Юрий Пашолок. Танковый автомат заряжания по-американски

17
Юрий Пашолок. Танковый автомат заряжания по-американски

Юрий Пашолок. Танковый автомат заряжания по-американски

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1, оснащенного магазинным механизмом заряжания

Вопрос повышения скорострельности танковых орудий впервые был поднят еще 90 лет назад. Первыми оказались американские военные. Для Medium Tank T2 была создана полуавтоматическая система Browning калибра 47 мм, за ее основу была взята 37-мм автоматическая зенитная пушка. Орудие имело магазинное питание, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло. Также можно вспомнить немецкий колесно-гусеничный танк Räder-Raupen Kampfwagen m/28, он же Landsverk L-5, у которого и вовсе стояла 37-мм автоматическая пушка. Кроме того, во второй половине 30-х годов американцы экспериментировали со спаренными 37-мм орудиями, дело даже дошло до серийного танка Marmon-Herrington MTLS-1G14. Но большого успеха данные системы не имели. Вместе с тем, как раз американцы продолжали опыты в данном направлении.

Общая схема работы механизма заряжания, реализованная на Medium Tank M22E1

Общая схема работы механизма заряжания, реализованная на Medium Tank M22E1

В 1940-42 годах произошел резкий рост калибров орудий, которые ставились на американские танки. Результаты боёв во Франции там были тщательно проанализированы, по итогу стало ясно, что орудия калибра 37 мм, казавшиеся вполне достаточными для средних танков, всё же слабоваты. Поэтому сразу перескочили на орудия калибра 75 мм, что привело к массе проблем, в том числе и с размещением системы. Поэтому сначала в серию запустили Medium Tank M3 с главным калибром в корпусе, и лишь с начала 1942 года начался выпуск Medium Tank M4 с орудием в башне. При этом на новом танке установили более мощное 75-мм орудие M3. Но и оно считалось временным решением, как и сам Medium Tank M4. Запустив новую машину в серию, Департамент Вооружений сосредоточился на разработке принципиально нового танка, с трансмиссией в кормовой части, а также более низким корпусом. Разрабатывать данный танк поручили Танково-автомобильному центру, который возглавил полковник (будущий генерал) Джозеф Колби. Костяк центра составили конструкторы, ранее работавшие над Medium Tank M3 и M4. Еще одной особенностью нового танка должно было стать вооружение. На машину ставили 76-мм орудие T1, которое базировалось на баллистике 3-дюймового зенитного орудия. С точки зрения бронепробития данная система существенно превосходила 75-мм орудие M3, но уступало, причем довольно сильно, по мощи осколочно-фугасного снаряда. Получался больше танк-истребитель, но на тот момент ничего иного артиллеристы предложить не могли.

Финальная версия установки, построенной United Shoe Machinery Corporation, август 1943 года

Финальная версия установки, построенной United Shoe Machinery Corporation, август 1943 года

Окончательное решение о запуске работ по новому танку, получившему обозначение Medium Tank T20, Комитет по Вооружениям принял 25 мая 1942 года. К тому моменту был изготовлен полноразмерный макет машины. Вместе с тем, «одним куском» танк оставался недолго. Как не странно, первым дело разделение началось по орудиям. Судя по всему, единого мнения насчет того, какую именно систему ставить в танк, не имелось. Собственно говоря, и быть его не могло по той причине, что летом 1942 года имелось аж два таких орудия. Во-первых, как раз летом 1942 года на испытания вышло орудие T1, установленное в башне Medium Tank M4A1. Во-вторых, возникла идея установки другой разновидности данной системы — T12, которую установили в истребителе танков GMC T35. Как раз к тому моменту T35E1 приняли на вооружение как GMC M10, посему данную систему также стали рассматривать как один из вариантов вооружения. Неожиданностью появление T12, стандартизированной как M7, не стало. Дело в том, что данное орудие прорабатывали еще на стадии эскизного проектирования Medium Tank T20. Орудийная установка данной системы, к слову, была более надежной, чем у T1 (она же M1), поскольку подвижная бронировка получилась больше и лучше прикрывала наиболее уязвимые детали.

