15
Юрий Пашолок. Universal Carrier по-итальянски

Юрий Пашолок. Universal Carrier по-итальянски

История Camionette Cingolate С.V.P.4 (Fiat 2800), или Cingoletta 43, итальянского прочтения Universal Carrier

В межвоенный период английская танковая промышленность находилась в сложном положении, особенно это касалось конца 20-х — первой половины 30-х годов. Разгон EMF и резкое сокращение заказов английской армии сильно ударило по Vickers-Armstogs. Это не помешало английскому оружейному гиганту выплыть из крайне сложного положения, взяв курс на зарубежные заказы. Результатом стала крайне забавная ситуация, когда при минимуме активности у себя на родине английское танкостроение всё равно находилось в авангарде. Во-первых, особо больше брать было не у кого, ибо французы вообще расслабились, а в США имелся разве что эксцентричный изобретатель со скверным характером и гоночными танками. По итогу всё равно самые интересные технические решения были у англичан. Кто-то тихо у англичан идеи подрезал (причем, в основном, уважаемые гранды танкостроения), а кто-то по-деловому договорился. Либо купил единичную машину, либо сразу партию, плюс лицензию.

Деревянный макет Camionette Cingolate С.V.P.4., декабрь 1941 года

Деревянный макет Camionette Cingolate С.V.P.4., декабрь 1941 года

Среди тех, кто вел себя честно и купил лицензию, оказалась Италия. Надо сказать, что итальянцы вообще не сильно комплексовали по поводу оригинальности исходной идеи. Их излюбленной тактикой было получение исходника для разработки, а затем доведение конструкции до совершенства. Сначала они так получили FIAT 3000, ставший лучшим клоном Renault FT, а затем приобрели танкетку Carden-Loyd Mk.VI. Сначала запустив ее серийное производство, вскоре итальянцы создали CV 33, одну из лучших танкеток. Из CV 33 потом выросли итальянские средние танки, а после и легкий Carro Armato L 6. При этом итальянцы продолжали внимательно следить за происходящим в мире. Если не получалось банально купить нужное, тогда шло уже нелицензионное копирование, да и то, всё равно получалось по-своему.

В сравнении с Universal Carrier и Camionette Cingolate C.V.P.5

В сравнении с Universal Carrier и Camionette Cingolate C.V.P.5

Так исторически сложилось, что в ходе Второй мировой войны главными противниками итальянской армии стали англичане. Те самые, которые в Первую мировую войну являлись союзниками итальянцев. Дополнительную пикантность происходящему придавало то, что и итальянские танки во многом были английского происхождения. Более того, в ходе боевых действий итальянцы продолжали внимательно изучать английские боевые машины и создавать их аналоги. Одной из тех машин, которые впечатлили итальянских военных, стал пулеметовоз-БТР Universal Carrier. Прямое развитие танкетки, эта многоцелевая машина отличалась простотой, удачной конструкцией и массовостью. В 1941 году итальянцы захватили некоторое количество Universal Carrier, а в мае того же года была запущена программа разработки аналога. Точнее, аналогов, поскольку тут случился, неожиданно для итальянцев, конкурс. Одним из участников конкурса оказался FIAT, предложивший своё прочтение английской машины — Camionette Cingolate С.V.P.4., более известна она как Cingoletta 43.

Опытный образец машины был готов к концу 1942 года

Опытный образец машины был готов к концу 1942 года

Идея конкурса оказалась верным решением, поскольку существовало два пути решения вопроса создания многоцелевой машины. Первый предлагала Ansaldo: у них уже имелся легкий танк Carro Armato L 6, чьё шасси вполне могло быть использовано как основа для будущего проекта. Так появился проект Camionette Cingolate С.V.P.5. В случае с FIAT предлагалось более простое решение, а именно максимальное копирование английского пулеметовоза, но с итальянскими агрегатами и под итальянские же требования. Дело в том, что итальянские военные хотели не просто пулеметовоз, как это было в случае с BREN Carrier No.2 Mk.I. Предполагалась многоцелевая машина, которая, в том числе, применялась как тягач.

Установку курсового пулемета явно можно записать в плюс авторам машины

Установку курсового пулемета явно можно записать в плюс авторам машины

В результате к декабрю 1941 года, когда был готов полноразмерный макет Camionette Cingolate С.V.P.4., получилась довольно любопытная машина. Прародитель угадывался безошибочно: ходовая часть, компоновка и корпус если не повторяли Universal Carrier Mk.I полностью, то оказались очень близки. Подвеску так и вовсе полностью скопировали с английской машины, но имелось одно отличие. Судя по всему, итальянцы тоже увидели недостатки в кормовой части Universal Carrier, и сделали ровно то же самое, что и ряд других авторов аналогичных машин. Во-первых, Camionette Cingolate С.V.P.4. сделали 4-катковой, это сразу решило проблему просадки кормовой части машины при использовании ее как тягача. Во-вторых, задний мост, который у английской машины торчал снизу и имел немало шансов быть разбитым при езде по пересеченной местности, приподняли.

