Юрий Пашолок. Трофей Войны Судного дня американского происхождения

13

Юрий Пашолок. Трофей Войны Судного дня американского происхождения

Рассказ об израильском основном танке Магах-6 Алеф (M60A1 Patton), ныне находящего в Техническом центре парка «Патриот»

Ни для кого не является секретом тот факт, что в ряде военно-технических музеев, особенно танковых, коллекции зарубежной техники пополнялись за счет трофеев. Причем это касается далеко не одного только периода Второй мировой войны. Уже вскоре после ее окончания случилась война в Корее, которая раскидала по миру целый ряд трофейных образцов, включая танки и другую гусеничную бронетехнику. В полной мере это касалось и коллекции танкового музея в Кубинке, который много чего получал с НИБТ Полигона (позже НИИ-38). Причем эти пополнения случались практически после каждого локального конфликта послевоенного периода.

Нынешний вид танка

Нынешний вид танка

Ныне в Техническом центре парка «Патриот», который находится на месте бывшего бронетанкового музея в Кубинке, трофеев заметно поубавилось. Немецкая техника, в большинстве своём, уехала в Музейный сектор парка. Там, где раньше стояла немецкая техника, ныне находится бронетехника американского производства, как времен Второй мировой войны, так и послевоенная. Правда, не вся она именно из состава американской армии. Например, основной танк M60A1 прибыл с Ближнего Востока. На самом деле он именуется как Магах-6 Алеф, это трофей Войны Судного дня.

А таким он был на момент поступления на полигон

А таким он был на момент поступления на полигон

M60 стал последним представителем семейства «Паттонов» и одновременно последней ступенью эволюции Medium Tank T20. Можно сказать, что он стал отчасти вынужденной мерой. Дело в том, что изначально предполагался совсем другой, танк, T95. Он создавался на замену среднему танку M48, причем американские инженеры разрабатывали более легкий, быстрый и низкий танк. Но что-то пошло не так, и в 1957 году начались работы по эволюционной боевой машине. Результатом стал 105 mm Gun Full Tracked Combat Tank M60, стандартизированный 16 марта 1959 года.

Всего на территории, контролируемой египетской армией, оказалось около 50 Магах-6 Алеф

Всего на территории, контролируемой египетской армией, оказалось около 50 Магах-6 Алеф

В декабре 1960 года Детройтский арсенал сдал первые M60, эти танки имели башню, аналогичную M48, но уже со 105-мм орудием M68. Данная система являлась американской адаптацией английской 105-мм пушки L7. Таких танков изготовили 2205 штук, после чего начался выпуск M60A1. Появился он довольно быстро: первые танки сдали в октябре 1962 года, то есть спустя менее двух лет после начала производства. Эта версия стала самой массовой из тех, что производили с нуля. Всего их изготовили 7948 штук (и это только если считать выпущенные в США).

Имитация 3-цветного американского камуфляжа

Имитация 3-цветного американского камуфляжа

M60A1 можно считать первым и самым удачным западным основным танком первого поколения. Если английский Chieftain получился слишком тяжелым, то «Паттон» сохранил массу в пределах нормы — 47,6 тонн. Он не был таким шустрым, как Leopard 1, но зато получился не таким «стеклянным» (при том, что разница по массе у них не такая и большая). Да и медленным его назвать не получится, свои примерно 50 км/ч он вполне держал. Он умудрился пережить не только T95, но и MBT 70, а его замена созрела спустя 16 лет после начала выпуска M60A1.

Конечно, не синайский серый, но маркировки, как были в 1973 году

Конечно, не синайский серый, но маркировки, как были в 1973 году

Самое главное, что M60A1 весьма так повоевал, а в некоторых странах до сих пор состоит на вооружении. И даже периодически проходит модернизации. Не говоря уже о том, что M60A1 выпускались по лицензии в Италии. В США эти танки довели до уровня M60A3. Также на базе M60 выпускался M60A2 с ракетным вооружением. Эта машина получила прозвище «Звездолет», и не за футуристичность, а потому что сложная, как звездолет. Поэтому M60A2 тихо ушли на покой, в отличие от M60 и M60A1.

