Юрий Пашолок. Танкетка-переросток от Шкоды
Škoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкеток
Так исторически сложилось, что к моменту получения независимости Чехословакия уже имела развитую промышленность. Касалось это, в том числе, и военной промышленности. Прежде всего речь идет о Škoda, формально основанная Эмилем Шкодой в 1869 году, но фактически ведущей свою родословную на 10 лет раньше. Компания была многопрофильной, это касалось и военных заказов. Для нужд австро-венгерской армии здесь выпускалась целое семейство орудий, от 37-мм пехотных пушек и закачивая могучими осадными системами, а также морскими пушками. Не менее важно то, что Австро-Венгрия старалась, насколько это возможно, обеспечить себя вооружением собственной разработки. В результате к началу Первой мировой войны силами, в том числе, и Škoda, появилась масса оригинальных разработок. Это несколько отличалось от позиции некоторых, гораздо более богатых империй, которые снабжали свою армию образцами, в основном, зарубежной разработки. Поэтому после революции стартовые позиции у разных стран сильно отличались. В Советском Союзе, в наследство от Российской Империи, достался арсенал, основная часть которого имела французские, английские и немецкие корни. Чехословацкая же армия имела гораздо больше собственных разработок, причем Škoda, за счет сотрудничества с французским оружейным гигантом Schneider-Creusot, набирала обороты. Еще более важным моментом являлось то, что уже в 20-е годы Škoda активно работала на экспорт. Довольно быстро чехословацкие оружейники получили славу производителей современной и вполне бюджетной продукции. Началась вполне успешная конкуренция с оружейными гигантами, причем продукция из Пльзени частенько оставляла грандов с носом.
Меньше чехословацкому оружейному гиганту поначалу везло на новом поприще — танкостроении. Началось оно для Škoda в самом начале 30-х годов. Первым опытом Škoda на ниве танкостроения стала колесно-гусеничная боевая машина KŠU (Kombinovaný střední útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса). Впрочем, эта разработка так и не вышла за стадию проекта. Более успешно развивались дела с танкетками. На Škoda не стали изобретать велосипед и поначалу попросту скопировали концепцию танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Впрочем, получившаяся танкетка MU-2 получилась хуже детища главного конкурента — ČKD. Их танкетка P-I, являвшаяся вполне официальной копией английской разработки, превратилась в Tč vz.33. На Škoda не опустили руки и создали более удачную танкетку MU-4, но и она уступала P-I. Поэтому контракт на выпуск танкеток ушел ČKD. Радость конкурента была недолгой: в 1934 году чехословацкая армия приняла решение дальше танкетки не заказывать.
После того, как маневры в Миловице весны 1934 года показали явные недостатки танкеток, ČKD и Škoda полностью лишились надежд на поставки подобных машин чехословацким военным. Решение, впрочем, было уже отработанным. Если нельзя продать своим военным, можно попробовать продать ненужное за рубеж. Так в экспортном каталоге Škoda прописалась танкетка Š-I, так теперь именовалась MU-4. Ее оружейный гигант из Пльзеня начал предлагать еще раньше, чем ČKD свои танкетки. Впрочем, поначалу успеха эти предложения не имели. Причины прозаичны: Š-I, откровенно говоря, не блистала характеристиками, в то время как ČKD создала совершенно новую боевую машину. Почему в Пльзене сразу не дошли до мысли о создании совершенно новой конструкции, непонятно. Лишь к середине 30-х годов на Škoda начали осознавать, что надо строить что-то совсем новое, глядишь, и заказчики подтянутся. Оставив в каталоге Š-I, там начали работать над совершенно новым малым танком, который получился крайне необычным. Речь идет о Š-I-D, созданной специально для Югославии и больше напоминавшей самоходную артиллерийскую установку, чем танкетку.
Позволить себе разрабатывать танки даже в Европе могли далеко не все страны. Даже легкий танк мог стать слишком тяжелым грузом для промышленности и бюджета государства, причем это касалось и развитых стран. Чего уж говорить о государствах, имевших ограниченное промышленное развитие. Таковых хватало с избытком в самой Европе. Поэтому поначалу вопрос с танками решали за счет закупки техники в ключевых, с точки зрения танкостроения, державах. В 20-е годы безоговорочным лидером была Франция и ее легкий танк Reanult FT. Лидер во многом вынужденный, ибо имелась куча танков данного типа, и что с ней делать, было не очень понятно. Так или иначе, но на некоторое время именно французы стали лидерами экспорта танков. Среди клиентов французов оказалась и Югославия. В 1926 году была заказана партия из 21 танка, из них половина (то ли 10, то ли 11 штук, разные источники говорят отличающиеся цифры) являлась Renault FT-Kégresse. В дальнейшем Югославия закупила еще партию Renault FT, всего их имелось 55 штук. Удивительно, что закупки этих, откровенно устаревших машин, шли и в 30-е годы. Скорее это от безысходности, выбирать югославом было особо не из чего. Вместе с тем, имелись попытки решить проблемы комплектации бронетанковой техники за счет соседей из Восточной Европы.
