Юрий Пашолок. Universal Carrier по-итальянски
История Camionette Cingolate С.V.P.4 (Fiat 2800), или Cingoletta 43, итальянского прочтения Universal Carrier
В межвоенный период английская танковая промышленность находилась в сложном положении, особенно это касалось конца 20-х — первой половины 30-х годов. Разгон EMF и резкое сокращение заказов английской армии сильно ударило по Vickers-Armstogs. Это не помешало английскому оружейному гиганту выплыть из крайне сложного положения, взяв курс на зарубежные заказы. Результатом стала крайне забавная ситуация, когда при минимуме активности у себя на родине английское танкостроение всё равно находилось в авангарде. Во-первых, особо больше брать было не у кого, ибо французы вообще расслабились, а в США имелся разве что эксцентричный изобретатель со скверным характером и гоночными танками. По итогу всё равно самые интересные технические решения были у англичан. Кто-то тихо у англичан идеи подрезал (причем, в основном, уважаемые гранды танкостроения), а кто-то по-деловому договорился. Либо купил единичную машину, либо сразу партию, плюс лицензию.
Среди тех, кто вел себя честно и купил лицензию, оказалась Италия. Надо сказать, что итальянцы вообще не сильно комплексовали по поводу оригинальности исходной идеи. Их излюбленной тактикой было получение исходника для разработки, а затем доведение конструкции до совершенства. Сначала они так получили FIAT 3000, ставший лучшим клоном Renault FT, а затем приобрели танкетку Carden-Loyd Mk.VI. Сначала запустив ее серийное производство, вскоре итальянцы создали CV 33, одну из лучших танкеток. Из CV 33 потом выросли итальянские средние танки, а после и легкий Carro Armato L 6. При этом итальянцы продолжали внимательно следить за происходящим в мире. Если не получалось банально купить нужное, тогда шло уже нелицензионное копирование, да и то, всё равно получалось по-своему.
Так исторически сложилось, что в ходе Второй мировой войны главными противниками итальянской армии стали англичане. Те самые, которые в Первую мировую войну являлись союзниками итальянцев. Дополнительную пикантность происходящему придавало то, что и итальянские танки во многом были английского происхождения. Более того, в ходе боевых действий итальянцы продолжали внимательно изучать английские боевые машины и создавать их аналоги. Одной из тех машин, которые впечатлили итальянских военных, стал пулеметовоз-БТР Universal Carrier. Прямое развитие танкетки, эта многоцелевая машина отличалась простотой, удачной конструкцией и массовостью. В 1941 году итальянцы захватили некоторое количество Universal Carrier, а в мае того же года была запущена программа разработки аналога. Точнее, аналогов, поскольку тут случился, неожиданно для итальянцев, конкурс. Одним из участников конкурса оказался FIAT, предложивший своё прочтение английской машины — Camionette Cingolate С.V.P.4., более известна она как Cingoletta 43.
Идея конкурса оказалась верным решением, поскольку существовало два пути решения вопроса создания многоцелевой машины. Первый предлагала Ansaldo: у них уже имелся легкий танк Carro Armato L 6, чьё шасси вполне могло быть использовано как основа для будущего проекта. Так появился проект Camionette Cingolate С.V.P.5. В случае с FIAT предлагалось более простое решение, а именно максимальное копирование английского пулеметовоза, но с итальянскими агрегатами и под итальянские же требования. Дело в том, что итальянские военные хотели не просто пулеметовоз, как это было в случае с BREN Carrier No.2 Mk.I. Предполагалась многоцелевая машина, которая, в том числе, применялась как тягач.
В результате к декабрю 1941 года, когда был готов полноразмерный макет Camionette Cingolate С.V.P.4., получилась довольно любопытная машина. Прародитель угадывался безошибочно: ходовая часть, компоновка и корпус если не повторяли Universal Carrier Mk.I полностью, то оказались очень близки. Подвеску так и вовсе полностью скопировали с английской машины, но имелось одно отличие. Судя по всему, итальянцы тоже увидели недостатки в кормовой части Universal Carrier, и сделали ровно то же самое, что и ряд других авторов аналогичных машин. Во-первых, Camionette Cingolate С.V.P.4. сделали 4-катковой, это сразу решило проблему просадки кормовой части машины при использовании ее как тягача. Во-вторых, задний мост, который у английской машины торчал снизу и имел немало шансов быть разбитым при езде по пересеченной местности, приподняли.
