Рассказ про самоходную артиллерийскую установку СУ-122 из парка «Патриот»
Частенько можно видеть, как люди, которые хотят блеснуть своей эрудицией, вспоминают про среднее время жизни танка на поле боя. Цифры интересные, но максимум, на что годящиеся — показать среднюю температуру по больнице. Танк может погибнуть в первую минуту первого боя, а может прослужить несколько десятилетий. Причем одно другому мешать не будет. Примеров, когда подбитые в бою танки и САУ прошли капитальный ремонт и долго воевали, немало. В Кубинке, кстати, таких машин хватает.
Музейный сектор парка «Патриота» сформирован так, что бронетехника здесь распределена по историческим разделам. Не всё, конечно, соответствует периоду экспозиции, но в целом вполне получилось. Самое главное, что там можно видеть уникальные машины, являющиеся живыми участниками известных битв. Одной из них оказалась СУ-122, единственная комплектная машина данного типа, дожившая до наших дней.
В случае со средней штурмовой самоходной артиллерийской установкой история создания оказалась полной внезапных поворотов. Начиная с того, что изначально проектирование САУ вели силами КБ завода №8. Параллельно работы шли на заводе №592, где создали СГ-122, которая и стала прообразом будущей СУ-122. Во многом история этой САУ, которая базировалась на трофейном шасси StuG III, и стала причиной резких маневров, которые устроило руководство Наркомата танковой промышленности (НКТП). У завода №592 постоянно наблюдались проблемы с шасси, в необходимом количестве трофеев не имелось. Это и стало ключевой причиной, почему специальную конструкторскую группу во главе с Л.И. Горлицким организовали на УЗТМ.
В ГАУ и НКВ наивно думали, что САУ можно делать на любом заводе, мало-мальски под это приспособленном. Причем в НКВ так думали и осенью 1942 года. Но в НКТП трезво оценивали ситуацию. Там прекрасно понимали, что для полноценного выпуска САУ необходимо иметь производственную базу, соответствующую шасси. Совершенно внезапно такая база образовалась в Свердловске, где бывший завод №37 начал производство Т-34. СГ-2, которая разрабатывалась заводом №592, была скорее на подхвате. В случае неудачи с разработкой У-35 оставался запасной вариант.
Примерно так и получилось. Постановление ГКО №2559 «Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе № 38» было подписано 2 декабря 1942 года, еще до того, как САУ испытали. Далее выяснилось, что боевое отделение У-35 имеет массу недостатков, в текущем виде производить ее было нельзя. На УЗТМ срочно переработали САУ, используя наработки СГ-2, оперативно переданные заводом №592. В результате серийная САУ заметно отличалась от опытной. Спешка имела определенные последствия, например, боевое отделение всё равно получилось тесноватым. Тем не менее, уже в декабре 1942 года первые серийные У-35 (уже СУ-35) были сданы, а в январе 1943 года отправлены в учебные части.
Безусловно, такие стахановские методы выглядели сомнительной идеей. Но в ситуации, которая сложилась в конце 1942 года, иных вариантов не существовало. Ждать еще полгода, чтобы военные разных ведомств друг с другом договорились, в НКТП и действующей армии не могли. Поэтому самые большие шишки, и в конструктивном, и в производственном плане, достались СУ-35, которую в апреле 1943 года переименовали в СУ-122. Выяснилось, что одновременно производить 100 Т-34 и 100 СУ-122 УЗТМ не может, поэтому бывали перебои то с одной машиной, что с другой.
Так или иначе, но за период с декабря 1942 по август 1943 года было сдано 640 СУ-122. В отличие от СУ-12 (СУ-76), которую приняли на вооружение при аналогичных обстоятельствах, СУ-122 никто с фронта не отзывал. Эта машина вполне неплохо показала себя на фронте, причем не только как штурмовая САУ. К лету 1943 года она всё чаще воевала против немецких танков и САУ. Поначалу, кстати, в боекомплекте СУ-122 не было ни бронебойных, ни кумулятивных снарядов. Летом 1943 года в боекомплект ввели кумулятивный снаряд 53-ВБП-463. В боекомплект входило 10 таких снарядов, после их появления противотанковая эффективность САУ выросла.
Увы, после окончания Великой Отечественной войны СУ-122 быстро списали, либо переделали в инженерные машины. Единственный образец, доживший до наших дней как САУ, находится в музейном секторе парка «Патриот». Еще одна СУ-122 сохранилась в виде тактического объекта, который стоял на полигоне Сертолово. Оттуда ее удалось перевести в Музей боевой славы Урала. По иронии судьбы, город Верхняя Пышма, где находится музей, являлся конечной точкой в ходе гарантийных испытаний СУ-122. Еще одна САУ, в виде БРЭМ, ныне находится в Будапеште.
В своё время автор материала занимался судьбой САУ из парка «Патриот». Исходной точкой поиска был серийный номер машины — 305320. Из него следовало, что СУ-122 изготовили в мае 1943 года. Она несет все изменения, внесенные в ходе производства САУ. В июне 1943 года машину, вместе с еще 16 СУ-122, а также командирским Т-34, отправили в Учебный центр самоходной артиллерии, где ее получил 1418 самоходный артиллерийский полк. Сформировали полк в мае 1943 года. 20 июня за машинами закрепили экипажи. СУ-122 с серийным номером 305320 оказалась в 4-й батарее. Командиром машины стал лейтенант В.С. Припоров.
