История Carro Armato P 40, единственного итальянского тяжелого танка, запущенного в серийное производство
Содержание:
Военно-техническое сотрудничество между Италией и Российской Империей началось еще до революции. Автомобили марки FIAT весьма активно использовались в Русской Императорской Армии, а организация выпуска FIAT 15 ter на АМО была совсем не для народного хозяйства. Сотрудничество особо не прекращалось и после революции. Ему не помешало даже то, что в 20-е годы Италию возглавил Муссолини. Между советской стороной и Ansalso шло бурное сотрудничество, которое принесло пользу, в том числе, и отечественному танкостроению.
Влияние итальянской промышленности на советское танкостроение не является большим секретом. Например, по заказу советской стороны Ansaldo разработала проект 65-тонного танка, который далее был использован для проектирования 90-тонного Т-39. Итальянская 100-мм морская пушка стала базисом для советского танкового орудия Д-10Т, которое до сих пор воюет вместе с Т-54 и Т-55. Менее известно, что было и обратное влияние. Carro Armato P 40, первый (и последний) серийный итальянский тяжелый танк делался с оглядкой на Т-34. Копией 34-ки, конечно, он не являлся, но влияние несомненное.
Неплохой средний танк вместо тяжелого
Сама по себе программа разработки итальянского тяжелого танка выглядела крайне любопытно. То, что итальянцы могли сделать полноценный тяжелый танк, сомнений нет. Пойди они по немецкому пути, их Carro Armato P мог бы быстро перемахнуть не то, что 35, а и все 40-45 тонн. Более того, он бы вполне мог стать серийным. Другой вопрос, что у танка прорыва были несколько иные задачи, нежели поражать врага своими габаритами. От тяжелого танка всё больше требовалась подвижность, поскольку его явно собирались использовать в Северной Африке. У итальянской армии уже был отрицательный опыт использования FIAT 2000, который попросту не успевал за противником.
Постепенно снижение габаритов и массы привело к тому, что Carro Armato P 75, появившийся в августе 1940 года, к маю 1941 года стал заметно ниже, а его боевая масса снизилась до 23 тонн. Далее боевая масса снова начала расти, но Carro Armato P 40, так он стал именоваться летом 1941 года, всё больше напоминал средний танк. Ситуация не уникальная, можно вспомнить тот же Landsverk LAGO, правда, там изначально средний танк переквалифицировали в тяжелый. Здесь же тяжелый танк «ужали» до среднего, сохранив исходный спектр задач. Да и сам Carro Armato P 40 всё больше напоминал увеличенный Carro Armato M 13-40.
К концу 1941 года Carro Armato P 40, как казалось, сформировался окончательно. Получался вполне адекватный средний танк с адекватным вооружением. По габаритам он получался примерно как английский крейсерский танк Crusader, не уступая ему в подвижности и превосходя по защите, а также вооружению. Но в начале 1942 года появился новый фактор, кардинально повлиявший на программу Carro Armato P 40. Летом 1941 года немецкие войска впервые столкнулась с Т-34. Надо сказать, что поначалу советские средние танки не сильно беспокоили немцев. Но осенью 1941 года их, наконец, «заметили». Связано это оказалось с тем, что Т-34 постепенно стал самым массовым советским танком, а урон от его применения становился всё заметнее. Это привело к поездке под Мценск Танковой комиссии, а в конце 1941 года немецкая танковая программа существенно изменилась. Вместо средних танков семейства VK 20 запустили разработку VK 30.01(D) и VK 30.02(M). Также изменения ждали и программу разработки перспективных тяжелых танков.
