Юрий Пашолок. Тяжелый первенец генерала Барнса
К 80-летию публичной демонстрации Heavy Tank T1E2, первого американского танка собственной разработки
Мировое танкостроение начиналось немного спонтанно, с точки зрения создания классификации боевых машин. Англичане, родоначальники танкостроения, начали с тяжелых танков, при этом они проигнорировали танки легкого типа, поставив на средние. Возможно, что и правильно сделали: уже после войны у англичан получались только средние танки, что вывело их в 20-е годы в лидирующую позицию. Стартовавшие вторыми французы создали сразу три типа танков — тяжелый Saint-Chamond, средний Schneider CA 1, а затем легкий Renault FT. При этом лучше всего получился легкий танк, заложником которого французы стали более чем на десятилетие. Они же стали единственными, кто так и не смог избавиться от наследия Первой мировой войны даже к 1940 году. Немцы же пытались всё сделать тяжелый танк, никак не желая запускать в серию вполне удачный легкий танк LK. В итоге поиграли везде. Ну и четвертыми стали американцы, которые находились под влиянием сразу двух школ.
Американские военные выбрали прагматичный подход, взяв лучшее и от одной, и от другой школ. В результате они стали обладателями парка тяжелых танков Mark VIII International. Машина вроде как английская, но производство американское, да и мотор — Liberty L-12. Это позволило довольно долго эксплуатировать тяжелые танки в американской армии. Впрочем, дальше развивать эти машины американцы явно не собирались. Причин на это имелась масса. Во-первых, тяжелый танк — это банально дорого. Во всём. В постройке, обслуживании, транспортировке, эвакуации. Во-вторых, он был попросту не нужен на американском континенте. Назначение тяжелого танка — штурм вражеских позиций. А мексиканскую границу американцам не имелось никакой нужды. Одним словом, для учебных целей годится, а новые — денег нет! Поэтому на 20 лет про их разработку забыли.
О том, что американской армии нужен тяжелый танк, Департамент Вооружений задумался сразу после начала Второй мировой войны. В то, что США туда будут втянуты, сомнений не было никаких. Главный вопрос, когда. То, как будет развиваться война, еще не имелось полной ясности. Вариант сражений в стиле Первой мировой войны не отметался, поэтому танк прорыва выглядел вполне необходимой вещью. Центром его разработки стал Абердинский полигон, где как раз в это время полировали Medium Tank M2. Возглавил работы Гладеон Барнс, в дальнейшем ключевая фигура с точки зрения танковой разработки. Задание на разработку танка было получено 27 сентября 1939 года, впрочем, форсировали его только к 20 мая 1940 года, после запроса генерал-майора Джорджа Линча, командующего американской пехотой. На тот момент существовало 2 варианта — либо 45,4 тонны, либо 72,6 тонн боевой массы. На совещании 22 мая Комитет по Вооружениям утвердил более легкий вариант. Так началась разработка Heavy Tank T1, первого американского танка собственной разработки. Сегодня исполнилось 80 лет со дня презентации T1E2, первой версии этого танка, построенной в металле.
Изначальная концепция американского тяжелого танка была, скажем так, весьма специфичной. Опыта в разработке танков прорыва у американцев не имелось, поэтому они поначалу по-своему мыслили такую боевую машину. Достаточно сказать, что башен было изначально четыре. В двух основных предполагалось установить 75-мм орудия T6 (будущие M2) с ограниченным сектором обстрела. Третья башня оснащалась спаркой 37-мм пушки с пулеметом, а четвертая спаркой 20-мм автоматической пушки с пулеметом. Сильно удивляться не стоит: американская пехота продолжала бредить концепцией «огневого ежа», ведущей родословную еще с английских «ромбов». Танк получался не самым большим для своего класса. Длина составляла 7620 мм, полная ширина 3437 мм (при перевозке по железной дороги ширину снижали за счет съемных деталей), а высота — 2819 мм. При этом машина предполагалась подвижной — со скоростью не менее 32-40 км/ч. Экипаж предполагался в районе 6 человек. При этом полковник Барнс выражал скепсис по поводу такой схемы вооружения.
