Период между двумя мировыми войнами был временем стремительного технического прогресса. Даже танки, появившиеся совсем недавно, стремительно устаревали. Хотя в 20-е годы закупить для своих армий крупные партии танков новых образцов могли позволить себе лишь отдельные богатые страны, опытные машины и небольшие серии появлялись во многих странах. В их числе оказалась и сохранявшая нейтралитет в годы Великой войны Швеция, армия которой в этот период занималась продолжительными и сложными поисками подходящего танка. Увенчались они созданием и принятием на вооружении небольшой серии удачных танков Strv m/31, или L-10, ставших прародителями целого семейства бронетанковой техники.
Лучше делать у себя
Первой межвоенной удачей в военно-техническом плане для Швеции стали контакты с немецкими оборонными фирмами. После вступления в силу Версальского договора немцы не имели права ни разрабатывать, ни производить новые образцы вооружения. Танки же для Германии и вовсе оказались под строжайшим запретом. Ей было позволено изготовить ограниченное число броневиков для выполнения полицейских функций. Тем не менее, окольными путями шведам удалось приобрести у немцев 10 легких танков LK-II в виде машинокомплектов, которые были собраны на верфи в Стокгольме. Машины сначала получили обозначение Pansarvagn fm/22, а затем – более привычное Stridsvagn m/21.
В целом, шведские военные были довольны приобретением. Даже спустя 5 лет после окончания Первой мировой войны LK-II не выглядел сильно устаревшим. Он имел вполне достойную, особенно для танка своего класса, проходимость, обладал хорошей обзорностью, да и условия работы экипажа для того периода оказались неплохими. Единственной серьезной проблемой этого танка было отсутствие пушечного вооружения. Но оказалось, что 10 немецких танков – это всё, на что могли в тех условиях рассчитывать шведы. Возможности заказать дополнительные LK-II у них не было и даже не предвиделось.
При этом шведы не находились в информационном вакууме. К ним поступала информация о новых образцах бронетанковой техники, особенно тех, что выпускались в Великобритании и Франции. Знали они и про Medium Tank Mk.D, и про разработанный на его базе Medium Tank M1921, и про Medium Tank Mk.I и Mk.II. Информацию об этих машинах можно было почерпнуть из разных источников. В частности – из посвящённой последним новинкам танкостроения книги «Die Kampfwagen fremder Heere», которая была издана в 1926 году в Берлине. Самое прямое отношение к ней имел гауптман Фриц Хейгль из Вены, который ещё появится в этой истории немного позже.
Renault FT на испытаниях радиооборудования, 1924 год. Орудие из башни уже демонтировано
Поступавшая информация однозначно свидетельствовала о том, что танки постепенно развиваются, при этом растет не только их огневая мощь, но и маневренность. Другое дело, что тот же британский Medium Tank Mk.I приобрести тогда не представлялось возможным. Хитом международного танкового рынка всю первую половину 20-х годов являлся французский Renault FT. Даже у восточной соседки Швеции, Финляндии, было 32 таких танка.
Осенью 1923 года шведское KAF (Kungliga Arméförvaltningen, Управление материального обеспечения Королевской армии) санкционировало покупку одного Renault FT. Был приобретён пушечный вариант с башней конструкции фирмы Berliet. В этой покупке шведские военные разочаровались быстро. В пехотном Шведском лейб-гвардейском полку (Svea livgarde), куда поначалу свели все шведские танки, Renault FT получил прозвище Putte, то есть «ангелок». После LK-II, в котором вполне сносно размещались четверо танкистов, двухместный Renault FT выглядел душегубкой. Вдобавок, он оказался медленнее немецкого танка.
Единственным преимуществом французской машины была пушка, которую в 1924 году с танка демонтировали и установили в один из Strv m/21. Обратно в Renault FT это орудие уже не вернулось. В августе 1926 года, когда у танка отказал двигатель, шведы его списали и без особой жалости использовали как мишень на стрельбище.
Испытания Renault NC-27, которые также ни к чему хорошему не привели. Неудача с этим танком стала последней каплей: новую машину было решено проектировать уже в Швеции
Вторая попытка «французской интервенции» относится к ноябрю 1927 года, когда шведы начали переговоры о закупке Renault NC — модернизированной версии Renault FT с более толстой броней, 62-сильным двигателем и совершенно новой ходовой частью. В итоге, управление KAF решилось приобрести единичный экземпляр танка. Правда, испытания, проведенные на полигоне Йервафельтет, что к северу-западу от Стокгольма, снова принесли разочарование. Машина неоднократно ломалась, наблюдались проблемы с ее коробкой передач. Наконец, ходовая часть танка оказалась мало приспособлена к ландшафту Скандинавии.