Установка механизма заряжания позволила устранить заряжающего из экипажа. Зато прибавилось работы командиру

Установка механизма заряжания позволила устранить заряжающего из экипажа. Зато прибавилось работы командиру

12 августа 1942 года в штаб-квартире General Motors состоялась конференция, посвященная дальнейшему развитию танка. Помимо правления GM, в ней приняли участие представители Департамента Вооружений, а также Бронетанковых сил. Следующее совещание, уже с участием руководства Департамента Вооружений и Бронетанковых, сил, состоялось 18 августа 1942 года в Форт-Нокс. По итогам долгого обсуждения 26 августа 1942 года Комитет по вооружениям рекомендовал разработку и постройку трёх опытных танков. Таким образом, Medium Tank T20 разделили на три варианта — Medium Tank T20, T20E1 и T20E2. Отличались они исключительно вооружением. Под индексом T20 осталась исходная машина, а под обозначением T20E2 вариант с орудием M7. А вот самым интересным стал проект T20E1. Он предполагал установку башни по типу Medium Tank M4, в которой стала 75-мм пушка M3 в штатной орудийной установке M34. Изюминка в том, что орудие получало механизм заряжания. Смежником по данной работе стала United Shoe Machinery Corporation, одна из крупнейших компаний по разработке различных типов вооружения.

Рабочее место наводчика

Рабочее место наводчика

Отчасти разработанная совместно с United Shoe Machinery Corporation система напоминала систему заряжания корабельных орудий. Разница заключалась в том, что для танка данный процесс был полностью механизирован. На полу подбашенной корзины размещалось два «магазина» емкостью по 32 выстрела в каждом. Подобное разделение было нужно по той причине, что боекомплект разделили на 32 бронебойных и 32 осколочно-фугасных выстрелов. Выбор типа боеприпаса осуществлял командир танка. Дальше выстрел подавался наверх и производилось заряжание.

Процесс заряжания

Процесс заряжания

Поскольку заряжающий был не нужен, расчет башни сократили до 2 человек — наводчика и командира, последний переместился, вместе с башенкой, влево. На командира, впрочем, отчасти свалились обязанности заряжающего, поскольку перезарядку спаренного пулемета никто не отменял. Внутри боевого отделения стало тесновато, но в Департаменте Вооружений посчитали, что экипаж будет стойко переносить тяготы службы. Тем более игра стоила свеч: согласно расчетам, скорострельность возрастала до 20 выстрелов в минуту.

Внутри танка стало слегка так тесновато

Внутри танка стало слегка так тесновато

Окончательно разработку Medium Tank T20E1 утвердили 12 сентября 1942 года. По крайней мере, так думали. А на самом деле почкование продолжалось. За полторы недели до того, 3 сентября 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил разработку Medium Tank T22. По сути то же самое, что Medium Tank T20, но с механической коробкой передач. Примерно в то же время был утвержден еще и третий тип танка — Medium Tank T23. Данная машина получала электромеханическую трансмиссию. Связано это было напрямую с программой Heavy Tank T1. Там электромеханическая трансмиссия показала себя лучше всего. Как вы понимаете, каждое новое шасси означало то, что должно было появиться еще по по 3 танка — 2 с 76-мм орудием и 1 с механизмом заряжания. А по факту еще и 4, потому что в октябре 1942 года появилась версия E3, которая подразумевала торсионную подвеску.

