16
Юрий Пашолок. Танк-самец

Юрий Пашолок. Танк-самец

12 июня исполнилось 80 лет с того момента, как австралийские военные приняли решение о разработке собственного крейсерского танка. Причины такого решения лежали на поверхности. Дело в том, что к тому моменту все бронетанковые силы австралийцев состояли из… 14 танков. Причем до начала войны их и вовсе было 4. В 1939 году им на усиление прислали 10 Light Tank Mk.VI. И вот в таком составе австралийские бронетанковые силы находились вплоть до осени 1941 года. Между тем, на севере тихоокеанского ТВД находилась Япония, которая весьма недвусмысленно намекала о своих амбициях. Так что Австралии было от чего беспокоиться.

Нет, Австралия была не одинока в регионе. Самыми большими войсками в регионе на тот момент располагала Королевская Нидерландская Ост-индская армия (KNIL), но и у неё дела с танками обстояли не лучшим образом. В основном это были экспортные лёгкие танки Vickers-Carden-Loyd с пулемётным вооружением и лёгкие танки Marmon-Herrington, также оснащённые пулемётами. Что же касается метрополии, то там с танками у самих дела обстояли очень плохо, до доминиона не было от слова совсем. Вот как раз поэтому 12 июня 1940 года на совещании, где присутствовал премьер-министр Австралии Роберт Мензис и высшее руководство австралийской армии, и прозвучала мысль заказать 859 лёгких крейсерских танков 10-тонного класса. Их должны были изготовить к концу 1941 года. Тонкость момента заключалась в том, что на тот момент Генштаб ещё не имел спецификации на танк, который хотел получать в столь больших количествах, но дело было сделано. Программа разработки завертелась.

Надо сказать, что весовая категория в 10 тонн продержалась совсем недолго. Уже вскоре появилась масса 12 тонн, потом 15 тонн, а на совещании, состоявшемся 18 февраля 1941 года, прозвучала новая спецификация по танку. Боевая масса оценивалась в 20 т, вооружение состояло из 2-фунтовой пушки, 2-дюймового миномёта и двух пулемётов Vickers. Как ориентир теперь рассматривался Medium Tank M3. Одной из важных тем, поднятых на совещании, стала силовая установка. Для боевой машины требовался 400-сильный двигатель, способный разогнать её до 40 км/ч. Так начинались работы по AC I, более известному как Sentinel.

Надо сказать, что австралийцы поступили весьма мудро. Они не стали судорожно искать среди своих самородков нового Кристи, а запросили такого у англичан. 20 августа 1940 года Мензис обратился в английское Военное министерство с просьбой о помощи. В качестве эксперта англичане выделили полковника Уотсона, который позже и стал главным разработчиком нового танка. Ну а тот решил, что наиболее верным решением будет изучение опыта мирового танкостроения, и уже на этом основании делать что-то своё.

Сборка ходовой части AC I. У нее были американские и французские корни

Сборка ходовой части AC I. У нее были американские и французские корни

В октябре 1940 года Уотсон направился в США, где пробыл до конца года, изучая американское танкостроение вместе с австралийским инженером Аланом Чемберленом. Помимо получения важной информации о конструкциях различных танков, Уотсон аккумулировал данные о развитии танкостроения. Кроме того, он смотрел на то, что же сейчас делают американцы. А увидел он то, что там, с конца 1940 года, появилась тенденция к замене клепаных корпусов на литые. Собственно, для англичан это не было новостью, но для Австралии такой метод оказался очень подходящим. Благо с литьём проблем не было.

Заготовки литых корпусов AC I

Заготовки литых корпусов AC I

Еще одной целью визита было прощупывание темы силовых установок. У австралийцев подходящих моторов не было, а вот у американцев имелось, что посмотреть. Первой кандидатурой выступал радиальный дизельный мотор Guilberson, который тут же отпал, поскольку возникали проблемы с его поставкой. Второй кандидатурой являлась спарка дизельных моторов General Motors 6-71 (GM 6046). Наконец, в конце февраля 1941 года появилась третья кандидатура. Речь шла о 5,7-литровых двигателях Cadillac, которые ставились на люксовые автомобили 75-й серии. К 1941 году такой двигатель развивал мощность 150 л.с. Важным моментом было то, что этот мотор оказался наименее дефицитным. Естественно, одного двигателя было мало, так что единственным выходом оставалось использование на одном танке нескольких моторов. На AC I их поставили аж три штуки.

