Тяжелый танк с качающейся башней по-шведски

14

Тяжелый танк с качающейся башней по-шведски

История KRV Emil, самого тяжелого шведского танка собственной разработки, которому так и не было суждено стать серийным

Содержание:

Шведское танкостроение первоначально следовало по пути наименьшего сопротивления, выбирая готовые решения или приглашая иностранных специалистов для руководства разработками. Однако во время Второй мировой войны ситуация начала меняться. Шведы, используя некоторые зарубежные компоненты, смогли создать успешный танк Strv m/42. Тем не менее, развитие платформы Landsverk LAGO оказалось недостаточно перспективным. Проекты продолжали существовать лишь на бумаге или в виде полноразмерных фанерных макетов, так и не достигнув стадии полноценного, даже экспериментального, шасси.

Финальная конфигурация танка, который стал самым тяжелым серди шведских разработок

Финальная конфигурация танка, который стал самым тяжелым серди шведских разработок

Осознание того, что дальнейшее развитие старой платформы утратило всякий смысл, возникло к началу 50-х годов. Это было связано с необходимостью противостояния новому танку более грозным противникам, чем прежде. Хотя еще некоторое время предпринимались попытки создать что-то на базе Landsverk Lansen, боевая масса достигла порога, когда шасси, унаследованное от LAGO, перестало быть подходящим для значимых улучшений. В этот период начала формироваться концепция принципиально нового танка, вдохновленная французской танковой программой. Изначально он получил название EMIL, но его окончательная версия стала известной как Krv.

Средство против ИС-3

Определить, кого именно шведские военные считали наибольшими противниками, не составляет труда. Даже после событий 1940 года, когда шведам пришлось позволить немецким войскам пройти через их территорию, они продолжали разрабатывать бронетехнику для противодействия советским танкам. Эта стратегия не потеряла актуальности и после войны: Швеция готовилась сражаться против Т-34 и подобных ему боевых машин. Удивительно, но в начале шведам оставалась неизвестной информация о советском тяжелом танке ИС-3, несмотря на то что его появление на параде 7 сентября 1945 года произвело сенсацию.

К 1950 году приоритетом было развитием Landsverk Lansen

К 1950 году приоритетом было развитием Landsverk Lansen

Впервые достаточно подробный отчет о состоянии дел в зарубежном танкостроении, включающий информацию об ИС-3, был подготовлен 22 марта 1950 года. Помимо сведений о наблюдаемом шведской разведкой ИС-3, в отчете содержались данные и об ИС-4, присутствующем в виде сухих цифр. Вопрос о том, как шведы определили боевую массу советского танка в 55 тонн, оставался открытым. Все информация выглядела, мягко говоря, сомнительной. Тем не менее, этот отчет побудил шведское командование к активным действиям. Оказалось крайне полезным напугать самих себя новыми советскими танками.

ИС-3 стал пугалом и для шведов

ИС-3 стал пугалом и для шведов

Первое обсуждение возникшего вопроса прошло 28 марта 1950 года. Однако исключительно важные решения были приняты гораздо позже — 28 августа того же года. Главной задачей стало изыскание орудия, способного с дистанции в тысячу метров пробивать броневой лист толщиной 150 мм, установленный под углом в 45 градусов. Так шведы представляли себе лобовую броню ИС-3. В качестве основы для нового орудия была избрана 10,5 cm lvkan m/42, уже не раз предлагавшаяся в роли танковой системы.

Пушка для перспективного танка, пока "бумажная"

Пушка для перспективного танка, пока «бумажная»

На осязаемой грани 11 октября 1950 года мир увидел сперва неуловимые черты будущего орудия. Эта механическая стихия облеклась стволом длиной в 40 калибров, а в своих вершинах могла посылать снаряд, рассекающий воздух со скоростью 930 м/с, подобно карающему молниеносному удару. Техническая магия воплотилась в автоматизированной системе заряжания, даря ей ритм в 20-30 выстрелов за минуту, подобно механическому сердцу, бьющему неустанно. Прицелитесь на километровую дистанцию, и снаряд, как пророк уготованной судьбы, пробьет 110 мм брони, под углом 45 градусов дрожащей в ожидании. И все же, в тенях видений, танк являлся воплощением Lansdsverk Lansen, удерживая боевую массу в границах 25 тонн.