К 1933-34 годах уже образовалась альтернатива ключевым игрокам из Франции и Великобритании. Причем англичане себе сделали конкурентов на свою же голову. Про танкетку Carden-Loyd Mk.VI югославы и думать не хотели, поскольку образовались сразу три машины, явно превосходящие английского прародителя. Это польская TK-3, а также чехословацкие P-I и Š-I. Впрочем, испытания, которые проводились в этот период, показали простую истину. Югославской армии танкетка, в ее текущем виде, была не нужна. Все три производителя предлагали машины, имеющие невысокую боевую эффективность. Требовалось же что-то другое. По сути малый танк, не обязательно с башней, но с пушечным вооружением и более крепкой броней. И если ČKD быстро «отвалилась», предпочтя делать AH-IV, а поляки в принципе не могли создать что-то похожее на требования югославских военных, то Škoda терять единственного потенциального клиента не захотела. Тем более что уже имелся определенный опыт работ по пушечным танкеткам.
Еще в декабре 1931 года был разработан проект MU-4/IV, представлявший собой установку на танкетку MU-4 пехотной пушки BA1 калибра 37 мм. Данная работа так и осталась опытной, но осенью 1933 года, когда началась борьба за югославский контракт, о разработке вспомнили. 2 июня 1934 года был предложен концепт роты малых танков. В ее состав входило 15 машин, включая и 1 штурмовая танкетка MU-4. В лобовом листе корпуса ставилась 37-мм пушка Škoda, а справа находился ручной пулемет ZB vz.26. Задачей этой машины была борьба с вражескими танками и поддержка обычных танкеток. Проект «malého útočného vozu Š-I», или малой штурмовой машины Š-I, развивался вплоть до февраля 1935 года. В виду того, что югославские военные однозначно отказались от танкеток с противопульной броней, а шасси Š-I явно достигло пределов возможностей, на Škoda срочно начали разработку совершенно нового шасси. Речь шла о целом семействе машин, включая, например, прямого аналога AH-IV — чисто пулеметной танкетки Š-I-b с башней. Впрочем, этой машиной никто не заинтересовался, что не помешало Škoda с упорством, достойным иного применения, пытаться не раз создать что-то подобное. В итоге получилась танкетка Š-I-P с крупнокалиберным пулеметом ZB 60. Все эти разработки, впрочем, оказались почти бесполезными, в отличие от штурмового варианта Š-I-D (также в переписке он шел как Š-Id или Š-I-d), который и заинтересовал югославских военных.
Аналогично AH-IV, разработанная Škoda штурмовая танкетка уже явно превысила по массе порог своего класса. Боевая масса опытного образца составила 4550 кг. Фактически это уже был легкий танк, просто без башни. В движение его приводил новый 6-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, развивавший мощность 60 л.с. Удельная мощность не выдающаяся, но для своих задач 41 км/ч вполне хватало. С точки зрения общей концепции это было прямое развитие «штурмовой машины» на базе MU-4. В лобовом листе корпуса ставилась 37-мм пушка Škoda A-3, а справа от нее находился пулемет ZB vz.26. Впрочем, Š-I-D был проработан явно лучше своего предшественника. Во-первых, машина стала на 250 мм шире, что явно пошло на пользу с точки зрения работы расчета. Во-вторых, появилась смотровая башенка, что явно улучшало ситуацию с обзорностью. В-третьих, танкетка получила более надежную броневую защиту. Лоб усилили до 20 мм, а борта до 15 мм. Такую броню тогда имел далеко не каждый легкий танк. Ходовая часть вела родословную от Š-I, но по факту ее построили с нуля.
