15
Юрий Пашолок. Танки в Антарктике

Юрий Пашолок. Танки в Антарктике

Использование военной техники в ходе Третьей антарктической экспедицией Бэрда, единственный случай использования танков в Антарктике

Антарктида, самый южный континент нашей планеты, постоянно окружает ореол таинственности. Большая часть ее территории скрыта под толстым слоем льда, а там может скрываться всё, что угодно. Естественно, это порождает разные домыслы. Особенно это касается периода Второй мировой войны и немного после нее. Не последнюю роль в этом играют некоторые отечественные СМИ, падкие на дешевые сенсации. Да-да, речь идет про операцию «Высокий Прыжок», которая сопровождается небылицами вроде атаки на американский флот немецких летающих тарелок, выныривавших из-подо льда. То, что подобные рассказы являются не более чем небылицами, определить несложно. Во-первых, американцы действовали в районе Ледника Росса. Земля Королевы Мод, она же Новая Швабия, где была активность немцев, находится аккурат по другую сторону Антарктиды. Во-вторых, эскортный авианосец USS Casablanca (CVE-55) при всем желании не мог участвовать в экспедиции, поскольку 10 июня 1946 года его списали. Вместо USS Casablanca, половину авианосной группы которого якобы уничтожили немецкие летающие тарелки, в экспедиции принимал участие «полноценный» авианосец USS Philippine Sea (CV-47). В-третьих, такого корабля, как эсминец USS Murdock или USS Murdoch, якобы утопленного НЛО, американские ВМС не знают. В-четвертых, вся миссия снималась на фото и видео. Одним словом, с подобных историй немного знающие историю смеются. Правда тут всего в двух фактах. Первый — военная активность в Антарктике была, включая даже военные базы. Второй — американский флот действительно наведывался туда. Вот только было это далеко не первый раз.

Ричард Бэрд в ходе третьей антарктической экспедиции. Именно тогда был единственный случай использования в Антарктике танков

Ричард Бэрд в ходе третьей антарктической экспедиции. Именно тогда был единственный случай использования в Антарктике танков

Американское исследование Антарктики тесно связано с тем, кто возглавлял операцию «Высокий Прыжок». Ричард Бэрд, самый молодой контр-адмирал американского флота, а заодно и человек, который сделал очень много для освоения Антарктиды. Первая экспедиция сюда состоялась для Бэрда в 1928 году. Он стал первым, кто широко использовал в Антарктике авиацию, а заодно стал первым, кто на самолете достиг Южного Полюса. Именно за эту экспедицию Бэрд удостоился столь высокого звания. Вполне заслуженно, с учетом того, сколько открытий было сделано за время той экспедиции. Также Бэрд основал базу Little America. Вновь в Антарктике Бэрд появился в 1933 году. Здесь он вновь действовал в районе Ледника Росса. Исследования продолжились, за время экспедиции, которая продолжалась до 1935 года, команда Бэрда совершила еще немало открытий. Впрочем, самой интересной экспедицией стала не та, где якобы адмирала Бэрда атаковали нацисты на летающих тарелках, а третья. Миссия, которая именовалась как United States Antarctic Service Expedition, стала первой, проводившейся под патронажем американского правительства, а также военных. Оно и не удивительно: Антарктида стала интересовать ряд стран, которые смотрели на континент в качестве возможного театра военных действий.

"Пингвин", он же "Снежный Крейсер", главная звезда экспедиции. За ним факт использования танков даже не заметили

«Пингвин», он же «Снежный Крейсер», главная звезда экспедиции. За ним факт использования танков даже не заметили

Третья экспедиция Ричарда Бэрда в Антарктиду известна благодаря аппарату под названием «Снежный Крейсер». Данная машина создавалась специально для покорения Антарктиды и достойна отдельного рассказа. Для своего времени это был поистине триумф инженерной мысли, правда, на месте явно что-то пошло не так. Согласно задумке, Бэрд собирался добраться на данной машине до Южного Полюса, а оттуда до Земли Королевы Мод, точнее, до Новой Швабии. Немецкая активность, разумеется, беспокоила американцев, впрочем, они насчет реальных целей «Снежного Крейсера» не распространялись. До них, Бэрд, правда, всё равно не добрался. Как выяснилось позже, идея с огромными пневматическими колесами оказалась в корне неверной. Дальше Ледника Росса машина не добралась, оказавшись в снежном плену. Всё это, впрочем, происходило неподалеку от Восточной Базы. Более интересные для нас события разворачивались в другом месте — на Восточной Базе. Построили ее на острове Стонингтон, что в заливе Маргерит. А интересна она тем, что в ходе третьей экспедиции Бэрда состоялось первое и пока единственное использование в Антарктике танков.

