близких по конструкции к продукции Vickers-Armstrongs и использующих серийные агрегаты. Так на свет появился Т-37/Т-37А, самый массовый предвоенный танк-амфибия. Уже имея Т-37А, а затем и Т-38, параллельно создавались более совершенные машины аналогичного класса, причем получились они далеко не с первого раза. А вот в других странах зачем-то занялись перфекционизмом, слишком сильно задрав себе планку по ТТХ. Самым ярким примером стала Чехословакия, чьи танки-амфибии дальше опытных экземпляров не продвинулись. При этом у Чехословакии имелась развитая автомобильная промышленность. У Польши же основой автопрома являлись лицензионные модели, то есть стартовые позиции близки к СССР. Но амбиций оказалось куда больше.

Летом 1937 года начались испытания танка. К тому моменту он уже выглядел несколько устаревшим

Летом 1937 года начались испытания танка. К тому моменту он уже выглядел несколько устаревшим

Для начала, работы по PZInż 130 откровенно затянулись. Вместо 1934 года работы по проектированию начались годом спустя, а полностью проектную документацию Габих закончил осенью 1936 года. По меркам 30-х годов срок непростительно большой. В то время поколения танков сменялись максимум за лет 5, а реально за еще меньший срок. Отчасти такое затягивание сроков связано с тем, что PZInż 130 разрабатывался одновременно с танком-разведчиком PZInż 140, более известным как 4TP. Дополнительную проблему создавала и силовая установка — V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 3,89 литра и мощностью 95 лошадиных сил. Двигатель, получивший обозначение PZInż 425, базировался на конструкции легкового мотора PZInż 405, создававшегося для люксового седана PZInż 403. Собственно говоря, PZInż 425 появился в 1937 году, что также тормозило работы.

С высокой долей вероятностью танкист, который выбирается из танка - это и есть Эдвард Габих. Испытания на плавучесть танка проводил лично он

С высокой долей вероятностью танкист, который выбирается из танка — это и есть Эдвард Габих. Испытания на плавучесть танка проводил лично он

На этом фоне главной проблемой являлось то, что PZInż 130 фактически оставался тем же VCL M.1931, но в польском исполнении. Броневая защита, достигавшая 8 мм в лобовой части, могла остановить ружейную пулю на дистанции 500 метров и далее. Эта проблема была известна советским танкостроителям, поэтому перспективные танки-амфибии второй половины 30-х годов разрабатывались с броней толщиной не менее 13 мм. А тут перспективный танк с броневой защитой танкетки. Фактически единственным плюсом PZInż 130 оказывалась высокая подвижность. При массе 3920 кг удельная мощность составляла внушительные 24,2 л.с. на тонну. Соответственно, и скорость езды по суше оказалась высокой — около 60 км/ч.

Танк входит в воду

Танк входит в воду

Еще одной интересной особенностью танка стала его ходовая часть. Габих создавал ее сразу для двух танков — плавающего PZInż 130 и сухопутного PZInż 140. Главным отличием варианта для плавающей машины являлось максимальное облегчение конструкции. Поэтому опорные катки PZInż 130 получились такими ажурными, как и ведущие колеса. Да и траки у плавающей машины выглядели более ажурными. Объединяла два танка подвеска. Габих реализовал на PZInż 130 торсионную подвеску, но не индивидуальную, как у шведов, а блокированную. При этом между балансирами разместили гидравлические амортизаторы. Таким образом экономилась масса, но испытания блокированной торсионной подвески в разных странах показывали примерно одинаковый результат. И результат этот оказывался обычно отрицательным.