Знакомство с AMX M4 стало для шведов точкой кардинального поворота в программе разработки

Знакомство с AMX M4 стало для шведов точкой кардинального поворота в программе разработки

Шведские военные, вероятно, гораздо дольше продолжали бы испытывать бедный Lansen, если бы в январе 1951 года KAFT не получила переводное описание на AMX M4. Первоначально французы планировали создать 35-тонный танк, однако к концу 1945 года стало очевидно, что масса увеличится до 50 тонн. На момент постройки боевой вес AMX M4 достиг 53,5 тонны, продолжая расти. Естественно, такой исход вряд ли мог удовлетворить шведских военных. Зато их чрезвычайно заинтересовала система с качающейся башней и механизацией заряжания. Не остался без внимания и легкий танк AMX 13, с которым они познакомились в июле 1951 года и который всерьез рассматривался для закупки шведской армией.

Исходные данные по EMIL

Исходные данные по EMIL

Шведские инженеры воздержались от копирования французской разработки, имея в своем арсенале собственный опыт механизации заряжания. Однако общая концепция AMX M4 привлекла их внимание. Ограничение в 30 тонн, установленное самими шведскими военными, осталось в силе, став своеобразным прокрустовым ложем, в которое пришлось втискиваться. Существующее шасси Landverk LAGO уже не подходило, поэтому в качестве основы было решено использовать проект САУ 15 cm kanonvagn fm/49, разработанный Bofors. Проект так и остался на бумаге, но предложенная конструкция шасси с пятью опорными катками большого диаметра выглядела более обоснованной.

На французский танк он был похож разве что концепцией

На французский танк он был похож разве что концепцией

На сей раз проект был плодом совместного труда. Шасси разрабатывала компания Landsverk, за орудийную часть, башню и механизм заряжания отвечала Bofors, а координацией усилий занималась KAFT. Именно она сформулировала тактико-технические требования, которые легли в основу проекта с названием EMIL. Документ подготовили в начале сентября 1951 года и презентовали 17 сентября того же года. Этот танк, по шведским меркам отнесённый к тяжёлым, обладал боевой массой в 28 тонн. Любители точных измерений могут разочароваться и принять успокоительное: французские и шведские военные на их протесты не обращали внимания. 54-тонный AMX M4 официально считался средним танком (char moyen), в то время как 28-тонный EMIL значился как тяжёлый. Согласно планам, этот танк фигурировал под обозначением tunga strv. Тем, кто склонен к глубоким размышлениям, путь лежит в дебри французских и шведских словарей.

Что шасси, что башня были оригинальными

Что шасси, что башня были оригинальными

Столь незначительная для танка такого класса боевая масса объяснялась его компактным шасси. Корпус возвышался лишь на 900 мм, тогда как полная высота шасси составляла 1400 мм, а его длина достигала 5800 мм. Такая строение корпуса диктовала необходимость использования компактного двигателя. Был выбран оппозитный 8-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения Volvo SFA, оказывающий мощность в 550 лошадиных сил при 2800 об/мин. Этот двигатель должен был разгонять танк до 55 км/ч, обеспечивая ему не только маневренность, но и превосходную проходимость.

Механизм заряжания тоже был свой

Механизм заряжания тоже был свой

Танк был задуман как трехместный, обладая внушительной броневой защитой (70-125 мм лоб корпуса, 150 мм лоб башни). От AMX M4 его отличало присутствие качающейся башни, но с уникальными решениями. Шведская конструкция башни была иной и, с инженерной точки зрения, более удачной. Одной из основных проблем качающейся башни был повышенный риск заклинивания вражескими снарядами. У шведов такая уязвимость, с фронтальной проекции, была снижена до минимума. Уязвимой оставалась только центральная часть основания, в районе орудийной установки. Однако она получилась весьма узкой. Традиционно для шведов, установка обеспечивала значительные углы склонения орудия.