Light Tank M2A2 и M2A3 были единственными доступными Бэрду боевыми машинами

Light Tank M2A2 и M2A3 были единственными доступными Бэрду боевыми машинами

Первое в Антарктиде самоходное средство появилось там в 1909 году. Правда, автомобиль Arrol-Johnston оказался еще более бесполезным, нежели «Снежный Крейсер». Дальше лагеря он уехать так и не смог. По большому счету, эру механизации в Антарктике открыл Бэрд. Еще в ходе первой экспедиции он использовал пару модифицированных Ford (Fordmobile). Вместо передних колес поставили лыжи, а сзади были две оси с вездеходными цепями. Во второй экспедиции были использованы новые Fordmobile, гусеничные трактора Cletrac, а также полугусеничные тягачи Citroën-Kégresse. Лучше всего в условиях Антарктиды показали Cletrac, так что в третью экспедицию отправились и они. Вместе с тем, в чьей-то светлой голове возникла идея отправить в Антарктиду бронетанковую технику.

Материалы по использованию танков попали и к нам

Материалы по использованию танков попали и к нам

Надо сказать, что выбирать Бэрду оказалось особо не из чего. Единственным типом танка, который в тот момент был у американцев реально массовым, был Light Tank M2A2. Машина довольно странная, хотя при этом и самая шустрая в классе. За счет 7-цилиндрового авиационного мотора воздушного охлаждения Continental R-670 удельная мощность танка превышала 30 л.с. на тонну, кроме того, облегчалась задача с запуском такого мотора в условиях Антарктики. Правда, имелась и проблема, о которой, похоже, сразу не задумались. Речь идет об удельном давлении. Оно составляло 0,67 кг/см². Не то, чтобы сильно много, но для тех условий, куда машины посылали, явно чересчур. Поэтому еще перед началом экспедиции танки было решено облегчить. С них сняли вооружение и те элементы брони, которые им были не критичны. Всё равно воевать было не с кем. Не на пингвинов же ходить в атаку.

Пока что это единственный снимок M2A2 в Антарктике. Снят один из двух танков, которые эксплуатировались на Западной Базе

Пока что это единственный снимок M2A2 в Антарктике. Снят один из двух танков, которые эксплуатировались на Западной Базе

В начале 1940 года USMS North Star, самый крупный из кораблей, который использовался экспедицией Бэрда, прибыл к острову Стонингтон. Здесь началось строительство Восточной базы, которая, в отличие от Западной Базы (Little America III), находилась на твердой земле. Именно сюда и привезли технику, включая и танки. Точнее, танк: судя по всему, из трех машин две отправили на Западную Базу. На месте внезапно выяснилось, что и демонтажа вооружения оказалось недостаточно. Танки проваливались при езде по снегу. Пришлось идти на крайние меры. С них сняли башни, заделав их крышами отверстия от погонов, заодно сняли и лобовые лючки с подбашенной коробки. Всё равно на их месте поставили ветровые щитки. Удельное давление на грунт снизилось до 0,42 кг/см², но, судя по всему, этого всё равно было маловато.

Брошенный M2A2 и один из двух T3E4 Tracked Light Tractor, Восточная база

Брошенный M2A2 и один из двух T3E4 Tracked Light Tractor, Восточная база

Для улучшения ситуации с проходимостью по снегу из башенной брони сделали уширители траков (их приварили к тракам), что несколько помогло. По крайней мере, кое-как танк мог ползать по снегу, пробивая себе путь. Но о полноценной езде не шло и речи. По мнению участников экспедиции, предельным давлением на грунт, при котором машина не проваливалась бы в снег, являлось 0,28 кг/см². В теории, такое можно было обеспечить при помощи развитых уширителей траков. В конце концов, когда американцам сильно приспичило, они сделали такие уширители для Medium Tank M4, снизив удельное давление более чем 30-тонной машины до 0,49 кг/см². Но было это в 1945 году, и в условиях полигона. На Восточной Базе таких условий не имелось. Также так получил брызговики, что чуть улучшило ситуацию с забрасыванием смотровых приборов снегом. Плюс к лобовой части корпуса приварили дополнительное оборудование. Танки использовали как тягачи, таская 2-тонные прицепы.