11 июля 1940 года танку присвоили индекс Heavy Tank T1. Между тем, разработка продолжалась. После того, как началась детальная проработка шасси Heavy Tank T1, появились некоторые подробности. К работам подключили SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров). Это означало помощь автомобильных компаний. Тогда же появилась идея установить гидротрансформатор. В конце июля 1940 года General Electric выступила с идеей установки электромеханической трансмиссии. Итог обсуждений привел к тому, что 29 июля предполагалось уже три типа трансмиссии — механическая, гидравлическая и электромеханическая. В августе 1940 года определились и с тем, кто же будет производить танк. Им стал Baldwin Locomotive Works, паровозостроительный завод из Эдистона, штат Пенсильвания. Тогда же началась переработка проекта, в частности, снижалась его длина. Во всех этих работах очень часто мелькала фигура Барнса. Сначала полковника, а в самом начале октября 1940 ему присвоили звание бригадного генерала.
К октябрю 1940 года стало окончательно понятно, что исходная идея «огненного ежа» неудачная, а танк требует более мощного вооружения. Ситуация, когда тяжелый танк имел то же орудие, как и средний, неправильная. Поэтому 4 октября 1940 года командование Бронетанковых Сил, сформированных летом того же года, требования на Heavy Tank T1 изменило. Габариты немного изменились (танк стал на 2 фута короче, но главное, что переработали вооружение. Башня осталась одна, в ней прописалась 3-дюймовая (76-мм) пушка T9, спаренная с 37-мм пушкой T5E1. Башня получала стабилизатор вертикальной наводки и электрический привод наводки в обеих плоскостях. В корме башни разместили крупнокалиберный пулемет Browning M2HB, еще один пулемет (Browning M1919) разместили в командирской башенке. Еще два пулемета Browning M2HB разместили в подвижной установке лобовой части корпуса. Пара пулеметов Browning M1919 смотрела вперед, из их вел огонь механик-водитель. Также конкретизировали данные по броневой защите. Лоб корпуса и башни имели толщину 76,2 мм, борта и корма — 64 мм.
По факту столь существенные изменения конструкции танка случились гораздо раньше. Судя по переписке, в указанной конфигурации машина была уже в сентябре 1940 года, когда построили макет машины. В таком виде Heavy Tank T1 утвердили на заседании Комитета по Вооружениям 24 октября 1940 года. Дальше требовалось определиться, какую трансмиссию будут ставить первой. А вариантов-то было хоть отбавляй. Одних только гидротрансформаторов было аж три типа — Schneider, Brog Warner и General Motors. Также General Motors разрабатывала, силами своего подразделения Oldsmobile, автоматическую коробку передач Hydra-Matic. Изначально эта коробка передач создавалась для легковых машин, но перенос подобного в танки был рядовым явлением. В результате выбрали разработку Oldsmobile. Контракт на разработку танковой версии Hydra-Matic подписали 23 октября 1940 года цена вопроса составляла 150000 долларов США. Остальные решения получились примерно такими же по бюджету.