105-мм пушка, как альтернатива, появилась с самого начала

105-мм пушка, как альтернатива, появилась с самого начала

Схожесть с французской башней у EMIL заключалась лишь в развитой кормовой нише, но не далее того, ведь механизм заряжания у Bofors был оригинальным. Орудия тоже были уникальными. Основным вооружением для EMIL являлась 120-мм пушка 12 cm akan L/40, чьи снаряды обладали начальной скоростью 840 м/с. Это было несколько больше, чем у советской пушки Д-25Т, однако шведские снаряды были кумулятивными, что обеспечивало более высокую бронепробиваемость. В качестве альтернативы рассматривалась 105-мм пушка с начальной скоростью снаряда 1000 м/с.

Также имелись мысли по "шахматам"

Также имелись мысли по «шахматам»

В кормовой нише башни разместились две механизированные укладки, каждая вместимостью восемь унитарных патронов. В одной из них хранились кумулятивные унитары, в другой — осколочно-фугасные. Обладая скорострельностью до сорока выстрелов в минуту, EMIL способен быстро израсходовать арсенал и уйти на перезарядку, подобно AMX-13, при этом оставаясь под защитой брони. Все операции выполнялись внутри. Общий боезапас штатного орудия состоял из тридцати двух выстрелов, то есть по два полных комплекта на каждый тип боеприпасов. Это предвещало создание чрезвычайно интересного танка, которого, впрочем, предстояло еще построить, испытать и запустить в серийное производство. Вопросы этого этапа оказались менее радужными, чем предполагалось первоначально.

Подросшее шасси, оставшееся без башни

Для общего понимания важности программы EMIL следует знать о планах шведской армии по комплектации своей армии танками. 11 мая 1951 года был подготовлен доклад, в котором указывались цифры необходимой бронетанковой техники. Предполагалось сформировать 6 танковых бригад (60 тяжелых танков, 15 легких танков, 27 ЗСУ) и 6 танковых батальонов (57 тяжелых танков, 5 легких танков и 14 ЗСУ). Итого 702 тяжелых танка, плюс танки для резерва (еще 15% от этого числа), итого общий объём 800 штук. При таких потребностях Landsverk и другие участники проекта EMIL были обеспечены заказами на годы вперед.

Потребности шведов в танках. Да, Tunga - это тяжелый

Потребности шведов в танках. Да, Tunga — это тяжелый

Следует отметить, что в KAFT сидели реалисты, прекрасно понимавшие, что по щелчку танки не появятся. Поэтому программа EMIL изначально планировалась долгостроем. Того же мнения придерживались и в Bofors. 31 мая 1951 года, когда еще выбиралось орудие, там оценили сроки выполнения этапов по выпуску EMIL. Согласно им, финализация концепции EMIL планировалась в 1952 году, изготовление опытного образца в 1955 году, годом спустя проводились испытания, а серийный выпуск в 1958-59 годах. Это, кстати, намекает на реальную оценку «красной угрозы».

Альтернативный, американский мотор для EMIL

Альтернативный, американский мотор для EMIL

На этом фоне не стоит удивляться, что проект по состоянию на сентябрь 1951 года стал не более чем пробным шаром. Если бы в KAFT знали, чем всё закончится, то дали что себе, что разработчикам по рукам, дабы не трогать. Но по факту еще в октябре 1951 года начались первые вмешательства в исходный проект. Первым из них стала ходовая часть с шахматным расположением опорных катков. Это был запасной вариант, так и не использованный, но лиха беда начало. В 1952 году изменения стали нарастать, как снежный ком.

Осенью 1952 года пушек было уже три

Осенью 1952 года пушек было уже три

Альтернативы появились и с точки зрения силовых установок. В мае 1952 года KAFT и Landsvek наладили контакты с Continental, ведущим американским производителем танковых моторов. Для танка 30-тонного класса американцы предложили V-образный 8-цилиндровый бензиновый мотор AV-1195-1 с воздушным охлаждением. Он развивал те же 550 лошадиных сил, а главное, существовал в металле. Также начались переговоры по теме трансмиссии. В этом плане у американцев уже имелся богатый опыт. Как выяснилось далее, контакты оказались совсем не лишними, поскольку уже вскоре замаячили перспективы роста боевой массы EMIL.

