Тематические выставки являются наиболее распространенными среди мероприятий, которые проводятся музеями. Особенно это касается памятных мероприятий, приуроченных к какой-то круглой дате. Получаются у музеев подобные выставки по-разному. Что-то интересно широкому кругу посетителей, в каких-то случаях они привлекут внимание только специалистов. В любом случае, свою аудиторию они находят, лишь бы она про нее знала.
27 января исполнилось 80 лет окончательному снятию блокады Ленинграда. Данное событие не осталось незамеченным для питерских музеев. Не остался в стороне и Музей железных дорог России. Лучший отечественный музей, посвященных теме железных дорог, подготовил выставку «Станция Ленинград — Освобождённый». Выставка сравнительно небольшая, но весьма интересная, особенно для тех, кто интересуется темой железных дорог.
В прошлом году на территории музея уже действовала выставка «Артерии Победы». Размещалась она на основной экспозиции, в качестве одного из павильонов выступала знаменитая «теплушка». В этот раз формат выставки оказался иным. Она получилась более традиционной: под нее выделили выставочные площади на втором этаже, позволившие разметить немало интересных экспонатов. Да и традиционной ее всё равно не назвать. Вместо обычного набора из нескольких витрин получилась разноплановая экспозиция, которая делает ее интересной и для специалистов, и для широкого круга посетителей.
Тематика выставки «Станция Ленинград — Освобождённый» в полной мере соответствует музею, где она проводится. Она посвящена теме Октябрьской и Ленинградской железных дорог в годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем, на выставке нашлось место и другим темам, имеющим прямое отношение к обороне Ленинграда. Среди информационных стендов есть и те, что посвящены строительству фортификационных сооружений. Уделяется внимание и партизанскому движению.
В данном случае информационная составляющая является одной из сильных сторон выставок. Особенно что касается вопросов, связанных с организацией железнодорожного сообщения в годы Великой Отечественной войны. Также есть немало интересного и по теме Дороги Жизни, являвшейся главной артерией, снабжавшей необходимым Ленинград с конца 1941 по весну 1943 годов. Приводятся фотографии и схемы, в том числе и по строительству Кобоно-Кареджского порта, который начал действовать с августа 1942 года. Отдельно поднимается тематика железнодорожной артиллерии, а также бронепоездов, которые действовали на Ленинградском фронте. Можно сказать, что это приложение к уличной экспозиции. Там стоят железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-3-12 калибра 305 мм, а также броневагоны.
Отдельно поднимается вопрос восстановление Октябрьской железной дороги, которое проходило одновременно с наступательными действиями частей Красной Армии. С конца января по весну 1944 года была проведена большая работа по восстановлению железнодорожных путей. Часть из них была разрушена, часть немцы перешили под европейскую колею. Восстановление путей являлось очень важной задачей, поскольку именно железная дорога была главной транспортной артерией.
В продолжение темы железных дорог в годы Великой Отечественной войны представлен разнообразный предметный фонд, имеющий прямое отношение к выставке. Кроме того, подготовлена диорама, где изображен кабинет дежурного по станции.Следует отметить, что сама по себе «Станция Ленинград — Освобождённый» скорее несет информационную направленность. По этой причине объем витрин на выставке ограничен. Но в целом есть, на что посмотреть, особенно тем, кто интересуется тематикой железных дорог в годы войны.
Те, кто еще не попал на выставку, имеют возможность это сделать до 10 мая. Заодно это повод посетить сам музей, который и без тематических выставок является крайне интересным местом.
источник: https://dzen.ru/b/ZiSraiq2SC8prI47