Уже с лета 1940 года на Baldwin Locomotive Works закипела работа по формированию облика танка. После того, как окончательно определились с его конструкцией, работы форсировали. При этом машина разительно отличалась от концепции шасси T5. Трансмиссию разместили сзади, корпус получался немного вытянутым, а главное, он имел литую конструкцию. Явно не обошлось без Мартина Преваля, французского инженера, ранее работавшего на SOMUA. Именно с его именем связан переход на литые корпуса. Вообще Baldwin Locomotive Works в ноябре 1940 года писала о трех французских инженерах, которых наняли для работ по Heavy Tank T1. Между тем, Барнс всё же решил подстраховаться с трансмиссией. Еще в июле 1940 года среди участников обсуждения присутствовало руководство Timken Detroit Axle Company. Тогда Timken назначили руководить работами по трансмиссии. Механическая трансмиссия изначально была в списке, но на некоторое время исчезла из работ. Но 23 декабря Барнс дал указание запустить работы по варианту Heavy Tank T1 с механической КПП Timken. На разработку механической трансмиссии с гидротрансмформатором выделялось 90 дней. А 27 декабря снова поднялся вопрос об электромеханической трансмиссии. General Electirc была настойчивой в этом вопросе. В итоге она своего добилась: 13 февраля 1941 года всё же было принято решение о запуске работ по электромеханической трансмиссии для Heavy Tank T1.
По итогам в апреле 1941 года имелось уже три варианта танка. При этом самый первый, T1, вызывал у Барнса больше всего вопросов. «Бегающий генерал», как можно назвать ключевого человека в программе разработки американских танков, постоянно держал работу по машине под своим контролем. И еще в начале 1941 года стало понятно, что Oldsmobile как-то не напрягается. В марте 1941 года состояние коробки передач Hydra-Matic было таково, что сроки ее завершения оценивались «где-то в мае». И это при том, что 7 апреля 1941 года потребность в тяжелых танках составляла 360 машин. В результате приоритет по Hydra-Matic всё сильнее снижался, зато на первый план выходила механическая трансмиссия Timken.
Явно напрягались и в General Electric. Впрочем, про историю первого американского «электротанка» разговор будет отдельный. Что же касается T1, то его история оказалась короткой. Крайняя неспешность работ по Hydra-Matic привела к тому, что ни одного T1 с нуля так и не построили. Работы по машине «висели» вплоть до 11 июня 1942 года, а Oldsmobile даже построила опытный образец автоматической коробки передач. Но дело было весной 1942 года, ее так в танк и не поставили.
Окончательно облик танка сформировался ближе к лету 1941 года. Приоритетным окончательно стал T1E2, вариант с электромеханической трансмиссией как запасной. Еще осенью 1940 года боевая масса достигла 51,7 тонн, и это совсем не предел. По факту она подросла еще на 5 тонн, пока машину дорабатывали. Осенью 1940 года определились и с моторов. Особых альтернатив не имелось: было решено брать радиальный мотор воздушного охлаждения Wright R-1820 Cyclone 9. Цифра 1820 означала объем в кубических дюймов (по факту 1823 кубических дюймов, или 29,87 литров). Переработанный мотор получил обозначение Wright G-200, его эксплуатационная мощность составила 825 лошадиных сил, а максимальная — 960 л.с. Экипаж составил 6 человек, вооружение, блокированная подвеска HVSS и основная масса технических решений еще осени 1940 года, осталась без изменений.
Baldwin Locomotive Works немного отставала от графика, вместе с тем, военные были довольны получавшимся результатом. Теоретически Heavy Tank T1E2 был одним из лучших в своём классе. Оценили танк и англичане. 15 июля 1941 года Барнс получил сообщение от Михаэля Девара, руководителя Британской Танковой Миссии. Англичане стали рассматривать возможность поставки 500 таких танков. С учетом того, что с Infantry Tank Mk.IV (будущий Churchill) дела поначалу не особо клеились, интерес понятен.
Поначалу сроком изготовления первого образца танка значилось 15 июля 1941 года, причем до последнего момента ждали коробку передач Hydra-Matic. Не дождались. В последний раз про нее говорилось 1 августа, со сроком сдачи 15 числа того же месяца. К 19 августа машину построили в конфигурации T1E2, но еще не прибыло орудие T9. Наконец, 21 августа танк преодолел первые километры, с макетом орудия. Не без проблем с трансмиссией, но управляемость машины вызвала положительные эмоции. С небольшими перерывами испытания продолжались и в августе, и в сентябре. В ходе пробега 11 сентября наблюдался перегрев тормозов, с другой стороны, была достигнута скорость 37 км/ч. Не без проблем, но танк явно получался.