В отличие от Renault FT, этот танк все же не отправили в металлолом, и он дожил до наших дней. Тем не менее, от закупок зарубежной техники управление KAF отказалось. Шведами было принято решение разрабатывать собственный танк, причем эти работы начались еще в 1928 году. Поскольку собственных инженеров с опытом танкостроения в стране не имелось, подходящую кандидатуру нашли за рубежом.
Австрийский след
В годы Первой мировой войны Австро-Венгрия обладала вполне неплохой отечественной артиллерией, чего не скажешь о ее бронированных боевых машинах. Здесь определенные успехи имелись лишь в области строительства бронепоездов. Все, чем могло похвастаться танкостроение Австро-Венгрии – это бронемашины Romfell и проект танка Гюнтера Бурстина. Подобно Германии, после окончания войны Австрии и Венгрии было запрещено проектировать и строить танки, их возможности были ограничены постройкой «учебных» бронемашин. И хотя это выглядело, скорее, работой на упреждение (как мы помним, в распавшейся империи танкостроение далеко не продвинулась), в Австрии был один человек, который вполне мог создать неплохую боевую машину.
Panzerauto M.26, один из броневиков Фрица Хейгля. Не исключено, что на фото присутствует и создатель машины
Фриц Хейгль (Fritz Heigl), уже упомянутый в начале статьи, известен любителям истории бронетанковой техники как первый человек, создавший справочник по бронетанковой технике. Гораздо меньший круг людей знает, что Хейгль был не только теоретиком, но и практиком. Те самые «учебные» бронемашины, которые Австрии позволили иметь на вооружении, спроектировал именно он.
На момент создания первой бронемашины, известной как Heigl Panzerauto M.25, Хейглю было 32 года. Он создал три варианта этого броневика, отличавшиеся вооружением, конструкцией бронекорпуса и шасси. Затем последовал более легкий Heigl Panzerauto M.26. Помимо всего прочего, бронемашины Хейгля отличались весьма специфичным камуфляжем.
Развивать относительный успех своего детища в пределах Австрии конструктору было практически невозможно. Ограничения Версальского договора связывали Хейглю руки, но оставался вариант попробовать найти возможность реализации своих талантов за рубежом. В качестве партнера и производственной базы Хейгль выбрал шведскую фирму Morgårdshammar AB. Некоторые авторы называют эту фирму арсеналом, что в корне неверно. Основной деятельностью Morgårdshammar являлось различное тяжелое промышленное оборудование, включая горнодобывающее, а также экскаваторы. Впрочем, при такой специализации предприятия танкостроение вполне могло стать еще одним профильным направлением его деятельности.
47-мм пушка, которая была спроектирована для перспективного танка
Первые контакты между Хейглем и Morgårdshammar AB датированы еще 1925 годом, но в практическое русло переговоры перешли ближе к концу 1927 года. В январе 1928 Хейгль, к тому времени уже майор, прибыл в Стокгольм. Судя по переписке, к тому моменту он уже имел концептуальные наброски танка собственной разработки. Также шведам были переданы чертежи Heigl Panzerauto M.26. Стоит отметить, что танкостроением в Швеции инженер занимался без разрыва с родиной. Хейгль весьма активно пытался содействовать и развитию танкостроения в Австрии. В том же 1928 году он предложил создать в Вене центр, где могли проводиться военные разработки, но австрийские военные от этой идеи отказались. В результате Швеция стала единственным местом, где инженер мог реализовать свои идеи.
SV A1, первый эскизный проект танки разработки Хейгля. Для своего времени это была весьма передовая машина
Согласно документам, первоначально Хейгль работал над танком с боевой массой 9 тонн. В феврале 1928 года происходило обсуждение вооружения будущей машины. В его качестве назывались различные варианты орудий. Одним из них была 57-мм пушка береговой обороны Küstengeschütz m/16 фирмы Bofors. Также рассматривалась 47-мм пушка той же фирмы. Наименьший калибр имело 37-мм пехотное орудие Škoda, которое также предполагалось ставить и на Strv m/21.
В конце концов было решено остановиться на среднем из этих трех вариантов – 47-мм пушке, разработанной Bofors на основе французского орудия Hotchkiss, позже установленного на танк Renault D1. В отличие от французов, шведские инженеры максимально спрятали откатные механизмы внутри боевого отделения, что уменьшило риск их поражения вражеским огнем. На дистанции 400 метров пушка пробивала броню толщиной 25 мм, чего вполне хватало для того, чтобы бороться в большинством танков того времени.
