19
Юрий Пашолок. Танкетка-переросток от Шкоды

Юрий Пашолок. Танкетка-переросток от Шкоды

Škoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкеток

Так исторически сложилось, что к моменту получения независимости Чехословакия уже имела развитую промышленность. Касалось это, в том числе, и военной промышленности. Прежде всего речь идет о Škoda, формально основанная Эмилем Шкодой в 1869 году, но фактически ведущей свою родословную на 10 лет раньше. Компания была многопрофильной, это касалось и военных заказов. Для нужд австро-венгерской армии здесь выпускалась целое семейство орудий, от 37-мм пехотных пушек и закачивая могучими осадными системами, а также морскими пушками. Не менее важно то, что Австро-Венгрия старалась, насколько это возможно, обеспечить себя вооружением собственной разработки. В результате к началу Первой мировой войны силами, в том числе, и Škoda, появилась масса оригинальных разработок. Это несколько отличалось от позиции некоторых, гораздо более богатых империй, которые снабжали свою армию образцами, в основном, зарубежной разработки. Поэтому после революции стартовые позиции у разных стран сильно отличались. В Советском Союзе, в наследство от Российской Империи, достался арсенал, основная часть которого имела французские, английские и немецкие корни. Чехословацкая же армия имела гораздо больше собственных разработок, причем Škoda, за счет сотрудничества с французским оружейным гигантом Schneider-Creusot, набирала обороты. Еще более важным моментом являлось то, что уже в 20-е годы Škoda активно работала на экспорт. Довольно быстро чехословацкие оружейники получили славу производителей современной и вполне бюджетной продукции. Началась вполне успешная конкуренция с оружейными гигантами, причем продукция из Пльзени частенько оставляла грандов с носом.

Штурмовой вариант танкетки MU-4, состояние на февраль 1935 года. Это был прямой предшественник Š-I-D

Штурмовой вариант танкетки MU-4, состояние на февраль 1935 года. Это был прямой предшественник Š-I-D

Меньше чехословацкому оружейному гиганту поначалу везло на новом поприще — танкостроении. Началось оно для Škoda в самом начале 30-х годов. Первым опытом Škoda на ниве танкостроения стала колесно-гусеничная боевая машина KŠU (Kombinovaný střední útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса). Впрочем, эта разработка так и не вышла за стадию проекта. Более успешно развивались дела с танкетками. На Škoda не стали изобретать велосипед и поначалу попросту скопировали концепцию танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Впрочем, получившаяся танкетка MU-2 получилась хуже детища главного конкурента — ČKD. Их танкетка P-I, являвшаяся вполне официальной копией английской разработки, превратилась в Tč vz.33. На Škoda не опустили руки и создали более удачную танкетку MU-4, но и она уступала P-I. Поэтому контракт на выпуск танкеток ушел ČKD. Радость конкурента была недолгой: в 1934 году чехословацкая армия приняла решение дальше танкетки не заказывать.

Опытный образец Š-I-D, исходная конфигурация машины была 4-катковой

Опытный образец Š-I-D, исходная конфигурация машины была 4-катковой

После того, как маневры в Миловице весны 1934 года показали явные недостатки танкеток, ČKD и Škoda полностью лишились надежд на поставки подобных машин чехословацким военным. Решение, впрочем, было уже отработанным. Если нельзя продать своим военным, можно попробовать продать ненужное за рубеж. Так в экспортном каталоге Škoda прописалась танкетка Š-I, так теперь именовалась MU-4. Ее оружейный гигант из Пльзеня начал предлагать еще раньше, чем ČKD свои танкетки. Впрочем, поначалу успеха эти предложения не имели. Причины прозаичны: Š-I, откровенно говоря, не блистала характеристиками, в то время как ČKD создала совершенно новую боевую машину. Почему в Пльзене сразу не дошли до мысли о создании совершенно новой конструкции, непонятно. Лишь к середине 30-х годов на Škoda начали осознавать, что надо строить что-то совсем новое, глядишь, и заказчики подтянутся. Оставив в каталоге Š-I, там начали работать над совершенно новым малым танком, который получился крайне необычным. Речь идет о Š-I-D, созданной специально для Югославии и больше напоминавшей самоходную артиллерийскую установку, чем танкетку.