Проблемы, которые выявились в ходе испытаний, заставили отменить презентацию танка 3 октября 1941 года. Требовалось дополнительное время на доводку. Кроме того, полный набор вооружения T1E2 получил только во второй половине сентября 1941 года. Тем не менее, по поводу программы Heavy Tank T1 уже имелся некоторый оптимизм. Танк показал вполне неплохие данные по преодолению бездорожья, да и скорость в 37 км/ч он давал стабильно. Уже 3 октября Барнс дал указание Baldwin Locomotive Works готовиться к выпуску 50 танков. Также возник и возможный контракт на 50 танков для англичан. При этом к концу октября бюджет разработки семейства T1 достиг более чем внушительной суммы 750000 долларов США. За пару лет до того никто бы таких денег попросту не дал. Постепенно танк приводили в норму. По состоянию на 19 ноября 1941 года опытный образец преодолел 1920 километров. Для тяжелого танка очень приличное расстояние. 22 числа было решено показать таки машину 5 декабря. Но и эта дата стала не последней. Наконец, финальной датой стало 8 декабря 1941 года.
Показать новый танк вынудили обстоятельства. 7 декабря японцы напали на Перл-Харбор, США вступили во Вторую мировую войну. Машина пропаганды заработала на полную мощность, так что презентация американского тяжелого первенца прошла по полной программе. В ней участвовал и генерал Барнс, можно сказать, что это был его бенефис. У него и так были на тот момент заслуги в виде целой плеяды орудий, да и в программе Medium Tank M3 и T6 он играл важную роль. Но первый тяжелый танк, да еще с нуля — это реально достижение.
К тому моменту начальник Военного Министерства по вооружению, Барнс так часто мелькал на фотоснимках абсолютно заслуженно. Больше того, успех создания Heavy Tank T1 имел самые прямые последствия для американской танковой программы. Отныне американские средние и тяжелые танки создавались с размещением трансмиссии сзади.
В январе 1942 года танк полностью разобрали, начался процесс его модернизации. Барнс отнюдь не почивал на лаврах. Недостатки танка были известны, шли работы по их устранению. При этом Baldwin Locomotive Works получила замечание за срыв сроков. Впрочем, их снова сорвали. Переработанный опытный образец танка уехал на Абердинский полигон только 26 февраля, сроки сдачи снова сдвинулись.
После переделки кормовая часть машины несколько изменилась. От массивной выхлопной системы отказались, в корме появился большой воздуховод. Хватало изменений и по внутренним агрегатам. Вместо перегревавшихся тормозов поставили новые, разработки Budd.
Параллельно с испытаниями, которые шли на Абердинском полигоне, машиной занимались и по другим направлениям. Задержка совсем не означала, что серийного выпуска не будет. В январе-феврале 1942 года активно шла переписка по серийной башне, шли испытания отдельных агрегатов машины. В результате к апрелю 1942 года стало понятно, что машину можно стандартизировать.
14 апреля 1942 года Heavy Tank T1E2 стандартизировали как Heavy Tank M6. Почему не M1? Потому что уже слишком много было M1, а Департамент Вооружений сам чертыхался с обозначениями. Они только недавно переименовали Light Tank M4 в M5, так что тяжелый первенец получил обозначение M6.
В общей сложности от полноценного запуска работ по танку и заканчивая его стандартизацией прошло меньше двух лет. С учетом того, что машину создавали с нуля, срок очень маленький. Даже с учетом того, что происходило дальше, Heavy Tank T1 можно называть большим успехом американской танковой промышленности. Что дальше происходило, это уже совсем не вина создателей машины. Со своей задачей они справились.
Список источников:
- US NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
- Фотоархив автора