Помимо пересмотра массы, вооружения и броневой защиты новых танков, немцы, изучавшие трофейные Т-34, использовали некоторые особенности конструкции советского танка. Это концепция с рациональными углами наклона брони, а также башня. Часть перспективных немецких танков имели башни, которые выросли из «головы» Т-34. Похожая ситуация случилась и с Carro Armato P 40, правда, итальянцы переделывать свой тяжелый танк стали позже. В Неттуно Т-34 прибыл в апреле 1942 года, итальянцы его «арендовали» на Куммерсдорфском полигоне. Впрочем, еще до того было решено дорабатывать новый тяжелый танк, учитывая Т-34.
В июле 1942 года на испытания вышел второй опытный образец Carro Armato P 40. Боевая масса достигла 24,8 тонн, при этом основные переделки коснулись не «ванны», а верхней части корпуса, а также башни. Надо сказать, что итальянские инженеры не занимались прямым копированием советских идей. Возглавляемое Джузеппе Россини КБ Ansaldo смотрело на танк по-своему. Просто взять и сделать наклонные листы было не совсем верной идеей. Это существенно осложняло обслуживание трансмиссии, также танк возил впереди воздух. Поэтому поступили хитрее. Рациональные углы наклона сделали подбашенной коробке, убрав курсовой пулемет и установив смотровой лючок механика-водителя.
Весьма существенно переработали и башню, хотя тут еще меньше сходства с Т-34. Скорее ее переделка связана с тем, что произошло очередное усиление вооружения. Вместо орудия с длиной ствола 32 калибра было решено поставить систему с баллистикой другой полевой пушки — Cannone Da 75/34 Mod. SF. Начальная скорость снаряда выросла до 610 м/с, что было уже близко к Ф-34 и равнозначно американской 75-мм танковой пушке M3. Башню сделали немного ниже, а число люков увеличили до 2. Сзади появился воздуховод, а также ящик ЗИП, который несколько изменил внешность башни.
По результатам испытаний лета-осени 1942 года в конструкцию танка внесли очередные изменения. От гнутого лобового листа «ванны» было решено отказаться, поскольку он обладал далеко не лучшей стойкостью. Поэтому его заменили на V-образную конструкцию, которая изготовлялась методом сварки. Варить броню итальянцы умели еще в 30-е годы, но тут скорее вопрос в квалифицированных кадрах и качестве швов (кстати, те же проблемы были у англичан, поэтому они до 1944 года сидели на заклепках и болтах). Внесли различные мелкие изменения в конструкцию корпуса и башни.
Доработанный второй опытный образец, вышедший на испытания осенью 1942 года, также стал промежуточным решением. Вместе с тем, итальянское Военное Министерство пришло к выводу, что в таком виде танк вполне годится для запуска в серию. 25 ноября 1942 года Carro Armato P 40 окончательно утвердили в серию.
Следует также упомянуть тот факт, что одновременно с танком шли работы по средствам его доставки. Итальянские военные прекрасно понимали, что гонять танк своим ходом на дальние дистанции не очень хорошо. По этой причине в 1942 года фирме Viberti, плотно сотрудничавшей с FIAT, было дано задание на создание прицепа для перевозки Carro Armato P 40 на дальние дистанции.
Изначально Viberti создала довольно компактный прицеп на 12 колесах со сплошной резиной. Он испытывался с Т-34 как нагрузка. Но далее был разработан 16-колесный прицеп, с 2 поворотными осями и 2 съемными осями. По прибытии на место задние оси оперативно снимались и танк спокойно съезжал. Эта конструкция в дальнейшем стала приоритетной.
Хорошо, но поздно
Работы по улучшению Carro Armato P 40 шли на фоне неоднократных попыток запустить танк в серию. Связано это было с тем, что Carro Armato M 13-40 и M 14-41 стремительно устаревали, требовалось что-то более существенное. Очередная попытка запустить танк в серию состоялась 22 апреля 1942 года. В этот день была заказана серия из 500 танков, впрочем, такой заказ был еще в 1940 году. Хотелки упирались в пожелания улучшить танк.