Сравнение габаритов SV A1 и других танков. Позже такие же «теневые» схемы появятся и в справочнике Хейгля
Первый эскизный проект Хейгля, названный «Вариант А», либо SV A1, был представлен в середине апреля 1928 года. Машина получилась весьма необычной и оказалась не похожа ни на один из танков того времени. У нее имелось сразу два поста управления, а наличие рулевого колеса намекало на непростую трансмиссию (ее тип в проекте указан не был). Предлагалось несколько вариантов компоновочных решений, из которых два предполагали размещение двигателя в носовой части, а как минимум один – в кормовой. Во всех случаях экипаж состоял из 4 человек, а боевая масса танка составляла 10,5 тонн.
В качестве силовой установки предполагалось использовать 85-сильный двигатель Scania-Vabis 1561 от грузовика Scania-Vabis 324. Альтернативным вариантом выступал 100-сильный Maybach-Omnibus-Motor. Его максимальная скорость оценивалась в 25 км/ч, чего было вполне достаточно для того времени. Машина отличалась солидным бронированием – 20–30 мм, на то время это была практически противоснарядная броня.
Таким был «Вариант Б», сильно переработанный танк с опускаемым колесным приводом
Весьма необычным было размещение вооружения. Орудие находилось в башне, и, судя по установке и плечевому упору, его можно было без поворота самой башни наводить не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости. Это делалось для более точной наводки. В кормовой части башни имелся зенитный пулемет. Еще один пулемет был у командира, он размещался в малой башне, находившейся на основной башне. Также пулемет предусматривался и в корпусе – им, в случае необходимости, должен был пользоваться наводчик.
Устройство переработанного проекта
В целом, получилась достаточно необычная, но вполне адекватная боевая машина. Впрочем, уже во второй половине апреля появился сильно отличающийся от первого проект, обозначенный как «Вариант Б». Состав экипажа, тип вооружения и силовая установка остались теми же, но вот сам танк выглядел иначе. Он стал короче, башня у него осталась одна, изменилась ходовая часть, а главное – у машины появился колесный привод. При помощи гидравлики танк мог переходить на колесный движитель. У второго варианта этого же проекта предусматривалась возможность передвижения по железным дорогам. В пояснительной записке к проекту «Варианта Б» Хейгль наглядно показал, что использовать колеса можно по-разному. Они могли применяться как перекатыши, а также могли помочь перебираться через широкие рвы.
Демонстрация преимуществ, которые давали дополнительные оси. В сложных условиях они использовались как перекатыши
KAAD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамент артиллерии королевской армии) довольно скептично отнёсся к проектам австрийского инженера. В ноябре 1928 года начальник генерального штаба Хаммарскольд (Carl Gustaf Hammarskjöld) инициировал программу закупки новых танков. Ее бюджет был вполне приличным для тех времен – 400 000 крон. Согласно требованиям, боевая масса боевых машин для шведской армии не должна была превышать 12 тонн, а бронирование должно было обеспечить защиту от пехотной пушки калибра 37 мм. Также от танка требовалось мощное вооружение, а главное – способность уверенно передвигаться по непростой шведской местности. Кроме того, разработка танка должна была происходить на конкурсной основе.
Stridswagen A-4-C, последний проект Фрица Хейгля
Согласно исследованиям шведских историков, всего с 1928 по 1930 годы Хейгль разработал 6 вариантов своего танка. Проект последнего из них, имевшего обозначение Stridswagen A-4-C, датирован августом 1930 года. Во многом этот танк пересекался с «Вариантом А». Его двигатель находился спереди, а трансмиссия сзади, очень похожей оказалась башня, на которую вернулась пулеметная башенка. В целом танк к тому времени немного устарел, но вполне соответствовал предъявляемым шведскими военными требованиям.
Увы, он так и остался на бумаге. 30 декабря 1930 года майор Хейгль умер от проблем с печенью, ему на тот момент было всего 37 лет. После его смерти проект осиротел, на Morgårdshammar AB не нашлось специалистов, которые смогли бы довести дело Хейгля до конца.
Без колёс лучше
Как уже упоминалось выше, в 1928 году шведские военные инициировали конкурс на новый танк для своей армии. Первым конкурентом Хейгля стала оружейная компания AB Bofors. Фактически за ней стоял немецкий концерн Krupp, который как раз в это время занимался своим Leichttraktor. На тот момент два образца этого танка наматывали километраж под Казанью, при этом имела место масса нареканий к их конструкции. Leichttraktor шведский конкурс проиграл, причем заочно. Зимой 1931 года управлению KAF были представлены материалы по машине, на основании которых шведские военные сделали вывод том, что этот танк для условий Скандинавии не подходит. Этот вывод оказался вполне объективным: оба танка, и Leichttraktor Krupp, и Leichttraktor Rheinmetall стали для немецкого танкостроения тупиковыми ветвями развития.
