Грузовики и бронемашины, которые участвовали в юбилейном международном слёте «Моторы Войны-2021»
Советское, а затем и российское движение любителей олдтаймеров появилось давно, но как-то особо не развивается. Безусловно, есть какая-то прослойка, но называть это сообщество реально развитым сложно. Отчасти потому, что и выставок-то особо нет, а значит и стимула показывать тоже. «Автоэкзотики» уже давно нет, да и последние годы существования этого шоу скорее стоит показывать в качестве примера, как распугать любителей олдтаймеров. По итогам получается ситуация, когда какие-то любители олдтаймеров есть, но особо на них посмотреть негде. При такой ситуации не стоит удивляться, что развития темы особо и нет. Грустно, но факт. Причем тут главной проблемой является отсутствие популяризации темы, а также отсутствие широкой прослойки доступных олдтаймеров. Ну и площадки, где их показать. Так что заколдованный круг.
В этом смысле не стоит удивляться, что военные олдтаймеры у нас находятся в еще более запущенном состоянии. Иначе и быть не может, ведь на «гражданских» выставках «зеленые машинки» обычно находятся на правах техники второго сорта. Рано или поздно это должно было надоесть, появление в начале августа 2011 года международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны» было делом ожидаемым. Поначалу у слёта был поиск формата. По итогам к 2018 году слёт оказался в нынешнем формате. То есть слёт для участников, почти без зрителей. Кто-то обижается, рассказывает, что «никто это не видит». Я понимаю, что каждый суслик — агроном, а еще у нас страна советов, но советчикам стоит всё же задуматься. Если к такому формату пришли, видимо, что-то тут не так. Так исторически сложилось, что нынешний формат является оптимальным, будут предпосылки к его смене, может и что-то поменяется.
С 4 по 8 августа 2021 года прошел юбилейный международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны». Поле возле села Ивановское, городской округ Черноголовка, вместило полсотни различных машин. Основная масса участников приехала на легковых машинах, либо на легких грузовиках, к которым, например, относят знаменитые «Додж 3/4». Вместе с тем, нынешние «Моторы Войны» стали местом дебюта и некоторого количества полноценных грузовиков. Этот сегмент любители классических военных машин часто обходят стороной, и совершенно незаслуженно. Вторую мировую войну выиграл, в том числе, и армейский грузовик, без налаженного снабжения войск об успехе боевой операции можно и не думать. Тем приятнее, что всё же появляются новинки, в том числе и уникальные. Кроме того, поговорим и о бронемашинах, которые приняли участие в «Моторах Войны». Как минимум один броневик даже вышел на старт ралли и занял далеко не последнее место.
В случае с военными грузовиками существует несколько пренебрежительное отношение. Мол, машина простая, утилитарная, легковые машины обычно сложнее. На самом деле это большое заблуждение. Зачастую грузовые машины представляют собой памятник инженерной мысли, причем легковые машины, на их фоне, смотрятся довольно бледно. Как раз такой памятник инженерной мысли стал самым интересным грузовиком юбилейного слёта «Моторы Войны». Речь идет о немецком едином легком полноприводном грузовике l.lg.Lkw. (leichter geländegängiger Lastkraftwagen, то есть легкий внедорожный грузовик), более известном как Einheitsdiesel. В данном случае, исходя из номера шасси, перед нами Magirus M 306 E. Также он относится к вариации Pionierkraftwagen III, то есть машины для саперов. Фактически это обычный грузовик, но внутри, а порой и снаружи возилось специальное оборудование. К нему относилась и колючая проволока, также на капоте могло быть крепление троса.
