Юрий Пашолок. Танк поддержки, обогнавший по выпуску главный немецкий средний танк
История Pz.Kpfw.IV Ausf.C, самого массового немецкого среднего танка на начало Второй мировой войны
Еще в годы Первой мировой войны французы стали ставить на свои танки короткоствольные орудия калибра 75 мм. Известное как 75 mm BS (Blockhaus Schneider), эта пушка имела невысокую начальную скорость, но зато обладала внушительной мощью осколочно-фугасного снаряда. Частичным развитием этой идеи стали английские танки поддержки на базе Medium Tank Mk.I и Mk.II. Появились они вынужденно, поскольку, с какого-то бодуна, английские военные решили держать в боекомплекте 3-фунтовой (47-мм) пушки только бронебойные снаряды. Это к вопросу «танки с танками не воюют» — 3-фунтовка была чисто противотанковым орудием. Тут можно только пожать плечами, поскольку даже в самом простом исполнении осколочный снаряд 3-фунтовки имел 200 с лишним грамм тротила. В довесок к этим дыроколам и строили варианты CS, которые оснащались 3,7-дюймовыми (94-мм) гаубицами. Идея прижилась, и в начале 30-х годов появилась мода на «артиллерийские» танки.
Поразила эта мода и немцев. Вообще-то изначально у них планировался средний танк A.W.20, он же Großtraktor, вооруженный 75-мм пушкой с длиной ствола 20 калибров. Так сложилось, что танк этот не получился, а последовавший за ним Nb.Fz. получил 75-мм пушку с длиной ствола 24 калибра. Надо сказать, что не такое уж оно и было короткоствольным. Пробитие у орудия получилось лишь чуть меньше 37-мм пушки. Тем не менее, к 1934 году немцы решили, что им тоже нужен «артиллерийский» танк. Причина прозаичная: к тому времени у немцев образовалось уже два средних танка. Первый, Z.W., оснащался 37-мм пушкой, а второй, получивший обозначение B.W., получил ту самую 75-мм пушку. Изначально Z.W. имел боевую массу 10-12 тонн, но уже на этапе опытного образца приблизился к 14-15 тоннам. B.W. же, изначально создававшийся Rheinmetall-Borsig, имел массу 17 тонн. Она была примерно такой и у принятого в работу образца, правда, его создал Krupp. Инициатива концерна, изначально создававшего только башню и подбашенную коробку, привела к созданию удачной боевой машины.
Вторая половина 30-х годов была сложной для многих танкостроительных держав, включая Германию. Так получилось, что средних танков было два, причем 6-й отдел Департамента Вооружений старательно тянул ту машину, которая не получилась. Z.W., он же Pz.Kpfw.III, неоднократно дорабатывался, но даже к 1938 году каменный цветок всё не выходил. На этом фоне танк поддержки B.W., он же Pz.Kpfw.IV, развивался на удивление успешно. Мало того, что Krupp умудрился вписаться в проектную боевую массу, так еще и первая же версия танка получилась совсем даже не учебной. Далее, с мая по октябрь 1938 года, было сдано 42 танка второй серии (2.Serie/B.W.), более известного как Pz.Kpfw.IV Ausf.B. Дальше больше: так сложилось, что первый Pz.Kpfw.III крупной серии мало того, что запоздал с выпуском, так еще и уступил по объему третьей серии B.W.. Известная как Pz.Kpfw.IV Ausf.C, эта машина стала самым массовым средним немецким танком на начало Второй мировой войны.
Комичность ситуации в том, что первый из B.W., чей тираж превысил 100 штук, изначально выпускать не планировали. Весной 1937 года вовсю шла работа по разработке Z.W.38, «гоночного» варианта Pz.Kpfw.III с торсионной подвеской и 10-скоростной полуавтоматической КПП. На этом фоне Генрих Книпкамп, который подмял под себя в 6-м отделе Департамента Вооружений разработку новых гусеничных шасси, заранее похоронил B.W.. В мае 1937 года он уже намекнул, что Pz.Kpfw.IV Ausf.B станет последней серийной версией танка. Дальше предполагалось сделать танк поддержки в виде башни Pz.Kpfw.IV на шасси Z.W.38. Об этих планах Книпкамп прямым текстом сообщил Krupp 1 июня 1937 года. Но очень скоро его ждало разочарование. В Управлении Вооружений всё прекрасно видели, особенно то, что раньше апреля 1938 года опытное шасси Z.W. 38 не видать. Поэтому 21 июня 1937 года Krupp получил другую вводную, от инстанции повыше Книпкампа. Сразу после выпуска 2.Serie/B.W. немедленно запускалась в работу еще одна серия танка поддержки, куда более массового.