Окончательное решение по поводу Carro Armato P 40 было принято 28 января 1943 года. В этот день утвердили выпуск 125 танков, которые шли на формирование двух батальонов. Судя по переписке, в дальнейшем именно эти танки, а также их развитие, становились единственным типом танка, который выпускался Ansaldo. Шасси Carro Armato M 42 становилось базой для самоходной артиллерией. Вполне логично, поскольку боевая ценность этого танка была сомнительной еще на начало его выпуска.
Фактически выпуск Carro Armato P 40 начался к лету 1943 года. Его конструкция снова изменилась, в том числе под влиянием САУ на базе Carro Armato M 42. От сварной лобовой детали корпуса отказались, вероятнее всего, по производственным причинам. Сварка в танке использовалась, но весьма специфично. Аналогично Carro Armato M 42, сварным делался каркас, на который, при помощи болтов и заклепок, крепились детали. Изменилась кормовая часть корпуса. От жалюзи, которые хорошо «ловили» пули и осколки, отказались. Вместо них появилась более удачная конструкция, а также центральный кормовой лист. На нем крепился блок дымовых мортирок, который ранее появился на еще нескольких итальянских боевых машинах. Также изменилась орудийная установка, получившая более защищенную бронировку.
В результате всех переделок боевая масса Carro Armato P 40 достигла 26 тонн. Получился вполне удачный танк, не тяжелый, конечно, но для среднего очень даже прилично. Даже для лета 1943 года. Машина имела вполне нормальную подвижность, хорошую пушку, которая позволяла бороться с большинством танков противника. Главной проблемой становилась конструкция корпуса, поскольку при попадании снарядов болтовые соединения и заклепки повреждались, с обратной стороны образовывались поражающие элементы. Справедливости ради, то же самое можно говорить и про английские танки. Основная проблема заключалась в другом. Первые 4 танка сдали в войска только в августе 1943 года. Еще 5 собирались сдать в сентябре, из них в войска попал 1. Ситуация усугублялась тем, что поставки моторов SPA Tipo 342 шли с большими перебоями.
Всё перечисленное привело к тому, что реальными операторами Carro Armato P 40 стали немцы. После оккупации Италии вся производственная цепочка оказалась в немецких руках. Также досталось и 5 Carro Armato P 40. Там очень быстро разобрались, что к чему. Выводы оказались теми же, что и у итальянских военных. Приоритетом стал выпуск самоходной артиллерии и других спецмашин на базе Carro Armato M 42.
Оценили и Carro Armato P 40. По характеристикам это был вполне приличный средний танк, который плюс-минус соответствовал Pz.Kpfw.IV Ausf.H, производившийся в то время. Двухместная башня и метод сборки листов, естественно, не вызывал оптимизма, тем не менее, было решено продолжить выпуск танка. 5 октября 1943 года утвердили контракт на производство 75 танков Pz.Kpfw.P 40. Также выяснилось, что имеющихся деталей хватит еще на столько же танков.
Наиболее узким местом становился мотор SPA Tipo 342, необходимого числа двигателей достать оказалось невозможно. Как и произвести. В результате вторая часть контракта подразумевала выпуск 75 танков без моторов. Их предполагалось использовать как огневые точки. Такие танки именовались как Pz.Kpfw.P 40 ohne Motor, они комплектовались ходовой частью, но отсутствовал мотор и выхлопная система. Их можно легко отличить по заваренным выводам выхлопных труб.
Выпуск Pz.Kpfw.P 40 (или Pz.Kpfw.P 40(i), хотя так их именовали редко) начался в 1944 году. Последние танки данного типа сдали в декабре 1944 года, всего получили 61 танк с моторами и 39 без моторов. С учетом 5 танков, сданных до оккупации, всего 104 танка. Также была сдана 1 башня F.Pz.DT 4814, предназначенная для установки на оборонительных линиях. Вместо итальянского орудия туда ставилась немецкая 7,5 cm KwK L/24. Заказ составлял 100 штук, но дальше опытной башни дело не продвинулось.