Своеобразный силовой блок, который вставлялся на AC I целиком

Своеобразный силовой блок, который вставлялся на AC I целиком

Весной 1941 года AC I (Australian Cruiser I) обрел очертания. Несмотря на большое влияние американских танков, Уотсон создал весьма оригинальную машину. В ней он постарался объединить лучшие решения в мировом танкостроении и при этом ориентировался, прежде всего, на возможности австралийской промышленности. По этой причине конструкция машины была довольно специфичной. Стоит напомнить, что танк должны были выпускать в больших объёмах. Согласно данным на январь 1941 года, потребности австралийской армии составляли 660 танков. Так что танк имел большой объём литых деталей, а в конструкции некоторых узлов явно виделись и французские корни. Неудивительно, ведь как раз французы очень преуспели в литых корпусах. Да и подвеска стала своеобразным гибридом американской подвески VVSS и «горизонтальной» подвески Hotchkiss H 35. Самое главное, что всё это не являлось большой проблемой для выпуска на австралийских предприятиях.

Линия сборки AC I на Chullora Railway Workshops в Чаллоре, пригороде Сиднея

Линия сборки AC I на Chullora Railway Workshops в Чаллоре, пригороде Сиднея

Выпуск AC I должен был стать результатом кооперации сразу нескольких предприятий. В случае с корпусным производством привлекалась сталелитейная компания Bradford & Kendall из Александрии, Сидней. Причем ее возможности оказались таковыми, что корпус орпус AC I представлял собой одну огромную отливку, к которой спереди стыковался трансмиссионный блок, а сзади и сверху – детали моторного отделения. Оставалось только приварить днище корпуса. В то время такого не делал больше никто. Цельнолитой была и башня. Элементы ходовой части, включая траки, изготавливала H.V. McKay Massey Harris Pty Ltd, занимавшаяся постройкой тракторов, а коробки передач выпускала Sonnerdale & Co (Сидней). В Сиднее располагался и завод, отвечавший за выпуск других элементов трансмиссии – Coote & Jorgensen. Общая сборка производилась на мощностях завода в Чаллоре, входившем в состав New South Wales Government Railways (NSWGR). Одним словом, еще до начала выпуска кооперация по машине была высокой.

Окончательная сборка танка

Окончательная сборка танка

К весне 1941 года боевая масса AC I оценивалась уже в 25 т, при этом толщина брони предполагалась порядка 60 мм, а также имелась тенденция к ее росту. Но танк при этом должен был развивать скорость 55 км/ч. В принципе, с 330-сильной силовой установкой не такие уж и несбыточные хотелки. Вот только смена требований имела и негативные последствия. Прежде всего, это касалось сроков. Первые тестовые корпуса AC I изготовили в сентябре 1941 года, а опытный образец и того позже – в январе 1942 года. Между тем, по планам первые танки ожидалось получить в ноябре 1941 года, а к 1 августа 1942 года ожидался выпуск 340 танков. Можно сказать, что австралийцам повезло, поскольку начались поставки Stuart I, тем не менее, программа AC I находилась в высоком приоритете.

Свежепостроенный AC I. Бронировка курсового пулемета на месте

Свежепостроенный AC I. Бронировка курсового пулемета на месте

Надо сказать, что по итогу у австралийцев получился вполне удачный танк. Масса пустой машины составляла около 26 т, а полная боевая масса – около 28 т. Несмотря на то, что по боевой массе австралийский крейсерский танк превзошёл Matilda, машина получилась вполне подвижной. На обычном режиме двигателя максимальная скорость составляла 38,4 км/ч, а на усиленном режиме (повышение максимальных оборотов двигателей с 3000 до 3600 об/мин) она вырастала до 46,4 км/ч. В результате AC I стал самым быстрым из средних танков, имевшихся в австралийской армии в годы Второй мировой. А еще у него была очень характерная бронировка курсового пулемета, интересно даже, кто ее утвердил. Собственно говоря, благодаря ей танк и знают.

Большая серия AC I не случилась по экономическим причинам

Большая серия AC I не случилась по экономическим причинам

Всего было изготовлено 65 танков данного типа, получивших серийные номера 8001-8065. Летом 1943 года выпуск свернули, поскольку уже имелось большое количество танков, прибывших из Англии и США. Тем не менее, AC I были вполне нормальными машинами. Тут уже в дело вступила экономика. Австралия не столь богата, чтобы тратить столько денег на танки. Так что «танк-самец» стал удачным опытом, но дальше учебных частей машины не пошли.

Статьи по AC I:

«Первый блин «Стражем»». Sentinel AC IV. Экспорт модели WoT для дальнейшего использования в статьях.

Неслучившийся австралийский зверобой: Sentinel AC4 Thunderbolt

Крейсерские танки Australian Cruiser Tank Mark 1 (AC1). Австралия

https://warspot.ru/14277-avstraliyskiy-chasovoy

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12932327.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account