Такой Š-I-D стала по итогам внесения пожеланий югославских военных

Такой Š-I-D стала по итогам внесения пожеланий югославских военных

Позволить себе разрабатывать танки даже в Европе могли далеко не все страны. Даже легкий танк мог стать слишком тяжелым грузом для промышленности и бюджета государства, причем это касалось и развитых стран. Чего уж говорить о государствах, имевших ограниченное промышленное развитие. Таковых хватало с избытком в самой Европе. Поэтому поначалу вопрос с танками решали за счет закупки техники в ключевых, с точки зрения танкостроения, державах. В 20-е годы безоговорочным лидером была Франция и ее легкий танк Reanult FT. Лидер во многом вынужденный, ибо имелась куча танков данного типа, и что с ней делать, было не очень понятно. Так или иначе, но на некоторое время именно французы стали лидерами экспорта танков. Среди клиентов французов оказалась и Югославия. В 1926 году была заказана партия из 21 танка, из них половина (то ли 10, то ли 11 штук, разные источники говорят отличающиеся цифры) являлась Renault FT-Kégresse. В дальнейшем Югославия закупила еще партию Renault FT, всего их имелось 55 штук. Удивительно, что закупки этих, откровенно устаревших машин, шли и в 30-е годы. Скорее это от безысходности, выбирать югославом было особо не из чего. Вместе с тем, имелись попытки решить проблемы комплектации бронетанковой техники за счет соседей из Восточной Европы.

Эта же база прорабатывалась Škoda для целого семейства боевых машин. Впрочем, серийной стала только штурмовая танкетка

Эта же база прорабатывалась Škoda для целого семейства боевых машин. Впрочем, серийной стала только штурмовая танкетка

К 1933-34 годах уже образовалась альтернатива ключевым игрокам из Франции и Великобритании. Причем англичане себе сделали конкурентов на свою же голову. Про танкетку Carden-Loyd Mk.VI югославы и думать не хотели, поскольку образовались сразу три машины, явно превосходящие английского прародителя. Это польская TK-3, а также чехословацкие P-I и Š-I. Впрочем, испытания, которые проводились в этот период, показали простую истину. Югославской армии танкетка, в ее текущем виде, была не нужна. Все три производителя предлагали машины, имеющие невысокую боевую эффективность. Требовалось же что-то другое. По сути малый танк, не обязательно с башней, но с пушечным вооружением и более крепкой броней. И если ČKD быстро «отвалилась», предпочтя делать AH-IV, а поляки в принципе не могли создать что-то похожее на требования югославских военных, то Škoda терять единственного потенциального клиента не захотела. Тем более что уже имелся определенный опыт работ по пушечным танкеткам.

Серийный образец Š-I-D, все машины для Югославии несли 3-цветный камуфляж

Серийный образец Š-I-D, все машины для Югославии несли 3-цветный камуфляж

Еще в декабре 1931 года был разработан проект MU-4/IV, представлявший собой установку на танкетку MU-4 пехотной пушки BA1 калибра 37 мм. Данная работа так и осталась опытной, но осенью 1933 года, когда началась борьба за югославский контракт, о разработке вспомнили. 2 июня 1934 года был предложен концепт роты малых танков. В ее состав входило 15 машин, включая и 1 штурмовая танкетка MU-4. В лобовом листе корпуса ставилась 37-мм пушка Škoda, а справа находился ручной пулемет ZB vz.26. Задачей этой машины была борьба с вражескими танками и поддержка обычных танкеток. Проект «malého útočného vozu Š-I», или малой штурмовой машины Š-I, развивался вплоть до февраля 1935 года. В виду того, что югославские военные однозначно отказались от танкеток с противопульной броней, а шасси Š-I явно достигло пределов возможностей, на Škoda срочно начали разработку совершенно нового шасси. Речь шла о целом семействе машин, включая, например, прямого аналога AH-IV — чисто пулеметной танкетки Š-I-b с башней. Впрочем, этой машиной никто не заинтересовался, что не помешало Škoda с упорством, достойным иного применения, пытаться не раз создать что-то подобное. В итоге получилась танкетка Š-I-P с крупнокалиберным пулеметом ZB 60. Все эти разработки, впрочем, оказались почти бесполезными, в отличие от штурмового варианта Š-I-D (также в переписке он шел как Š-Id или Š-I-d), который и заинтересовал югославских военных.