Танков тоже стало три

Танков тоже стало три

15 октября 1952 года был подготовлен большой доклад, посвященный развитию проекта EMIL. К тому времени танк обзавелся еще двумя орудиями. 27 сентября 1952 года Bofors представила 10,5 cm kan L/67, развитие 105-мм пушки, которая мелькала в переписке с самого начала. Начальная скорость снаряда выросла, в зависимости от варианта, до 1080-1350 м/с. Такое орудие имело скорострельность 30 выстрелов в минуту, боезапас в механизированной укладке составлял 14 унитаров, а полный боезапас — 28 унитаров. Меньшее число выстрелов было связано с увеличением габаритов унитарного патрона. В октябре 1952 года появилось третьей орудие — 15 cm kan L/40, с начальной скоростью снаряда 900 м/с. Как и 120-мм орудие, данная система вела огонь кумулятивными снарядами, уверенно поражая на всех дистанциях 160 мм брони. Еще большие габариты унитара снизили общий боезапас до 24 штук, из них 12 в башенной укладке.

Мотор AV-1195 предназначался для EMIL E2

Мотор AV-1195 предназначался для EMIL E2

На этом фоне 12 cm kan L/40 стала терять перспективы. Как и EMIL по исходному варианту. В октябре 1952 года он имел боевую массу 30,5 тонн (длина шасси увеличилась до 6400 мм), и это только базовая версия. Предполагалось 6 вариантов машины, которые отличались, в том числе, броневой защитой. EMIL E1 оснащался оппозитным мотором AOS-895 мощностью 500 л.с., этот двигатель использовался на Light Tank M41. К слову, все «Эмили» к тому моменту должны были оснащаться американскими моторами, нейтральный статус позволял шведам без проблем закупать подобную продукцию. Впрочем, EMIL E1 скорее рассматривался как запасной вариант. Шведские военные уже явно пошли на повышение.

EMIL E3 далее превратился в KRV. Танк построили в металле, в отличие от башни и орудия

EMIL E3 далее превратился в KRV. Танк построили в металле, в отличие от башни и орудия

120-мм орудие предполагалось только на EMIL E1. Второй вариант машины, EMIL E2, был крупнее (длина шасси та же, ширина выросла до 2560 мм, а общая высота — до 2480 мм), это было связано с установкой мотора Continental AV-1195-1, либо форсированного AVS-1195-1 (мощность 540 и 665 л.с. соответственно). На этот танк ставились 105-мм или 150-мм орудия. В зависимости от исполнения, боевая масса EMIL E2 должна была составлять от 34,1 до 39,2 тонн, а скорость, в зависимости от двигателя, от 45 до 55 км/ч. Выросла и толщина брони, которая достигала 145 мм (корпус) и 170 мм (башня).

Финализация работ наметилась в 1956 году

Финализация работ наметилась в 1956 году

Впрочем, этот вариант также явно являлся промежуточным. Для столь крупных орудий требовалась и более крупная платформа. Ей стал вариант EMIL E3, самый тяжелый и большой. Длина шасси выросла до 6700 мм, ширина до 2660 мм, а общая высота — до 2580 мм. На нем использовался 12-цилиндровый мотор воздушного охлаждения AV-1790, такой же, как на тяжелом танке M103 и ряде других американских танков. При мощности 810 лошадиных сил его хватало, чтобы разогнать танк до 60 км/ч. Броневая защита выросла только по бортам (с 30 до 40 мм у корпуса и с 60 до 80 мм у башни), а вот масса стала заметно больше — от 36,4 до 41,8 тонн. Выбрали, естественно, EMIL E3.