Башня установлена на первый пилотный образец Medium Tank T22

Башня установлена на первый пилотный образец Medium Tank T22

Фактически ситуация выглядела несколько иначе. В окончательном варианте было решено строить один образец T20, один образец T20E3, один образец T22, один образец T22E1, а также 2 образца T23. Был еще и T23E3, но он появился существенно позже. При этом фактически работы по герою данного материала начались значительно раньше, нежели был построен опытный образец танка. В октябре 1942 года на завод United Shoe Machinery Corporation в Беверли была направлена башня Medium Tank M4A4, так сказать, на опыты. Тогда же были подготовлена документация по башне непосредственно для T22E1, ее сделали силами Continental Steel Foundries.

К моменту установки башни T22E1 интерес к базовому шасси уже пропал

К моменту установки башни T22E1 интерес к базовому шасси уже пропал

Уже в ноябре 1942 года установку собрали в башне M4A4 и начали производить первые огневые тесты. В ходе испытаний, которые проходили о декабря того же года, выявились проблемы с работой механизма отката. В результате было принято решение о переделке системы заряжания, с использованием электромоторов и гидравлики. Переделка, разумеется, заняла время — следующий этап испытаний состоялся уже в мае 1943 года. По их итогу United Shoe Machinery Corporation получила дополнительный список по изменению как самого механизма, так и переделке боевого отделения. По их итогам механизм собрали уже в специально построенной башне. Между тем, в виду неготовности установки поначалу Medium Tank T20 собрали по первому образцу, то есть изначально построили две машины с 76-мм орудием M1. Случилось это в мае 1943 года. Первый пилотный образец отправили на Абердинский полигон, где прошел первый этап ходовых испытаний. И они оказались далекими от того, что предполагалось изначально. Во-первых, максимальная скорость не превысила 40 км/ч, во-вторых, испытания сопровождались поломкой силовой установкой и другими проблемами. Посему Medium Tank T22 довольно быстро перестал быть перспективным танком. А в августе 1943 года первый опытный образец доставили на United Shoe Machinery Corporation, где уже собрали башню и переделанный второй раз механизм заряжания.

Машина на Абердинском полигоне

Машина на Абердинском полигоне

Поначалу испытания, проводимые на United Shoe Machinery Corporation, показали проблемы с экстракцией гильз. Причиной оказались сами гильзы, а не механизм заряжания. После его переделки дополнительные тесты прошли успешно, после чего Medium Tank T22E1 отправили на Абердинский полигон. Случилось это в декабре 1943 года. К середине месяца танк поступил на полигон, после чего начались его испытания. Итоги испытаний оказались неоднозначными. Как отмечали испытатели, сам по себе механизм вполне работал, вместе с тем, недостаточно хорошо, чтобы рекомендовать его для запуска в серийное производство. А еще скорострельность оказалась на уровне обычного Medium Tank M4 с обычным заряжающим. Самой же главной проблемой становилось то, что 75-мм пушка M3 к началу 1944 года выглядела на среднем танке анахронизмом. Как раз в это время запускались работы по внедрению в серию башни от Medium Tank T23 на шасси Medium Tank M4. Посему специалисты полигона предлагали данную разработку прекратить, что было и сделано.

Сам механизм заряжания признали перспективным, но выбранное орудие стало причиной закрытия программы разработки

Сам механизм заряжания признали перспективным, но выбранное орудие стало причиной закрытия программы разработки

Вместе с тем, на Абердинском полигоне предложили работы по самому механизму заряжания продолжить. По их мнению, он вполне позволял использовать выстрелы более крупного калибра. Но… нет, дальше работы по очень похожему механизму заряжания продолжились. Но спустя 5 лет, и другой компанией — Rheem Manufacturing Company. При этом работы преступно долго затягивались, а в итоге ник чему толком и не привели. Ну а далее появились AMX 13 и AMX 50, после чего начались танцы с барабаном, пардон, револьверным механизмом заряжания. Которые также закончились, в общем-то, отрицательным результатом.

Источники:

  1. US NARA
  2. Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tankovyi-avtomat-zariajaniia-poamerikanski-5fd9f9cf2e349f2d0a7177ae

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account