В 1936 году югославская делегация осмотрела машину. В целом она им понравилась, но была высказана претензия насчет толщины брони. 20 мм было маловато, легкая противоснарядная броня начиналась с 30 мм. На Škoda был предложен компромиссный вариант — с толщиной брони 22 мм. Даже с ней всё равно пришлось бы переделывать ходовую часть, но не столь радикально. 20 июня 1936 года был подписан контракт на поставку 8 улучшенных танкеток. В связи с тем, что боевая масса выросла до 4800 кг, ходовую часть пришлось переделать. Число опорных катков выросло до 5 на борт, изменилась конструкция ленивца. В остальном же машина, получившая утолщенный до 22 мм лоб корпуса и рубки, была идентична опытному образцу. Он, кстати говоря, остался на заводе, в 1940 году его выкупили для нужд СС.
Поставки танкеток осуществлялись в 1937 году. В общем и целом югославские военные остались довольны машиной, что привело к началу разговора о закупке гораздо большего их объема. Правда, уже с утолщенной до 30 мм лобовой броней. При этом Škoda начала активно предлагать Š-I-D, в своём исходном виде, другим странам. Клиентов как-то не нашлось, хотя машина была весьма интересной. Даже в «урезанном», то есть с 22-мм лобовой броней, виде это была самая защищенная танкетка, да еще и с самым мощным вооружением. В общем-то, и танкеткой эту машину назвать сложно, скорее речь идет о легкой штурмовой САУ, способной бороться с большинством танков того периода. Собственно говоря, это был самый лучший образец бронетанковой техники в югославской армии. Правда, с некоторыми нюансами, отчасти объясняющими, почему танкетки ČKD не имели больший успех. Ходовая часть Š-I-D оказалась перегруженной, поэтому часто у танкеток имелись проблемы с ее поломкой. По этой причине от дальнейших закупок Š-I-D Югославия отказалась, там потребовали машину с улучшенной ходовой частью и 30-мм броней.
Таковая машина появилась в 1938 году. Именовалась она как Š-I-j, ее легко отличить по существенно изменившейся ходовой части. Теперь машина имела 4-катковое шасси с опорными катками увеличенного диаметра. Впрочем, разница была не только в этом. На машину была установлена более мощная 47-мм пушка Škoda A9J с боезапасом 42 патрона. Толщина лобовой брони выросла до 30 мм, а масса возросла до 5800 кг. В связи с ростом массы было решено поставить новую силовую установку. Ею стал 60-сильный дизель Škoda объемом 3,77 литров. В связи с существенным ростом массы скорость машины упала до 31 км/ч, но югославскую делегацию, которая в марте 1939 года осмотрела опытный образец Š-I-j, это не смутило.
Прозвучала мысль о закупке 108 таких танкеток, но дальше события развивались явно не в пользу Škoda. Во-первых, 15 марта 1939 года Чехословакия была оккупирована немцами. В отличие от ČKD, Škoda сохранила свою марку, но теперь находилась под контролем немцев. Поэтому в мае 1939 года ассортимент продукции сменил названия. Š-I-j стала именоваться как T-3D. Во-вторых, сами югославы потихоньку теряли интерес к танкетке. В конце 1939 года машину, с позволения немцев, взяли на испытания, по окончании которых ее вернули обратно. Теперь югославы хотели полноценные танки. Позже T-3D также продали для нужд СС. Эта же судьба ждала и опытный образец Š-I-P, тот самый, что изначально создавали с башней. Время танкеток на Škoda закончилось, в отличие от ČKD, на этом поприще успех оружейного гиганта из Пльзени получился очень скромным.
Крайне скромным оказался и успех югославских машин, которые именовались там как T-32. Все машины данного типа свели в эскадрон, который базировался в Земуне, что к северо-западу от Белграда. Часть машин банально сломалось еще до начала боевых действий, основная же часть оказалась потеряна в ходе немецкой атаки на шоссе Топола-Младеновац. С учетом того, что силы оборонявшихся были явно не равны, никакого влияния на боевые действия T-32 не сыграли. Колонна 11-й танковой дивизии просто их смела. Минимум две танкетки были захвачены немцами в более-менее рабочем состоянии. Они получили обозначение Pz.Kpfw.732 (j), подробности об их использовании противоречивые. В любом случае, даже в плане боевого применения танкетки Škoda проиграли продукции ČKD в пух и прах. С качеством у продукции из Пльзени дела обстояли крайне скверно.
Список источников:
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
- РГВА
- rotanazdar.cz
- www.valka.cz
- tanks-encyclopedia.com
- Фотоархив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tanketkapererostok-ot-shkody-60a24a9913b38951a0e34dfc