Переработанный проект Landsverk L-5, лишенный колесного привода. Он послужил базой для проектирования более совершенного танка L-10
Вторым и главным конкурентом Хейгля, оставшимся после его смерти в гордом одиночестве, была фирма Landsverk из Ландскроны. Ее специализацией были вагоны, портовые краны и сельскохозяйственная техника. Она тоже имела глубокие связи в Германии: в конце 20-х находившуюся на грани банкротства компанию «подхватила» немецкая компания Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb (GHH). С 1928 года Landsverk начинает постепенно осваиваться на новой для себя отрасли – производстве военной технике. Случилось это неспроста: GHH, частью которой была и компания MAN, использовал шведскую компанию как тестовую лабораторию.
А в 1929 году в Ландскроне начинает работу Отто Меркер, 30-летний инженер, пришедший туда из Maschinenfabrik Esslingen. Еще на предыдущем месте работы он спроектировал колесно-гусеничное шасси. Формально это был трактор, но на деле – база для колесно-гусеничного танка. Первой разработкой Меркера на новом месте и стал тот самый колесно-гусеничный танк. Этот танк, по сути, являлся доработкой уже готового шасси Räder-Raupen-Kampfwagen M28 GFK, то есть он был в большей степени немецким, чем шведским, танком.
Первый вариант Landsverk L-10, имевший более простую ходовую часть
В результате работы Меркера появился колесно-гусеничный танк Landsverk L-5, который достоен отдельной статьи. Несмотря на то, что задачей Меркера было создание колесно-гусеничного танка, в ноябре 1930 годы им был подготовлен параллельный проект улучшенного Landsverk L-5 без колесного движителя. Башню для него с вооружением без изменений взяли от колесно-гусеничного танка, то же самое касалось силовой установки и ходовой части. Корпус машины стал шире, но общая ее ширина оказалась меньше, чем у колесно-гусеничного танка. Дело в том, что выступающие колеса первого варианта заметно увеличивали общую ширину.
Избавившись от громоздкого колесного привода, Отто Меркер смог улучшить танк в других направлениях. Объем боевого отделения стал больше, а высвободившийся запас по массе позволил усилить броню. С этим у колесно-гусеничного танка имелись явные проблемы: с точки зрения защищенности в определенные заказчиками тактико-технические требования он никак не вписывался.
Конструкция корпуса первого варианта L-10
Тем временем затягивающиеся работы по танкам нового поколения вызывали все большее беспокойство у руководства департамента KAAD. В январе 1931 года лейтенант Эрик Гиллнер и капитан Вальтер Эллиот (начальник управления A9, ответственного за моторизацию артиллерии) прибыли в Великобританию. Там им продемонстрировали Medium Tank Mk.IA, Medium Tank Mk.II, Medium Tank Mk.III, а также танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Результатом поездки стала закупка годом спустя двух танкеток – Mk.VI и Mk.V. Обе они, кстати, дожили до наших дней.
Также шведы стали присматриваться к Vickers Mk.E и Carden-Loyd Patrol Tank Mk.VI. Поддержка отечественного производителя военных волновала мало. Тем не менее, тандему в составе Landsverk и Меркера дали шанс, тем более что танк L-5, в отличие от танков Хейгля и Bofors, существовал в металле.
Таким первый чисто гусеничный танк Отто Меркера был построен в металле
30 июля 1931 года на рассмотрение KAAD был представлен проект танка Landsverk 10 (позже L-10). По сравнению с улучшенным L-5 новый танк заметно преобразился. Его корпус стал длиннее почти на полметра, в значительной степени была переработана подвеска. Совсем другой стала башня: теперь она откровенно напоминала ту, которая устанавливалась на немецкий Leichttraktor. Немецким в танке оказался и двигатель — Maybach DSO 8 мощностью 150 лошадиных сил, который, к слову, рассматривался в середине 30-х и для установки в немецкие перспективные танки, включая B.W. Также существовала альтернатива силовой установки в виде 160-сильного мотора воздушного охлаждения Argus A.S.10W.