Танк использовали как тягач

Танк использовали как тягач

В виду ряда проблем, прежде всего связанных с проходимостью, возможности Light Tank M2A2 в условиях Антарктики оказались ограничены. Вместе с тем, американцы получили большой опыт эксплуатации танков в столь экстремальных условиях. Больше того, это едва ли не первый для них случай эксплуатации в зимних условиях (по крайней мере, столь суровой зимы). Был подготовлен весьма обстоятельный отчет, выдержки из которого попали и к нам. Выяснилось, например, что ни воздушный, ни масляный фильтр танку попросту не нужны. В условиях Антарктиды попросту не имелось пыли, а фильтры быстро приходили в негодность. Выявились вполне типовые проблемы с эксплуатацией в зимних условиях. Приятным сюрпризом стало то, что резинометаллические траки в таких условиях работали нормально и не трескались.

T3E4 Tracked Light Tractor, весьма специфичный тягач. Армии он не пригодился, но пригодился экспедиции Бэрда

T3E4 Tracked Light Tractor, весьма специфичный тягач. Армии он не пригодился, но пригодился экспедиции Бэрда

Следует отметить, что наиболее интенсивно Light Tank M2E2 использовали на Западной Базе. А вот на Восточной Базе ситуация оказалась совсем другой. Там также переделали имеющийся танк, но он использовался редко. Дело в том, что на Восточной Базе имелось два образца куда более редкой машины, про которую знает далеко не каждый справочник по американской военной технике. Речь идет о T3E4 Tracked Light Tractor, быстроходном артиллерийском тягаче, созданном с использованием агрегатов Combat Car T5. При массе 3,5 тонны машина получила 100-сильный мотор Hercules WXC-2. С ним она разгонялась почти до 50 км/ч, но вообще получилась довольно странная машина. Особенно это касалось размещения экипажа, например, механик-водитель фактически упирался ногами в коробку передач. С учетом всех опытных образцов, доведенных до уровня T3E4 Tracked Light Tractor, изготовили 6 тягачей. В крупную серию они не пошли, зато половину из них отправили с экспедицией Бэрда. Сплавили ненужные тягачи, а заодно и решили проверить, как они поведут себя в таких экстремальных условиях.

T3E4 Tracked Light Tractor на Восточной Базе

T3E4 Tracked Light Tractor на Восточной Базе

По поводу T3E4 Tracked Light Tractor подробных отчетов не велось, но эти машины повели себя явно лучше танков. Во-первых, у них изначально была низкая масса, что привело к уверенному движению по снегу. Во-вторых, полный расчет в них и не ездил, максимум пара человек. В-третьих, данные тягачи с самого начала использовались при разгрузке и строительстве базы. Это однозначно говорит об их полезности. Одним словом, хотя бы тут они явно пригодились.

Данные тягачи активно использовались экспедицией

Данные тягачи активно использовались экспедицией

Как и другое оборудование, оба T3E4 Tracked Light Tractor и один Light Tank M2A1 остались на Восточной Базе. Всю матчасть базы Little America III, в конечном итоге, унесло в океан. А вот технике Восточной Базы повезло больше. На берегу лежат останки одного из тягачей и танк, второй T3E4 Tracked Light Tractor находится в гараже базы. Он, кстати говоря, на фотографиях промелькнул всего один раз. Брошенные же машины так и лежат, привлекая внимание туристов. В заключение стоит сказать, что более танков в Антарктиду не присылали. Во-первых, их присутствие попросту излишне, а во-вторых, опыт эксплуатации четко показал — для такого ТВД они непригодны. Требуются машины специальной разработки, вроде Tucker Sno-Cat или советских «Харьковчанок», которые появились после войны.

Список источников:

      1. US NARA
      2. ЦАМО РФ
      3. Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
      4. www.usas1939.org
      5. flickr.com
      6. Фотоархив автора
      7. eBay

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tanki-v-antarktike-60ac27221805213c6ffedf25

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account