Volvo SFA F 12, лицензионная версия мотора Continental AV-1790

Volvo SFA F 12, лицензионная версия мотора Continental AV-1790

С целью конспирации в 1953 году обозначение EMIL исчезло из переписки. Bofors называл машину Projekt 6400, а Landsverk — tankette. Между тем, стало очевидно, что работы затягиваются. В 1953 году сроки несколько сдвинулись. Опытный образец танка теперь ожидался в октябре 1956 года. Для того, чтобы не ждать столько времени, было решено заказать у англичан партию Centurion Mk3, эти машины обозначались как Strv 81. Надо сказать, что в «танкетке» был явно заинтересован Landsverk. Несмотря на некоторый сдвиг сроков, в конце 1954 года в Ландскруне закончили проектирование нового танка. А вот Bofors свою часть работы то ли не могла закончить, то ли не хотела.

Окончательно танк собрали в 1957 году

Окончательно танк собрали в 1957 году

Сложилась ситуация, когда один подрядчик был готов изготовить опытные образцы шасси, а второй не смог сделать ни башни (наблюдались проблемы со стабилизацией), ни орудия. Причем если со 150-мм пушкой проблема была со снарядами, то 105-мм орудие забраковали по той причине, что оно… слишком слабое. В итоге Landsverk получила заказ на выпуск двух шасси, но второе позже переделали в опытный образец САУ AKV 151. орудийную часть делала Bofors, и почему-то она работала. Никому это не кажется странным?

В первые заезды он отправился без башни

В первые заезды он отправился без башни

На финишную прямую бывший EMIL вышел в 1956 году. Тогда же танк переименовали в Krv (Kranvagn, то есть автокран). Боевая масса танка достигла 45 тонн, а сам она получался еще больше, чем EMIL E3. Длина корпуса выросла до 6750 мм, ширина до 3050 мм, а полная высота достигала 2,66 метров. Вместо Continental AV-1790 танк получал мотор Volvo SFA F 12, то же самое, но шведской сборки. В ходе эволюции корпус сильно изменился, получил характерную лобовую деталь, напоминавшую ИС-3. В принципе, шасси выглядело очень даже неплохо, вот только в 1957 году, когда его построили, башни всё не было. Поэтому на шасси поставили массогабаритный макет.

Далее появился ее макет

Далее появился ее макет

С точки зрения KATF (так стали назвать KAFT с 1954 года) шасси было неплохое. Работы по нему, со стороны KATF, курировал Свен Берге, будущий создатель Strv 103. На испытаниях танк показал вполне приличные скоростные данные, разогнавшись до проектной скорости 60 км/ч. Результаты испытаний сподвигли KATF на идею установить башню Centurion Mk.10, такая версия известна как Strv K. Но далее было решено просто купить партию Centurion MK.10, известны они как Strv 101. Позже до их уровня довели ранее поставленные Strv 81, эти танки получили обозначение Strv 102. Ну а Krv окончательно умер в 1959 году.

Нынешнее состояние танка. 4 катка - следы работа по программе Strv S

Нынешнее состояние танка. 4 катка — следы работа по программе Strv S

Ныне шасси Krv находится в запасниках танкового музея Arsenalen. Откровенно говоря, историю данного танка иначе, как мутной, не назовешь. То, что он столько проектировался, никого не должно смущать. Последовавший за ним Strv 103 оказался ничуть не меньшим долгостроем. А вот к Bofors в этой истории очень много вопросов. Создается ощущение, что кое-то устроил откровенный саботаж ради своих личных интересов. Причем для Landsverk история закончилась поражением, от которого она так и не оправилась. А шведская армия, вместо довольно удачного танка, который выглядел бы прилично и в 90-е годы, получило безбашенный утюг. Причем замену ему так и не смогли осилить, в результате пришлось выпускать по лицензии Leopard 2.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру и Виктору Нурланду, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные материалы

Список источников

      • Tankett fm/49 AKV och KRV, Christer Baadstöe, PANSAR 2–2011
      • Архив Карла Бломстера
      • tanks.mod16.org
      • Arsenalen.se

источник: https://dzen.ru/a/ZzHzadVeenD8oly2

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account