Тактические знаки восстанавливали по снимкам и кадрам с испытаний

Тактические знаки восстанавливали по снимкам и кадрам с испытаний

Первыми в бой пошли M60A1, которые попали в ЦАХАЛ. Очень часто приводятся следующие цифры по поставкам. Согласно «каноничной» версии, поставили 50 M60, а также 100 M60A1. Базовая версия машины получила обозначение Магах-6, а M60A1 — Магах-6 Алеф. Но более глубокие исследования, в частности, Олега Грановского, говорят совсем о другой информации. А именно о том, что M60 у Армии Обороны Израиля не было. Покупались совершенно новые танки, а не б/у, M60 к тому моменту уже давно перестали выпускать.

Ныне машина стоит свободно, по крайней мере, пока

Ныне машина стоит свободно, по крайней мере, пока

То, что танки были новые, подтверждает и герой данного материала. На машине установлена пушка M68, которая была выпущена в 1971 году. Согласно уточненной информации, реально Израиль получил в 1972 году 126 Махах-6 Алеф. Машину, можно сказать, только начали обживать. Об этом говорит то, как она выглядит изнутри. Если бы она находилась достаточно долго, то все надписи на внутреннем оборудовании переделали, с английского языка на иврит. На этом же танке большинство надписей осталось на английском, иврит присутствует на отдельных элементах.

Танк условно ходовой, по крайней мере, комплектный

Танк условно ходовой, по крайней мере, комплектный

Никаких изменений изначально не было и с точки зрения экстерьера. Обычно все переписывают друг у друга изменения Магах-6 Алеф, связанные с командирскими башенками, но давайте сначала посмотрим на фотографии танков первой половины 70-х годов. Здесь мы увидим ровно такой же M60A1, разница будет только в окраске (синайский серый) и тактических маркировках. Даже регистрационные номера, которые обычно приваривали, здесь пока только накрашены. Правда, в корме сваркой сделан еще один номер (WG-641), но обычно смотрели на другой номер, в данном случае 817732.

Такая система вывода воздуха потребовалась для того, чтобы снизить тепловую заметность спереди

Такая система вывода воздуха потребовалась для того, чтобы снизить тепловую заметность спереди

К 6 октября 1973 года, когда началась Война Судного дня, Магах-6 Алеф находились в составе 600-й бронетанковой бригады (командир — генерал-майор Тувиа Равив) и 87-м танковом батальоне (командир — подполковник Бен-Цион Кармели). Все танки данного типа находились на юге, в результате на них легла одна из основных нагрузок в ходе боев с египетскими войсками. В ходе боевых действий, которые продолжались до 25 октября, еще 4 танка прислали американцы. Именно тогда в первый раз промелькнул M60, остальные машины также относились к варианту M60A1.

От M48 танк отличается катками

От M48 танк отличается катками

Оценки потерь Магахов-6 в Войне Судного дня варьируются. В любом случае, они были тяжелейшими. 87-й батальон перестал существовать как воинское соединение, а в 600-й бригаде осталось 19 боеспособных танков. Около 50 уничтоженных и подбитых танков данного типа остались на территории противника. С другой стороны, Магахи показали себя как вполне адекватная боевая единица. Да, чрезмерно крупная (неслучайно T95 и другие перспективные сменщики создавались более низкими), но с приличной подвижностью и хорошей пушкой. M60A1 Был лучшим, чем тогда располагала израильская армия.

Один из номеров

Один из номеров

Война 1973 года форсировала работу по созданию собственного танка, Меркавы. Одновременно шли закупки M60A1 в США. По итогам ЦАХАЛ получил самое большое количество «Паттонов» из зарубежных операторов данных танков. Их постоянно модернизировали, они неоднократно принимали участие в боевых действиях. Официально с вооружения их сняли 10 лет назад, но они всё еще находятся в резерве, на всякий случай. Как показывает практика, лишних танков не бывает.