При движении на максимальной скорости PZInż 130 задирал нос вверх. Та же проблема, что и у английского прародителя

При движении на максимальной скорости PZInż 130 задирал нос вверх. Та же проблема, что и у английского прародителя

Конструктивно корпус танка здорово напоминал английского прародителя, даже поплавки остались на месте. Естественно, полной копией VCLM.1931 танк не был, но источник вдохновения для PZInż 130 угадывался моментально. Собирался корпус танка на заклепках и рейках, но далее предполагалось использовать сварку. Это давало, помимо всего прочего, и снижение массы. Компоновочно PZInż 130 повторял англичанина, касалось это и водоходного оборудования. Башню PZInż разработали с нуля, чем-то она напоминала исходную конструкцию 7TP. Предполагалась установка вооружения в виде пулемета ckm wz.30, или аналогичного ему. Есть информация о том, что далее планировалось ставить более мощное вооружение в виде 20-мм автоматической пушки. Вот только текущая конструкция башни этого сделать не позволяла. Потребовалось разработать новую башню, которая так и не вышла за стадию рабочей документации.

В 1938-39 годах испытания уже шли скорее по инерции. Интерес к машине постепенно терялся

В 1938-39 годах испытания уже шли скорее по инерции. Интерес к машине постепенно терялся

Первые испытания PZInż 130, изготовленного из конструкционной стали, начались 15 августа 1937 года. На суше танк показал себя неплохо, хотя не без проблем. Например, подвеска работала не самым лучшим образом. Испытания вооружения так и не проводились, но то, как машину раскачивало в продольной плоскости, наводило на размышления по поводу возможности стрельбы с ходу. Имелись и проблемы с качеством изготовления элементов ходовой части. Отдельно стоит упомянуть испытания на плаву. Их обычно указывают как успешные, но не всё так просто. В своё время англичанам не понравилось, как VCL M1931 задирает нос при движении по воде на полном ходу. Так вот, PZInż 130 вел себя ровно так же. С этой проблемой у нас боролись при создании Т-38, но отчасти решили только на Т-40. Означало это одно: PZInż 130, как и советские плавающие танки-разведчики, могли преодолевать водные преграды с минимальным волнением поверхности воды. В противном случае их заливало. Собственно говоря, это и было главной претензией английских военных к VCL M.1931. Его потомки унаследовали ту же проблему.

Ходовая часть оказалась не самым надежным элементом конструкции танка

Ходовая часть оказалась не самым надежным элементом конструкции танка

Главной проблемой PZInż 130, впрочем, являлось совсем другое. С одной стороны, общее пожелание иметь танк-разведчик у польской армии имелось, да и сама машина получилась не хуже того же Т-38. А по подвижности явно лучше. А вот с другой, ни возможности польской промышленности, ни имеющийся бюджет не позволяли запустить танк в серию. Его активно испытывали и доводили до кондиции, шли работы по усилению вооружения, но с уверенностью можно говорить об одном печальном факте. Даже если бы война не началась, шансы PZInż 130 на серийное производство приближались к нулю. Если даже освоенный в серии 7TP выпускали крайне скромными объемами, что говорить о танке-разведчике, чьи боевые возможности сравнимы с бронемашиной?

Финал истории PZInż 130

Финал истории PZInż 130

Финал истории польского разведывательного танка-амфибии оказался предсказуемым. К началу Второй мировой войны работы по PZInż 130 фактически завершились. Опытный образец танка оказался захвачен немцами и увезен на трофейную выставку. Печальное, но закономерное завершение истории. Стоит добавить, что к моменту прекращения работ по PZInż 130 глубинного смысла в таком танке уже не имелось. Он морально устарел еще к моменту выхода на испытания. Если PZInż 140 еще вполне тянул на роль подвижного танка-разведчика, его плавающий собрат выглядел скорее мишенью, чья боевая эффективность выглядела не сильно выше того же броневика БА-20.

Список источников:

      1. Następcy TK-S, Janusz Magnuski, Andrzej Kiński, Militaria I Fakty 33
      2. derela.pl
      3. РГВА

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vodoplavaiuscii-razvedchik-popolski-60d593ce548a76196fda16db

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account