Максимальная скорость танка оценивалась в 35–40 км/ч. Прорабатывался Landsverk L-10 в двух вариантах – с броней толщиной от 8 до 14 мм либо от 14 до 24 мм. В первом случае боевая масса танка составляла 9 тонн, во втором – 10,5 тонн. В качестве вооружения использовалась 37-мм пушка Bofors и два пулемета ksp 6,5 mm m/14–29. Один из них был спарен с пушкой, а второй находился в лобовом листе корпуса.
Эта же машина сзади
16 октября 1931 года было заключено соглашение об изготовлении четырех танков, общий бюджет составил 505 780 крон. Из них 343 500 крон приходилось на три танка Landsverk L-10, то есть 114 500 крон за штуку. По курсу 1931 года это было немногим меньше 6,5 тысяч фунтов стерлингов. Неудивительно, что департамент KAAD посматривало в сторону Vickers Mk.E – тот стоил в 1,5 раза меньше.
Серия из трех танков стала пусть и маленькой, но все же победой шведского танкостроения. Strv m/31 оказался первым принятым на вооружение танком шведской разработки
Заключенное соглашение не означало, что танк появится быстро. В отличие от L-5, который фактически являлся доработкой уже готового шасси Maschinenfabrik Esslingen, новая машина строилась практически с нуля. Свою лепту в затягивание разработки внесли и шведские военные, которые потребовали внесения в проект некоторых изменений. Одним из них стала установка радиостанции, что потребовало размещения на танке поручневой антенны.
Второй экземпляр Strv m/31 преодолевает препятствие
Танки были сданы заказчикам уже в 1935 году. Именно L-10 стали первыми танками шведской разработки, официально принятыми на вооружение и построенными не в единичном экземпляре. Они получили официальное обозначение Strv m/31. Плохими танками их назвать нельзя. При боевой массе 11 тонн машины развивала вполне приличную для того времени скорость 40 км/ч. Да, это был не танк Кристи, но для поддержки пехоты такой скорости было вполне достаточно. Да и в остальные танки подобного класса в то время имели примерно такую же динамику.
Машина получила планетарную трансмиссию, что на тот момент также было большим достижением. Вполне адекватным оказалось и вооружение, да и экипаж чувствовал себя в этом танке вполне комфортно. Одним словом, это был вполне достойный легкий танк, по некоторым характеристикам близкий к средним.
Strv m/31 на учениях. С точки зрения удобства работы экипажа танк получился весьма удачным
Несмотря на вполне адекватные характеристики, дальнейшего заказа на Strv m/31 не последовало. На такое решение повлияло сразу несколько факторов. Машина получилась дорогой, за рубежом достаточно легко можно было найти и что-то подешевле. Ее ходовая часть, унифицированная с Landsverk L-30, оказалась сложной. Особенно это касается подвески, в которой сочетались рессоры и пружины. К четырем опорным каткам тележек добавился еще и пятый, малого диаметра, размещавшийся между ними. Получилось сложно и несколько архаично.
Наконец, и сам Отто Меркер не стоял на месте, продолжая работы над новыми проектами. В дополнение к L-10 появился малый танк-разведчик L-100 и легкий танк L-60. Последний и вовсе из «L-10 поменьше», каким исходно замышлялся, превратился в передовую конструкцию, которая явно превзошла прародителя. Особенно это касается его торсионной подвески. Неудивительно, что Strv m/31 перестал вызывать интерес.
Сложная ходовая часть оказалась одним из проблемных мест шведского первенца
Отсутствие дальнейших заказов не означало, что три закупленных танка будут бездействовать. Они оказались в составе Готаландского лейб-гвардейского пехотного полка (Göta livgarde, I 2), получив регистрационные номера 51–53. Эксплуатационная история этих машин оказалась неоднозначной: при хорошей проходимости они страдали проблемами с коробками передач. Позже два танка использовались на острове Готланд в качестве неподвижных огневых точек. Танк с регистрационным номером 51 сохранился до наших дней. Сейчас он, будучи полностью укомплектованным, находится в запасниках танкового музея Arsenalen.
Довольно печальная судьба первого танка Отто Меркера, разработанного в Швеции, не отменяет того факта, что машина для шведского танкостроения оказалась этапной. Это был первый танк шведской разработки, принятый на вооружение и попавший хоть в какую-то серию. Кроме того, общая концепция L-10 стала основой для дальнейших разработок, имевших более счастливую судьбу. В частности, развитием L-10 стал экспортный средний танк LAGO, превратившийся в Strv m/42, самую массовую машину шведской армии 40-х годов. С различными переделками эти танки прослужили до 80-х годов прошлого века.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Источник — http://warspot.ru/8916-trudnyy-vybor-shvedskoy-armii