Не для итальянской армии
Крайне сложная ситуация с программой Carro Armato P 40 и его предшественниками привела к тому, что о структурной организации тяжелых танков долго не думали. Какой смысл рассуждать о том, чего нет? Поэтому хоть какая-то определенность появилась только после того, как на Ansaldo, наконец, стартовала подготовка к серийному выпуску танка. То есть летом 1943 года.
Согласно утвержденному 26 июня 1943 года штату батальона танков прорыва, всего в его составе было 40 Carro Armato P 40. Из них 39 находилось в 3 ротах (командирская машина и 3 взвода по 4 танка в каждом). Также 1 танк был командира, плюс 2 штабные машины (скорее всего, Carro Commando per Semovente Da 75/18 на базе Carro Armato M 42). По этому штату успели формировать 2 батальона — 1-й (сформирован 1 августа) и 2-й (сформирован 1 сентября). Получить матчасть они не успели, а далее случилась оккупация немецкими войсками части Италии.
Судьба Pz.Kpfw.P 40, так эти танки именовались в немецкой армии, отличалась от других итальянских боевых машин. Применялись они исключительно на территории Италии. Единственный танк, который воевал за ее территорией, стал один из пяти Carro Armato P 40, сданных до оккупации. Осенью 1943 года его привезли на полигон в Куммерсдорфе, где он так и остался. Воевал он в апреле 1945 года, когда на полигоне выгнали всё, что могло ездить и стрелять.
Из 65 танков (66 минус танк, уехавший в Германию) 2/3, точнее 42 штуки, отправились в состав полицейских рот СС. Входили они в состав HSSPF Italien. Из этого числа 2 танка списали почти сразу, оставшиеся ушли на формирование трех танковых рот. Собрали их в декабре 1944 года, при этом больше всего танков было у 10-й и 15-й танковых полицейских рот. Обе роты, по состоянию на апрель 1945 года, находились в районе Вероны. Ничем особым эти роты не отметились.
Наиболее интенсивно Pz.Kpfw.P 40 использовались 3-й танковой ротой 24-й добровольческой горнопехотной дивизии СС «Карстъегер». Преимущественно она состояла из итальянских добровольцев, «отличившись» рядом военных преступлений. В составе 3-й танковой роты было 14 Pz.Kpfw.P 40, которые сражались, в том числе, против 6-й английской бронетанковой дивизии. Особых шансов против английских танков у них не было. Подавляющее большинство битых Pz.Kpfw.P 40 — это как раз танки 3-й роты. Также единичные экземпляры данных танков попали в RSI.
Ныне известно всего о 2 танках данного типа, доживших до наших дней. Один из них бывший Pz.Kpfw.P 40 ohne Motor, он стоит в военном музее Рима. Второй танк условно ходовой. Реставрировали его итальянские военные, «по-военному», то есть выкинув родной мотор, прикрутив современную антенну и фары. Римскую машину автор видел, но сфотографировать не мог, ибо он на улице, а это военная часть (вы еще попробуйте туда хотя бы попасть). В заключение стоит сказать, что неудачным Carro Armato P 40 назвать точно не получится. Даже для лета 1943 года вполне адекватная машина. Но пока она делалась, время у итальянской армии вышло.
Список источников
-
-
- I mezzi blindo-corazzati italiani 1923-1943. Dal reparto carri armati al corpo d’armata corazzato, Nicola Pignato, Storia Militare, 2005
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002
- P.40 il mito del più potente carro armato italiano della seconda guerra mondiale, Nicola Pignato, Storia Militare, 2009
- Panzer Tracts No. 19-2: Beute-Panzerkampfwagen: British, American, Russian, and Italian Tanks Captured from 1940 to 1945, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2008
- eBay
- Архив автора
-
источник: https://dzen.ru/a/ZCa5oGYJwQLUD5Eo