История Pz.Kpfw.II Ausf.A-C, самого массового «полноценного» немецкого танка начала Второй мировой войны
К середине 30-х годов в немецком танкостроении сложилась довольно щекотливая ситуация. Несмотря на то, что изначально немцы хотели только средний, а потом только легкий и средний танки, в категорию, близкую к малым танкам, они таки попали. До танкеток дело не дошло, но в категорию, где находились 4-тонные английские «патрульные» танки, они залезли с головой. С учетом того, что они фактически срисовали свой Kleinetraktor с тягача Carden-Loyd, он же шасси «патрульного танка», неудивительно. Причем скорее получилась ухудшенная копия. Смысл «патрульного» танка была в очень быстрой боевой машине, экспортный англичанин носился со скоростью до 60 км/ч. Немецкий же танк изначально даже до 40 км/ч не разгонялся, причем не мог похвастаться и более мощным вооружением. Чтобы привести La.S. в чувство, пришлось втыкать в него мотор Maybach и удлинять шасси. Правда, к тому времени уже начались работы над совершенно новым легким танком.
Поскольку Krupp не смог ни в 20-мм автоматическую пушку, ни в три члена экипажа на La.S., в начале 1934 года начались работы по La.S.100. На сей раз речь шла о 6-тонном легком танке, с экипажем в 3 человека (механик-водитель, командир/наводчик/заряжающий и радист), а также 20-мм автоматической пушкой. Поначалу La.S.100 под себя поднял Krupp, но очень быстро начался конкурс. В нем победило шасси MAN, которое создавалось в плотном сотрудничестве с 6-м отделом Департамента Вооружений. Это потом вышло MAN боком: навязанная Книпкампом ходовая часть оказалась неудачной, ресурс рессор изначально не превышал 500 километров. Кроме того, изначально случился перегруз на 1,5 тонны. Попытка привести машину в чувство сначала не особо удалась: Pz.Kpfw.II Ausf.b достиг массы почти 8 тонн, а большого прогресса как-то не наблюдалось.
Летом 1937 года началось производство третьей по счету «малой» серии легкого танка Pz.Kpfw.II. Она получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.c, главным отличием стала новая, 5-катковая ходовая часть. Разработанная MAN индивидуальная рессорная подвеска оказалась тем самым, что решило проблемы Pz.Kpfw.II. Кроме того, на танк установили более мощный мотор Maybach HL 62 TR. Боевая масса танка достигла почти 9 тонн, в 1,5 раза превысив изначальную спецификацию на La.S.100. Тем не менее, удалось изжить, наконец, ключевые недостатки конструкции. Это позволило запустить Pz.Kpfw.II в крупную серию. Танки с 4-й по 7-ю серию, известные как Pz.Kpfw.II Ausf.A-C, стали самыми массовыми «полноценными» боевыми машинами немецкой армии на начало Второй мировой войны.
Обсуждение полномасштабного производства Pz.Kpf.II началось с начала осени 1936 года. На тот момент MAN продолжала биться над проблемами с ходовой частью и системой охлаждения. Вместе с тем, на фоне явно устаревающего Pz.Kpfw.I и проблемами с Pz.Kpfw.III ситуация с «двушкой» выглядела не столь критично. Поэтому In 6 в конце сентября 1936 года заключила контракт на выпуск 460 Pz.Kpfw.II, куда включили 210 танков 4-й серии (4.Serie/La.S.100), получившие серийные номера шасси с 23001 по 23422. Первые машины данного типа начали сдавать в октябре 1936 года.
В отличие от предшествующего Pz.Kpfw.II Ausf.c, радикальных изменений конструкции, на сей раз, не произошло. Впрочем, отличить Pz.Kpfw.II Ausf.A от предшественника несложно. Для начала, новая версия танка получила переработанный смотровой прибор механика-водителя. Если ранее лючок был глухим, то теперь в нем появилась смотровая щель. Также лючок стал в профиль V-обратным, что повысило его пулестойкость. От «глухого» смотрового лючка с правой стороны подбашенной коробки отказались, теперь он стал со смотровой щелью. Створка люка доступа радиста стала одинарной, немного изменился ЗИП. Наконец, установили 6-скоростную коробку передач Z.F. S.S.G.46. В связи с ее установкой усилили днище.
Не менее важным изменением стало то, что Pz.Kpfw.II Ausf.A стала первой версией танка, которую MAN собирала не в одиночку. Вторым производителем танка стал Henschel & Sohn из Касселя, первый контракт предусматривал всего 28 танков с серийными номерами 23301-23328. У MAN выпущенные машины разбили на 2 части — 160 танков с номерами 23001–23160, плюс 22 танка с номерами 23401–23422. В ходе производства танк постепенно менялся. Первым крупным изменением конструкции стал «воротник», то есть пулеотбоник, который крепился на крыше подбашенной коробки. Также на танках производства Henschel первыми ввели балки-усилители в кормовой части корпуса. В дальнейшем на выхлопной трубе стали ставить блоки дымопуска.