1418 САП воевал в составе 15-го танкового корпуса 3-й Гвардейской танковой армии. На фронте полк оказался 8 июля. 18 июля был получен приказ о выходе в прорыв. Первый бой состоялся за населенный пункт Собакино, находящийся в 20 километрах восточнее Орла. Не понеся потерь в самоходных установках, 1418 САП отчитался о нескольких уничтоженных танках. Не задерживаясь, полк двинулся дальше в прорыв. 24 июля командир полка был отозван в штаб, а его место занял заместитель командира по строевой части майор П.Ф. Терновой. В этот же день состоялся бой за село Никольское Свердловского района Орловской области, в результате которого было подбито несколько СУ-122. Среди них была и машина с серийным номером 305320. Командир машины лейтенант В.С. Припоров был ранен, вместе с ним ранило механика-водителя, а наводчик и замковой погибли.
В дальнейшем САУ отправилась в ремонт, провоевав до конца войны. Где она воевала после 1418 САП (за июльские бои его переименовали в 293-й Гвардейский САП), неизвестно. Но судьба у машины была крайне бурная. Изначально я планировал назвать материал «тест на внимательность для стендового моделиста». Почему, сейчас поймете. Если подбитый танк или САУ попадает на ремзавод, или ремонтную базу, это не означает, что его конфигурация останется той же. У продукции УЗТМ имелись свои специфичные особенности, на которые ремонтникам глубоко наплевать. Их задача простая — чтобы машина поехала.
Можно только посочувствовать тому несчастному моделисту, который решит собрать модель в полном соответствии с данной конфигурацией. Да что там моделисты, и чертежники уже неоднократно «спотыкались» об эту СУ-122. Наиболее тонкий момент — звуковой сигнал. На свердловских танках и САУ он находился внутри машины, лишь на СУ-85 (да и то, уже осенью 1943 года) его вынесли наружу. Но ремзавод поставил сигнал снаружи. Так вот, на ряде проекций, а также ряде моделей, сигнал стоит именно там.
И это только вершина айсберга. Опорные катки, гусеничные ленты, антенный порт, передние брызговики, запасные топливные баки у этой СУ-122 не родные. Хотите знать, как они выглядели правильно, милости просим в Центральный Музей Вооруженных Сил РФ. Там стоит СУ-85, которую минимально «трогали». Там и ходовая часть, и крылья, и запасные баки родные. Они такие же, как на СУ-122. Так сказать, будьте бдительны!
Находящаяся в парке «Патриот» СУ-122 является отличным демонстратором заблуждений «артиллеристов» на тему того, как надо делать САУ. В ГАУ КА жестко настояли на использовании серийной 122-мм гаубицы М-30. Мотивировали они это унификацией и ускорением запуска САУ в серию. По факту выиграли немного, а вот проблем получили более чем. Посмотрите на щели в амбразуре орудийной установки, как говорится, вместо тысячи слов.
Как только САУ попали в войска, оттуда пошла масса хорошо известных русских слов и выражений. Во-первых, в САУ было тесно. Нет, не совсем банка людей, на фоне StuG разработка КБ УЗТМ была вполне просторной. Но навязчивая идея запихнуть серийную гаубицу привела к появлению внутри массивной тумбы. Во-вторых, артиллеристы вряд ли думали, а как будет работать расчет. Как и у буксируемого орудия, наводчика у СУ-122 два. В роли второго выступал командир. Вот ему делать было нечего, как смотреть за полем боя, возиться с рацией и еще наводить орудие.
Самое интересное, что позже в тех же геометрических размерах было создано боевое отделение СУ-85. И там оказалось вполне просторно, поскольку система была более компактной. Поставь изначально в СУ-122 орудие У-11, часть проблем удалось бы избежать. В том числе и с прицелом (У-11 имела телескопический прицел), и с люком механика-водителя (на СУ-122 стояла половинка). Собственно, уже в конце января 1943 года ГАУ стало тихо напевать «а мы тут не причём, а мы тут не причём», после чего началась разработка СУ-122м. Правда, там вылезла другая проблема. При увеличении объемов боевого отделения слишком сильно росла боевая масса. Поэтому СУ-122м не стала серийной САУ, а СУ-85 получило габаритные размеры рубки СУ-122.
Будем всё же не так категоричны относительно ошибок, допущенных при проектировании СУ-122. Она всё же первая отечественная крупносерийная САУ данного класса. Первенцам, как уже говорилось, доставались все шишки. Кроме того, для первенца СУ-122 была вполне удачной. Если мы начнем сравнивать ее с ранними StuG, выяснится немало интересного. Это касается и общей компоновки боевого отделения, и удобства расчета. При схожих габаритах СУ-122 однозначно удобнее. Даже по обзорности она лучше ранних StuG.
Стоит еще раз отметить, что в парке «Патриот» находится приличное число экспонатов с боевой историей. Правда, именно чтобы был известен экипаж, пока удалось вычислить только СУ-122. Вполне возможно, что и по другим машинам станет известно, но позже. Кто ищет, тот всегда найдет.
источник: https://dzen.ru/a/ZV-l832QEkoE1pt7