4-катковая ходовая часть была явно плюсом с точки зрения использования машины как тягача

4-катковая ходовая часть была явно плюсом с точки зрения использования машины как тягача

Вроде бы не особо существенные отличия, но как сказать. Loyd Carrier и T16 появились не просто так, причем переделки, связанные с ходовой частью, проводились независимо друг от друга. Здравые мысли одинаковы у всех. Еще одним плюсом Camionette Cingolate С.V.P.4. стало вооружение. Танковый пулемет Breda 38 поставили в шаровой установке, гораздо более надежной, чем у Universal Carrier и его производных.

Более удачным оказалось и размещение заднего моста

Более удачным оказалось и размещение заднего моста

Надо сказать, что FIAT со своей машиной сильно запаздывал. Разработанный Ansaldo конкурент, Camionette Cingolate С.V.P.5, к декабрю 1941 года был уже почти готов, а в феврале 1942 года уже вышел на испытания. Но итальянское командование решило ждать FIAT. Причин для такого решения хватало. Одним из требований при создании С.V.P. было использование агрегатов серийных автомобилей. И если детище Ansaldo базировалось на танковых агрегатах, то у FIAT всё было куда интереснее. Мотор взяли от представительского автомобиля FIAT 2800, объемом 2,8 литра и мощностью 85 л.с. при 4000 об/мин. Это было примерно равно показателям мотора Universal Carrier. Коробку передач взяли с артиллерийского тягача FIAT-SPA TL 37, а ведущий мост от грузовика SPA 38 R. Все три донора были крупносерийными моделями, что заметно облегчало, а главное удешевляло конструкцию машины.

Внутри нашлось место не только для мотора, но и для десанта/расчета

Внутри нашлось место не только для мотора, но и для десанта/расчета

Дополнительным стимулом придержать принятие решение о выборе машины являлась еще одна принципиальная разница между С.V.P.5 и С.V.P.4. Детище Andsaldo имело более мощный мотор, но получилось заметно тяжелее — 5,6 тонн против 4,7 тонн. Куда важнее то, что С.V.P.4 имело в корме отделение для расчета/десанта, как и Universal Carrier. В случае же с С.V.P.5 полный экипаж составлял 4 человека, а всю заднюю часть машины занял мотор с трансмиссией. То есть быстрее — не значит лучше. Тем более что Camionette Cingolate предполагалась массовой машиной, как и ее английский прародитель. Поэтому было решено дождаться, когда FIAT закончит свою машину. Случилось это в декабре 1942 года, после чего выяснилось — ждали не зря. Машина оказалась как минимум не хуже конкурента, при этом получалась дешевле и проще, а главное, способной на ровно те же задачи (а по факту на их больший спектр).

Установка глушителя и буксирного устройства

Установка глушителя и буксирного устройства

В феврале 1943 года было принято решение заказать 300 Camionette Cingolate С.V.P.4. Машину переименовали в Cingoletta 43. Самое интересное, что и Camionette Cingolate С.V.P.5 не отменили, правда, ее функции оказались существенно ограниченными. По большому счету, у Ansaldo получился подвозчик боеприпасов. В случае же с Cingoletta 43 спектр задач выглядел более существенным. Помимо функции подвозчика боеприпасов, предполагалось использовать машину как тягач противотанковой артиллерии, легкий БТР для расчета станкового пулемета. Предполагалась и санитарная версия. Итальянцев стоит похвалить: их машина получилась хоть и тяжелее, а также длиннее, но зато ниже, более защищенной и ничуть не менее подвижной. При этом еще и лишенной нескольких ключевых недостатков прародителя.

Доработанный образец, вполне возможно под новый мотор

Доработанный образец, вполне возможно под новый мотор

В дальнейшем предполагалась дальнейшее развитие Cingoletta 43. Планировалось, что вместо мотора FIAT 2800 встанет двигатель еще одной легковой машины, Lancia Astura, который имел объем 3 литра и чуть более высокую мощность. Менялась и коробка передач. Судя по снимкам, такой вариант построили: в связи с ремоторизацией переделали воздухозаборник, а также кормовую часть машины. Впрочем, удачной разработкой итальянская армия воспользоваться не успела. После сентября 1943 года работы по Cingoletta 43 прекратились. Одним словом, хорошо, но слишком поздно.

Список источников:

      1. Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
      2. A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008
      3. tanks-encyclopedia.com/camionette-cingolate-cingolette-cvp-4-fiat-2800

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/universal-carrier-poitalianski-616e8f3cfad3d54fa1a4cc65

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account