Einheitsdiesel был самым совершенным и дорогим немецким грузовиком, две таких машины стоили чуть больше немецкого легкого танка Pz.Kpfw.II. Независимая подвеска всех колес, очень сложное шасси, дизельный двигатель — настоящий хайтек среди грузовиков. По сложности Einheitsdiesel может легко соревноваться с немецкими едиными легковыми полноприводными машинами. Война забрала почти все Einheitsdiesel, ныне их известно менее десятка, да и то, цифра весьма оптимистичная. В России этих машин и вовсе была одна штука, да и то благодаря Вячеславу Лен. Этот экземпляр ныне находится в экспозиции «Моторы Войны», располагающейся в Музее Победы. И вот теперь появилась вторая машина, для нее «Моторы Войны» стали своеобразной обкаткой. На слёт грузовик приехал в субботу утром, до того в мастерской Вячеслава Лен лихорадочно работали по ее доводке. Всего несколько месяцев назад Magirus M 306 E выглядел как полуготовое шасси. Хорошо, когда есть стимул для завершения работ.
На ралли машина не успела, но полевые испытания оказались вполне серьёзными. В составе колонны грузовик доехал от лагеря слёта до села Ивановское, где состоялось возложение цветов к памятнику погибшим жителям села. К моменту завершения церемонии подошла свинцовая туча и с неба полился настоящий тропический ливень. В результате кузов Einheitsdiesel полностью оказался забит желающими укрыться от дождя. Заодно протестировали тент, который сработал, как надо. А вот шасси дало небольшой сбой. Собирали его из оригинальных деталей. Тяга на средней оси с левой стороны испытания временем не выдержала, и на переезде внизу раздалось зычное «бабах!». Машина, не сбавляя скорости, доехала до лагеря. Несмотря на то, что Einheitsdiesel накренился влево, он не потерял возможности ехать. Больше того, он участвовал в показе техники, который состоялся позже. Одним словом, живучая машина.
Еще одной новинкой стал вполне привычный советский грузовой автомобиль ГАЗ-ММ в конфигурации 1942-43 годов выпуска. Обычно такую машину именуют как ГАЗ-ММ-В, но на самом деле у этого варианта имелся свой индекс. Самая спартанская версия с брезентовыми дверьми и мягким верхом обозначалась как ГАЗ-ММ-91-120. Производилась она в самый сложный период, а с 1943 года появилась версия с деревянными дверьми, обозначавшаяся как ГАЗ-ММ-86-120. У ГАЗ-ММ-91-120 могло быть и две фары, и одна, всё зависело от времени производства. Также у «полуторок» военного выпуска откидным оставался только задний борт кузова.
«Полуторки» разных годов выпуска регулярно появляются на «Моторах Войны», но участники из Иваново смогли поразить всех. Во-первых, как они приехали. ЗИС-5, своим ходом, в кузове ГАЗ-67Б, а на прицепе та самая «полуторка». Во-вторых, обычно ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не уезжают дальше лагеря, да участвуют в памятных мероприятиях. Но не в этот раз! Экипаж из Иваново (Борис Власов и Андрей Лобанов) заявился под стартовым номером 2. Всего в лес уехало четыре «больших» грузовика, но осилил трассу всего один. И оказался им тот самый ГАЗ-ММ. И как он шел! Он не просто преодолел трассу, а в общем зачете занял восьмое место, обогнав часть легковых машин. Это вообще первая «полуторка», которая смогла пройти полностью не самую простую трассу.
ГАЗ-ММ в версии ГАЗ-ММ-91-120 на «Моторах Войны» было две штуки. Вторая машина представляла собой звуковещательную станцию. Можно сказать, что получилась полевая импровизация, поскольку обычно подобные машины изготовлялись с кузовами типа фургон. Но выглядела «полуторка» весьма экстравагантно, так сказать, со своей фонотекой.
Более серьёзный подход к теме «полуторок» показал военно-патриотический клуб «Дивизион». Это хлебный фургон на базе ГАЗ-АА, изготовленный в 1938 году. Машина вполне себе «мотор войны», успела послужить в 1941 году, а далее была долгая профессия трудяги-хлебовоза. После окончания долгой карьеры хлебовоза этот ГАЗ-АА водрузили на постамент. Стояла машина на территории 23‑го автокомбината Мосхлебтранса. Так продолжалось до 1978 года, а дальше машина стала участником съемок «Места Встречи Изменить Нельзя». Да-да, это тот самый хлебный фургон банды «Чёрная кошка».