Для своего времени это была самая тяжелая, защищенная и тяжело вооруженная танкетка. Если Š-I-D вообще уместно называть танкеткой

Для своего времени это была самая тяжелая, защищенная и тяжело вооруженная танкетка. Если Š-I-D вообще уместно называть танкеткой

Аналогично AH-IV, разработанная Škoda штурмовая танкетка уже явно превысила по массе порог своего класса. Боевая масса опытного образца составила 4550 кг. Фактически это уже был легкий танк, просто без башни. В движение его приводил новый 6-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, развивавший мощность 60 л.с. Удельная мощность не выдающаяся, но для своих задач 41 км/ч вполне хватало. С точки зрения общей концепции это было прямое развитие «штурмовой машины» на базе MU-4. В лобовом листе корпуса ставилась 37-мм пушка Škoda A-3, а справа от нее находился пулемет ZB vz.26. Впрочем, Š-I-D был проработан явно лучше своего предшественника. Во-первых, машина стала на 250 мм шире, что явно пошло на пользу с точки зрения работы расчета. Во-вторых, появилась смотровая башенка, что явно улучшало ситуацию с обзорностью. В-третьих, танкетка получила более надежную броневую защиту. Лоб усилили до 20 мм, а борта до 15 мм. Такую броню тогда имел далеко не каждый легкий танк. Ходовая часть вела родословную от Š-I, но по факту ее построили с нуля.

Минусом машины был далеко не самый мощный двигатель. Да и ходовая часть, как показали дальнейшие события, не была надежной

Минусом машины был далеко не самый мощный двигатель. Да и ходовая часть, как показали дальнейшие события, не была надежной

В 1936 году югославская делегация осмотрела машину. В целом она им понравилась, но была высказана претензия насчет толщины брони. 20 мм было маловато, легкая противоснарядная броня начиналась с 30 мм. На Škoda был предложен компромиссный вариант — с толщиной брони 22 мм. Даже с ней всё равно пришлось бы переделывать ходовую часть, но не столь радикально. 20 июня 1936 года был подписан контракт на поставку 8 улучшенных танкеток. В связи с тем, что боевая масса выросла до 4800 кг, ходовую часть пришлось переделать. Число опорных катков выросло до 5 на борт, изменилась конструкция ленивца. В остальном же машина, получившая утолщенный до 22 мм лоб корпуса и рубки, была идентична опытному образцу. Он, кстати говоря, остался на заводе, в 1940 году его выкупили для нужд СС.

8 серийных Š-I-D сдали в 1937 году

8 серийных Š-I-D сдали в 1937 году

Поставки танкеток осуществлялись в 1937 году. В общем и целом югославские военные остались довольны машиной, что привело к началу разговора о закупке гораздо большего их объема. Правда, уже с утолщенной до 30 мм лобовой броней. При этом Škoda начала активно предлагать Š-I-D, в своём исходном виде, другим странам. Клиентов как-то не нашлось, хотя машина была весьма интересной. Даже в «урезанном», то есть с 22-мм лобовой броней, виде это была самая защищенная танкетка, да еще и с самым мощным вооружением. В общем-то, и танкеткой эту машину назвать сложно, скорее речь идет о легкой штурмовой САУ, способной бороться с большинством танков того периода. Собственно говоря, это был самый лучший образец бронетанковой техники в югославской армии. Правда, с некоторыми нюансами, отчасти объясняющими, почему танкетки ČKD не имели больший успех. Ходовая часть Š-I-D оказалась перегруженной, поэтому часто у танкеток имелись проблемы с ее поломкой. По этой причине от дальнейших закупок Š-I-D Югославия отказалась, там потребовали машину с улучшенной ходовой частью и 30-мм броней.