Внутри боевого отделения

Внутри боевого отделения

Как уже говорилось выше, около 50 Магах-6 Алеф оказались на территории, контролируемой египетской армией. Какие-то танки сгорели полностью, что-то было тяжело повреждено, а имелись и вполне работоспособные машины. Отдельные танки и вовсе не имели повреждений. Машина с регистрационным номером 817732 стала жертвой флангового огня. Она имеет сквозное пробитие башни, прилет пришелся в левый борт, с другой стороны имеется тоненькое выходное отверстие. Еще одно попадание пришлось в районе башенного погона, им снесло ящик ЗИП. При этом каких-то серьёзных повреждений боевое отделение не получило.

Пробитие прямо по центру борта башни

Пробитие прямо по центру борта башни

В дальнейшем данный танк, вместе с еще несколькими боевыми машинами, захваченными, по большей части, на севере, оказались в Кубинке. Там провели их изучение, в дальнейшем поставив в музей. К тому моменту в Кубинке уже закончили постройку ангаров, так что данные машины сразу же оказались под крышей. К слову, данный Махах-6 Алеф, как и остальные трофеи, находился в ходовом состоянии. Есть кадры с ходовых испытаний данного танка, они использовались, в том числе, для нанесения маркировок на машину.

Выходное с другого борта

Выходное с другого борта

В дальнейшем танк покрасили в армейский зеленый цвет, при этом его ходовой статус привел к ожидаемому результату. Наряду с Магах-3, который не так давно уехал в Израиль, Магах-6 Алеф нередко использовался для генеральских покатушек. Это намекает на его текущий статус с точки зрения работоспособности. Как показала история с уже упомянутым танком, при определенных усилиях танк вполне можно вернуть обратно в работоспособное состояние. Главный вопрос, зачем. Времена покатушек закончились, пусть себе стоит в музее.

Башенка командира штатная, в ЦАХАЛ позже ее заменили на пониженную

Башенка командира штатная, в ЦАХАЛ позже ее заменили на пониженную

По поводу того, как этот танк был покрашен до реконструкции Технического центра, стоит упомянуть отдельно. В своё время зеленым этот танк стал потому же, почему на нем прописались фары ФГ-127. Красили тем, что есть. А вот дальше ситуация выглядела забавно. По неизвестной причине вместо имитации «синайского серого» танк получил имитацию американского 3-цветного камуфляжа. Получилось как-то не очень. То, что это слегка так не «американец», известно было давно. Но это примерно как в случае с БА-3М, который упорно называли БА-6. Пробить стену можно, только если долго долбиться.

Боевое отделение вполне комплектное

Боевое отделение вполне комплектное

В итоге продолбить стену таки удалось. В 2021 году, когда прошла реконструкция, одновременно технику привели в порядок. Означало это и перекраску. Так вот, в этот момент техника, которая прибыла с Ближнего Востока, получила, наконец, положенные ей цвета. Конечно, это не совсем чтобы синайский серый (он другой), но за неимением иной краски уже большой прогресс. Кроме того, машине восстановили те тактические обозначения, которые были у нее в ходе боев в октябре 1973 года.

Надписи на иврите встречаются редко

Надписи на иврите встречаются редко

Даже безотносительно того, что это один из участников Войны Судного дня, машина весьма интересная. Хотя бы тем, что это один из немногих M60A1, сохранившихся в исходном состоянии. Что обычные «Паттоны», что Магахи, постоянно проходили модернизацию. Поэтому найти их в изначальном виде сложно. Конечно, советские фары машину не красят, но это мелочи. Сейчас, понятное дело, с аутентичной оптикой сложновато. Но это гораздо меньшая проблема, чем найти такой танк. Исходный «Магах-6» и вовсе уникум.

Список источников:

      1. oleggranovsky.livejournal.com
      2. bukvoed.livejournal.com
      3. Архив автора

источник: https://dzen.ru/a/ZuPlT4qFTVDdgAn2

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account