То, что за последние два десятилетия появилось большое количество новых документов по теме танкостроения, не является секретом. Без сомнения, это большое подспорье для исследователей. Естественно, есть основания более критично смотреть на те публикации, которые выходили ранее. Особенно это касается зарубежной литературы, которая, по большей части, пишется, что называется, через третьи руки. Главное во всём этом пересмотре — не перегнуть палку.
Одна из тем, которая требует некоторой корректировки — это производство Т-34-85 и СУ-100 в послевоенный период. У нас эта тема, к слову, изучена довольно давно, известны цифры, в том числе даже помесячные. То, что выпуск советских Т-34-85 закончился в 1946 году, а последние СУ-100 сдали в 1948 году, не секрет. Это расходится с данными зарубежных исследователей, но это как раз нормально. За неимением иных первоисточников они использовали дынные разведки, которые очень часто «плавают». Как и у нас по зарубежной бронетехнике. Другой вопрос, что в ряде случаев причины, по которым прекратили выпуск, выглядят слегка забавно. Так что есть смысл немного по этой теме поговорить.
Если послушать некоторых людей, которые касаются данной темы, может сложиться ошибочное мнение по поводу причин прекращения выпуска танков после войны. Особенно это касается завода №183. Есть в Москве такое чудное место, как Российский Государственный Архив Экономики. А там есть такой чудный фонд 8734, там находятся дела Министерства Транспортного Машиностроения. Заведовал Минтрансмаш целым рядом направлений, благо заводы, которые ему подчинялись, занимались широким спектром продукции. И по танкам там очень много чего есть.
После окончания Великой Отечественной войны советская промышленность начала заниматься переходом к мирной продукции. Тот же УЗТМ от темы средних САУ перешел к своей основной продукции, посему тема СУ-101 заглохла, а наработки ушли на завод №174 (г. Омск). ЧКЗ в 1946 году больше занимался освоением выпуска трактора С-80 (который являлся советским вариантом Caterpillar D-7). Завод №112 в 1946 году занялся своей основной продукцией, то есть судостроением. Далее от темы танков он вообще отвалился.
Так вот, если в РГАЭ работать, а не просто туда ходить, причины остановки производства Т-34-85 написаны очень четко. И это совсем не шестеренки или изношенный станочный парк. В начале 1946 года завод №183 получил задание на срочный переход к вагоностроению. То есть к своей основной довоенной продукции. А еще на горизонте маячит Т-54. В результате за январь 1946 года завод сдал 451 Т-34-85 (ощущаете изношенный станочный парк?), еще 42 за февраль, на этом в Нижнем Тагиле выпуск данных танков прекратился. Основной продукцией снова стали вагоны. 2-осных товарных вагонов заводы Минтрансмаша сдали, за 1946 год, 25558 штук, и 38177 штук в 1947 году. И вообще вагоностроение стало на заводе №183 главной темой, в отличие от танков.
По танкам же всё очень просто. 29 апреля 1946 года на вооружение Советской Армии приняли Т-54, заводы стали готовиться к его выпуску. Но работы затянулись, поэтому завод №183 так и не сдал первые 5 танков установочной партии. Далее, в 1947 году, завод №183 сдал всего 22 танка, при плане 250 штук. Поэтому заводы №174 и №75 также не смогли сдать эти танки. В Харькове смогли «отмахаться» продолжением выпуска Т-44. А вот в Омске освоили выпуск СУ-100. И не из задела, как тут некоторые говорят, а с нуля. Единственная причина, по которой в Омске выпускали СУ-100 — это загрузить завод чем-то, пока не освоят Т-54.
Небольшой объем выпуска Т-54 за 1948 год (285 на заводе №183, еще 218 на заводе №75 и 90 штук на заводе №174) связан с сыростью машины, а не только с «усталыми станками». Машину Морозова, как Т-54 называли в переписке, в 1949 году вообще пришлось временно снимать с производства. Вернулась она в конце того же года, после этого выпуск Т-54 начал нарастать.
ЦРУ, конечно, наплодило много забавного, как и наша разведка. Но есть мнение, что не надо, на фоне старых мифов, плодить новые. Лучше заниматься исследованиями.
Список источников:
- РГАЭ
источник: https://dzen.ru/b/ZoEJ_EwgxXx2ZMTq