В феврале 1937 года началось обсуждение перспектив дальнейшего производства танков. Предполагалось, что Pz.Kpfw.II станут временной мерой, а уже с марта 1938 года запустится массовый выпуск Pz.Kpfw.III. По крайней мере, Z.W.38 выглядел заманчиво. Но для начала требовалось насытить танковые части хотя бы чем-нибудь более мощным, чем Pz.Kpfw.I. Гражданская война в Испании наглядно показала, чего стоят эти танки. Поэтому вскоре появились новые контракты на производство Pz.Kpfw.II, а заодно и новые производители.
Третьим производителем Pz.Kpfw.II стал Alkett (Altmärkische Kettenwerk GmbH), подразделение Rheinmetall-Borsig AG в берлинском пригороде Шпандау. Это был специально построенный завод по производству танков. Свои собственные танки Rheinmetall-Borsig так и не смогла продвинуть, но оттяпать себе часть танковых заказов была совсем не против. Как раз к концу 1937 года Alkett и начал производство первых танков. Постепенно росли аппетиту и у Henschel, паровозостроители наращивали свои производственные возможности.
В декабре 1937 года началось производство Pz.Kpfw.II Ausf.B. Ради Alkett эта версия была разбита аж на 2 серии — 5.Serie/La.S.100 и 6.Serie/La.S.100. При этом Alkett выпустила 32 танка 5-й серии (номера 204201-204232) и все 58 танков 6-й серии (номера 25001-25058). Henschel достались 102 танка 5-й серии (номера 24001-24102). Самый большой кусок снова достался MAN — 23 (серийные номера 24301-24323) и 169 (24401-24569) танков. Итого 384 машины. Если Pz.Kpfw.II Ausf.A можно было более-менее называть новой версией танка, то Pz.Kpfw.II Ausf.B стал не более чем допечаткой. Единственным отличием первых Ausf.B от последних Ausf.A стало появление пулеотбойников на бортах подбашенной коробки. Они приваривались перед смотровыми лючками. Опять же, часть машин получила балки-усилители в кормовой части корпуса. Наконец, с середины февраля 1938 года отменили зенитный вертлюг на правом борту подбашенной коробки.
Вопреки ожиданиям HWA, разработка Z.W.38 (будущего Pz.Kpfw.III Ausf.E) столкнулась с непредвиденными проблемами. Танк оказался откровенно сырым, поэтому ни про какой март 1938 года уже речи не шло. Между тем, Гитлер уже начал активные действия в Европе, случился аншлюс Австрии. Поэтому единственный выход, остававшийся в данной ситуации — это продолжить выпуск Pz.Kpfw.II. MAN, между тем, работала по La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D), который, в перспективе, заменял ранее выпускавшиеся танки на конвейере. Но сначала надо было довести машину до кондиции, а с этим, как показало будущее, не особо заладилось.
В июне 1938 года началось производство 7-й серии (7.Serie/La.S.100), более известной как Pz.Kpfw.II Ausf.C. Это была ровно такая же допечатка, как предшествующая версия. Фактически единственным отличием новой версии стали смотровые приборы. Опыт Испании показал, что стеклоблоки толщиной 30 мм явно слабоваты, поэтому ввели новые — с толщиной стеклоблоков 50 мм. Лючки с такими стеклоблоками легко отличить по головкам с внешней стороны. У 30-мм стеклоблоков болтов было 3, у 50-мм стеклоблоков — 2. Также ввели прицел TZF 4 со шкалой, градуированной до 1200 метров. Вот и все изменения.
Существенным отличием Pz.Kpfw.II Ausf.C стало то, что производителей танка оказалось аж 5. MAN получил заказ на 80 танков с номерами 26001–26080, плюс столько же с номерами 26301–26380. Еще 115 танков (серийные номера 26101–26215) сдал Henschel. Скромные 15 танков (серийные номера 26401–26415) сдал Alkett. Четвертым производителем стал MIAG (Mühlenbau und Industrie Aktiengesellschaft), точнее, его завод Lutherwerk в Брауншвейге, который в 1937 году возобновил активность. Начав с Pz.Kpfw.I, в 1938 году MIAG получил контракт на 39 танков с серийными номерами 26501–26539. Последним, пятым производителем стал FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH) из Бреслау. Он приступил к производству танков с большой задержкой — с ноября 1939 года. Последние из 35 танков (серийные номера 26601–26635) завод сдал в апреле 1940 года. Отчасти задержка была связана с необходимостью капремонта битых Pz.Kpfw.II, коих много набралось после Польской кампании.
Суммарно было выпущено 958 Pz.Kpfw.II Ausf.A-C. Это сделало его самым массовым «полноценным» немецким танком на начало войны. Насколько важным было его наличие говорит тот факт, что вопрос экспортных поставок или помощи союзникам в виде Pz.Kpfw.II даже не рассматривался. Причины прозаичны: в отличие от Pz.Kpw.I, «двушка» имела большую боевую ценность. Естественно, вместо 3-местного легкого танка хотелось бы чего помощнее, но с Pz.Kpfw.III, вплоть до второй половины 1939 года, наблюдался кризис. Да и «книпкамповский гонщик» La.S.138 тоже не задался. Их сдали всего 47 танков (плюс 7 шасси Pz.Kpw.II Asuf.E), после чего выпуск, как линейных машин, прекратился. За неимением ничего другого и Pz.Kpfw.II вполне сойдет. Тем более что по факту этот танк был в категории Vickers Mk.E.