Вроде бы не особо существенные отличия, но как сказать. Loyd Carrier и T16 появились не просто так, причем переделки, связанные с ходовой частью, проводились независимо друг от друга. Здравые мысли одинаковы у всех. Еще одним плюсом Camionette Cingolate С.V.P.4. стало вооружение. Танковый пулемет Breda 38 поставили в шаровой установке, гораздо более надежной, чем у Universal Carrier и его производных.
Надо сказать, что FIAT со своей машиной сильно запаздывал. Разработанный Ansaldo конкурент, Camionette Cingolate С.V.P.5, к декабрю 1941 года был уже почти готов, а в феврале 1942 года уже вышел на испытания. Но итальянское командование решило ждать FIAT. Причин для такого решения хватало. Одним из требований при создании С.V.P. было использование агрегатов серийных автомобилей. И если детище Ansaldo базировалось на танковых агрегатах, то у FIAT всё было куда интереснее. Мотор взяли от представительского автомобиля FIAT 2800, объемом 2,8 литра и мощностью 85 л.с. при 4000 об/мин. Это было примерно равно показателям мотора Universal Carrier. Коробку передач взяли с артиллерийского тягача FIAT-SPA TL 37, а ведущий мост от грузовика SPA 38 R. Все три донора были крупносерийными моделями, что заметно облегчало, а главное удешевляло конструкцию машины.
Дополнительным стимулом придержать принятие решение о выборе машины являлась еще одна принципиальная разница между С.V.P.5 и С.V.P.4. Детище Andsaldo имело более мощный мотор, но получилось заметно тяжелее — 5,6 тонн против 4,7 тонн. Куда важнее то, что С.V.P.4 имело в корме отделение для расчета/десанта, как и Universal Carrier. В случае же с С.V.P.5 полный экипаж составлял 4 человека, а всю заднюю часть машины занял мотор с трансмиссией. То есть быстрее — не значит лучше. Тем более что Camionette Cingolate предполагалась массовой машиной, как и ее английский прародитель. Поэтому было решено дождаться, когда FIAT закончит свою машину. Случилось это в декабре 1942 года, после чего выяснилось — ждали не зря. Машина оказалась как минимум не хуже конкурента, при этом получалась дешевле и проще, а главное, способной на ровно те же задачи (а по факту на их больший спектр).
В феврале 1943 года было принято решение заказать 300 Camionette Cingolate С.V.P.4. Машину переименовали в Cingoletta 43. Самое интересное, что и Camionette Cingolate С.V.P.5 не отменили, правда, ее функции оказались существенно ограниченными. По большому счету, у Ansaldo получился подвозчик боеприпасов. В случае же с Cingoletta 43 спектр задач выглядел более существенным. Помимо функции подвозчика боеприпасов, предполагалось использовать машину как тягач противотанковой артиллерии, легкий БТР для расчета станкового пулемета. Предполагалась и санитарная версия. Итальянцев стоит похвалить: их машина получилась хоть и тяжелее, а также длиннее, но зато ниже, более защищенной и ничуть не менее подвижной. При этом еще и лишенной нескольких ключевых недостатков прародителя.
В дальнейшем предполагалась дальнейшее развитие Cingoletta 43. Планировалось, что вместо мотора FIAT 2800 встанет двигатель еще одной легковой машины, Lancia Astura, который имел объем 3 литра и чуть более высокую мощность. Менялась и коробка передач. Судя по снимкам, такой вариант построили: в связи с ремоторизацией переделали воздухозаборник, а также кормовую часть машины. Впрочем, удачной разработкой итальянская армия воспользоваться не успела. После сентября 1943 года работы по Cingoletta 43 прекратились. Одним словом, хорошо, но слишком поздно.
Список источников:
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008
- tanks-encyclopedia.com/camionette-cingolate-cingolette-cvp-4-fiat-2800
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/universal-carrier-poitalianski-616e8f3cfad3d54fa1a4cc65