На учениях в югославской армии. Опыт эксплуатации показал, что ходовая часть требует доработки

На учениях в югославской армии. Опыт эксплуатации показал, что ходовая часть требует доработки

Таковая машина появилась в 1938 году. Именовалась она как Š-I-j, ее легко отличить по существенно изменившейся ходовой части. Теперь машина имела 4-катковое шасси с опорными катками увеличенного диаметра. Впрочем, разница была не только в этом. На машину была установлена более мощная 47-мм пушка Škoda A9J с боезапасом 42 патрона. Толщина лобовой брони выросла до 30 мм, а масса возросла до 5800 кг. В связи с ростом массы было решено поставить новую силовую установку. Ею стал 60-сильный дизель Škoda объемом 3,77 литров. В связи с существенным ростом массы скорость машины упала до 31 км/ч, но югославскую делегацию, которая в марте 1939 года осмотрела опытный образец Š-I-j, это не смутило.

Š-I-j, улучшенная версия танкетки, с более мощным вооружением, улучшенной броневой защитой и модернизированной ходовой частью. Но появившаяся слишком поздно

Š-I-j, улучшенная версия танкетки, с более мощным вооружением, улучшенной броневой защитой и модернизированной ходовой частью. Но появившаяся слишком поздно

Прозвучала мысль о закупке 108 таких танкеток, но дальше события развивались явно не в пользу Škoda. Во-первых, 15 марта 1939 года Чехословакия была оккупирована немцами. В отличие от ČKD, Škoda сохранила свою марку, но теперь находилась под контролем немцев. Поэтому в мае 1939 года ассортимент продукции сменил названия. Š-I-j стала именоваться как T-3D. Во-вторых, сами югославы потихоньку теряли интерес к танкетке. В конце 1939 года машину, с позволения немцев, взяли на испытания, по окончании которых ее вернули обратно. Теперь югославы хотели полноценные танки. Позже T-3D также продали для нужд СС. Эта же судьба ждала и опытный образец Š-I-P, тот самый, что изначально создавали с башней. Время танкеток на Škoda закончилось, в отличие от ČKD, на этом поприще успех оружейного гиганта из Пльзени получился очень скромным.

Проявить себя Š-I-D так и не смогли. В апреле 1941 года танки 11-й ТД их просто смели

Проявить себя Š-I-D так и не смогли. В апреле 1941 года танки 11-й ТД их просто смели

Крайне скромным оказался и успех югославских машин, которые именовались там как T-32. Все машины данного типа свели в эскадрон, который базировался в Земуне, что к северо-западу от Белграда. Часть машин банально сломалось еще до начала боевых действий, основная же часть оказалась потеряна в ходе немецкой атаки на шоссе Топола-Младеновац. С учетом того, что силы оборонявшихся были явно не равны, никакого влияния на боевые действия T-32 не сыграли. Колонна 11-й танковой дивизии просто их смела. Минимум две танкетки были захвачены немцами в более-менее рабочем состоянии. Они получили обозначение Pz.Kpfw.732 (j), подробности об их использовании противоречивые. В любом случае, даже в плане боевого применения танкетки Škoda проиграли продукции ČKD в пух и прах. С качеством у продукции из Пльзени дела обстояли крайне скверно.

Список источников:

    1. Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
    2. Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
    3. РГВА
    4. rotanazdar.cz
    5. www.valka.cz
    6. tanks-encyclopedia.com
    7. Фотоархив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tanketkapererostok-ot-shkody-60a24a9913b38951a0e34dfc

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account