К началу Польской кампании всех Pz.Kpfw.II числилась 1151 штука, при этом «двушки» активно вытесняли «единички». Можно сказать, что боевые действия против Польши стали не только полноценным боевым дебютом, но и апогеем карьеры этого танка. Решение генерала Лутца о создании «улучшенного La.S», принятое в начале 1934 гоад, оказалось верным. В сентябре 1939 года Pz.Kpfw.II оказался явно лучше Pz.Kpfw.I. Если первый был скорее танком для битья, то «двушка» вполне могла решать ограниченные задачи танка сопровождения. Естественно, Pz.Kpfw.III и особенно Pz.Kpfw.IV на эту роль подходили лучше, но воевать приходилось тем, что имелось. Безвозвратные потери составили 83 Pz.Kpfw.II. Теряли танки и от противотанковых ружей, и от огня артиллерии.
Главным уроком, усвоенным в ходе Польской кампании, стала необходимость усиления броневой защиты. Первым танком, получившим дополнительную броневую защиту, стал как раз Pz.Kpfw.II. Комплекты для усиления лба корпуса и башни у Pz.Kpfw.II Ausf.c и Ausf.A-C были почти одинаковыми. Получило ее к маю 1940 года небольшое число танков, но по сравнению с Pz.Kpw.III и Pz.Kpfw.IV это уже прогресс. Вместе с тем, уже осенью 1939 года стало понятно — с «двушками» пора завязывать. С конца 1939 года те заводы, которые ранее выпускали Pz.Kpfw.II, начали производить Pz.Kpfw.III Ausf.F. Это касалось даже FAMO, хотя позже в Бреслау снова стали выпускать Pz.Kpfw.II.
Лишним доказательством того, что время Pz.Kpw.II уходит, стала Французская кампания. На тот момент танк стал самым массовым в немецкой армии, их числилось 1092 штуки. Но потери оказались значительно выше сентября 1939 года — 240 штук (194 в мае и 46 в июне 1940 года). Безвозвратная потеря почти четверти Pz.Kpfw.II выглядела вполне ожидаемой. Французские танки, в своей основной массе, были неуязвимы для огня 2 cm KwK 30. В свою очередь, даже морально устаревшая 37-мм пушка SA 18, типовое вооружение французских легких танков, вполне уверенно поражала немецкую боевую машину. На танкоопасных направлениях Pz.Kpfw.II было ловить особо нечего, потому как результат был немного предсказуем.
Несмотря на столь печальные результаты Французской кампании, Pz.Kpfw.II и не собирались выводить с первой линии. Во-первых, их особо было нечем заменить, а чешские Pz.Kpfw.38(t) использовались не как легкие, а в качестве эрзац-средних танков. Во-вторых, у Pz.Kpfw.II хватало второстепенных задач. В конце концов, задача борьбы с вражескими танками была далеко не единственной. Поэтому Pz.Kpfw.II прошли вторую волну модернизации. Помимо конвойных фар NOTEK, они получили командирскую башенку, тем самым была решена существенная проблема с обзорностью. Такую модернизацию прошло большинство имевшихся Ausf.A-C.
В 1941 году карьера Pz.Kpfw.II продолжилась. 90 таких танков было в составе Африканского Корпуса, и даже в мае 1942 года их оставалось 58 штук. Естественно, их возможности выглядели ограниченными, но у легких танков хватало разных задач. К 1 июня 1941 года общая численность Pz.Kpfw.II в Вермахте составляла 1074 танка. Основная их часть воевала на советско-германском фронте. Из них почти половина (424 штуки) погибла за 1941 год.
Интенсивность использования Pz.Kpfw.II стала заметно снижаться с весны 1942 года. Тем не менее, эти танки продолжали использоваться, в том числе как командирские машины, а также машины наблюдателей. Воевали они и в 1943, и в 1944 годах. Впрочем, с октября 1944 года за их судьбой перестали следить. Тем не менее, Pz.Kpfw.II Ausf.A-C продолжали воевать до самого конца. Например, их можно было видеть в Италии. Ныне известно всего два таких танка, доживших до наших дней. Оба относятся к версии Ausf.C, один стоит в Белграде, второй в Оттаве.
Несмотря на то, что Pz.Kpfw.II стремительно устаревал еще во второй половине 30-х годов, судьба у машины оказалась на удивление успешной. Не обладавший выдающимися характеристиками, этот танк умудрился прослужить, как массовое явление, аж до начала 1943 года. Больше того, в 1941 году выпуск этих танков возобновился. Об этих машинах, Pz.Kpfw.II Asuf.F, следует поговорить отдельно.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Bundesarchiv
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002
- Архив автора
- eBay
- Архив Вячеслава Лен
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/trehmestnyi-instrument-blickriga-617b40192b1fad2267d87730