Позже машина снялась еще раз, ну а дальше пути автомобиля пересеклись с «Дивизионом». После долгой реставрации машина стала одним из «боевых коней» клуба. Она радует участников своим присутствием, оформление, кстати говоря, сделано под «Место Встречи Изменить Нельзя». Ну и самое главное: хлебный фургон продолжает выполнять свои функции. То есть да, внутри хлебного фургона находится хлеб.
Стоит упомянуть две машины, которые привез военно-исторический клуб «Капонир». Это система залпового огня М-13 на базе Studebaker US6, а также грузовая машина GMC CCKW-353 с облегченной кабиной. И если «Студер» у нас известен хорошо, то «Джимми», такое прозвище имели эти машины в американской армии, обделен вниманием. И это слегка так странно. Во-первых, GMC CCKW стал самым массовым автомобилем Второй мировой войны. Выпустили их более полумиллиона штук, по общим объемам CCKW превосходит всё, что выпустили немцы за время войны. Во-вторых, в СССР поставили 6,7 тысяч таких грузовиков, и в длиннобазном, и в короткобазном исполнении. В-третьих, «Джимми» дожило гораздо больше, чем «Студеров», но про них банально мало знают, часто путая одно с другим. В общем, хотелось бы видеть их чаще. Да и в принципе, почему-то все вспоминают про Studebaker US6, и это при том, что к нам приехало 47,7 тысяч 1,5-тонных грузовиков Chevrolet G7100, плюс 61 тысяча Ford G8T. Да и реально массовых машин, американского и английского производства, наберется моделей 10. Одним словом, тема ленд-лиза вполне перспективная.
Также стоит упомянуть еще одну машину, которую привез военно-исторический клуб «Капонир». Речь идет об американском разведывательном бронеавтомобиле Scout Car M3A1. Это самый массовый бронеавтомобиль Второй мировой войны, их изготовили больше 20 тысяч штук. Часто «Скаута» именуют как бронетранспортер, но это не так. На самом деле у Scout Scr M3A1 те же функции, что у БА-64. То есть это броневик-разведчик, но не классический, который с башней, а многоцелевая машина. Теоретически она и БТР, но это лишь одна из функций. Вот и в Красной Армии, куда поставили более трех тысяч «Скаутов», их применяли далеко не всегда как БТР. Секта свидетелей БТР-ов как-то забывает, что у нас «Скауты» шли в разведывательные подразделения, их часто применяли как связные машины, а также в качестве штабного броневика. Маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров, один из «крестных отцов» будущего БТР-40, как раз использовал Scout Car M3A1 в качестве штабной машины. Сам по себе «Скаут» немаленький, тем не менее, на ралли он умудрился приехать на 9-е место, сразу за ГАЗ-ММ. Очень достойный результат.
Отдельно стоит упомянуть машину, которая не в первый раз появляется на «Моторах Войны». Обычно на слёт реплики не приглашают, но тут особый случай. Немецкие бронемашины довоенного и военного периода отличались не только специфичной внешностью, но и необычной конструкцией шасси. Особенно это касается тяжелого бронеавтомобиля-разведчика Sd.Kfz.231 8-rad. Броневик имел полноприводное и полноуправляемое шасси, очень непростое само по себе. Реплик бронемашины, которой сохранилось всего 2 штуки, делалось немало, но все они не отличались копийностью. Здесь же совсем другой случай.
Реплика, которая получила прозвище «Кракозября», выполнена на отечественных агрегатах шасси. При этом удалось добиться максимально похожего внешнего вида, а также функциональных особенностей шасси оригинала. Машина настолько удалась, что ее нередко принимают за настоящий Sd.Kfz.231 (8-rad). Ходовых броневиков этого типа мы вряд ли дождемся, а тут очень качественная работа, которая нередко выступает как музейный экспонат.
Хочется надеяться, что тема военных грузовиков и бронемашин будет развиваться и дальше. Среди них есть немало интересных экземпляров, которые могут легко поспорить с легковыми машинами по уровню технического совершенства. Ну а читателей канала ждет еще один материал по «Моторам Войны». Посвящен он самой зрелищной категории участников — бронетанковой технике.