Официально контракт на выпуск 3.Serie/B.W. был оформлен в октябре 1937 года. В отличие от предшественника, этот танк не предполагал каких-то серьёзных изменений. Предполагалось, что после сдачи 3-й серии выпуск Pz.Kpfw.IV прекратится, ведь во второй половине 1938 года уже ожидались первые серийные Z.W.38. Пока же шли работы, требовалось допечатать еще B.W., в количестве 140 штук. Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp по танкостроению, явно широко улыбнулся по поводу этих планов. В мае 1938 года выяснилось, что у Z.W.38 «всё очень плохо», поэтому Krupp лишний раз пнул Книпкампа по поводу его влажных фантазий о «едином» танке. Единое шасси ушло в небытие, это была первая, но далеко не последняя попытка «прикопать» Pz.Kpfw.IV. Эту бы энергию, да в мирные цели. Еще весной 1938 года было понятно, что Pz.Kpfw.IV получился, даже первая серия (Pz.Kpfw.IV Ausf.A) выглядела откровенно лучше Z.W. Особенно это касалось надежности машины и удобства работы в отделении управления. Но Книпкамп предпочел жрать кактус, ибо он свой.
Несмотря на то, что о факту речь шла о «допечатке» 2.Serie/B.W., по мере подготовки к производству 3.Serie/B.W. вносились улучшения. Связано это было с отзывами из войск о самой первой версии танка. Первым таким изменением стала установка спаренного пулемета в башне. Как выяснилось, защита пулемета получилась недостаточной. Поэтому в феврале 1938 года появилась бронировка спаренного пулемета, с воздуховодом сверху для охлаждения. В связи с ее установкой изменилось ограждение , которое ставилось под подвижной бронировкой для отвода антенны при повороте башни.
Больше изменений претерпело шасси танка. Для начала, в днище танка, под местом стрелка-радиста, появился эвакуационный люк. В апреле 1938 года, по опыту эксплуатации Pz.Kpfw.IV Ausf.A, ввели козырек над смотровым прибором механика-водителя. Он был нужен для того, чтобы осадки не попадали в щели смотрового прибора. Переделке подверглись замки надмоторной плиты, хотя более интересным изменением стало содержимое моторного отделения. В танк стал ставиться модернизированный мотор Maybach HL 120 TRM.
Часть изменений, впрочем, появилось не сразу. Дело в том, что Harkort & Eicken GmbH и Eisen-und Hüttenwerke AG завалили выпуск корпусов для 2.Serie/B.W., зато были готовы корпуса 80301–80330 для 3.Serie/B.W.. В результате 30 танков версии Ausf.B получили корпуса Ausf.C и наоборот. Кроме того, первые 40 танков получили моторы Maybach HL 120 TR. В принципе, ничего страшного не случилось, но некоторое разнообразие во внешний вид было внесено. Выпуск новой версии начался в октябре 1938 года, при этом особо на Grusonwerk не торопились. После некоторого роста объема выпуска в первом квартале 1939 года далее он снизился до 10-11 танков в месяц. Впрочем, даже с такими темпами заказ выполнили менее чем за год. Всего сдали 134 танка с серийными номерами шасси 80301-80434, последние 10 штук сдали в августе 1939 года. Еще 6 шасси, с номерами 80435-80440, пошли на изготовление мостоукладчиков. Позже минимум 3 мостоукладчика позже переделали обратно в танки, с использованием элементов от Pz.Kpfw.IV Ausf.E.
Может показаться, что темп выпуска Pz.Kpfw.IV очень низкий, но нет. Во-первых, танк поддержки не был приоритетным с точки зрения производства, сколько заказали, столько и выпустили. Во-вторых, всё познается в сравнении. За период с января по август 1939 года было сдано 92 Pz.Kpfw.IV и 61 Pz.Kpfw.III, включая 12 командирских танков Pz.Bef.Wg. И это при том, что за 1939 год должны были сдать 759 Pz.Kpfw.III. Чудо-шасси Книпкампа оказалось настолько кривым, что с ним поругались уже не только на Krupp, но еще и Daimler-Benz. «Агенту Генриху» всё сошло с рук, а немецкой армии пришлось вступать в войну с чудовищным недобором по средним танком. Повезло в том, что у противников во средними танками дела обстояли еще хуже. У поляков их не было вовсе, а англичане с французами имели в этом направлении массу проблем.
По итогам на начало операции «Вайс» самым массовым немецким средним танком внезапно оказался тот самый 3.Serie/B.W., который герру Книпкампу весной 1937 года был не нужен. В боевых частях находилось 197 Pz.Kpfw.IV, из них больше половины — это Pz.Kpfw.IV Ausf.C. Для сравнения, всех Pz.Kpfw.III имелось 87 штук, из них около половины — Pz.Kpfw.III Ausf.E, тот самый Z.W.38. При этом боевое применение Pz.Kpfw.III, что самых первых версий, что Z.W.38, несколько напоминало сеанс мазохизма. У ранних машин имелись проблемы с ходовой частью, у поздних ездить со скоростью больше 40 км/ч было чревато, плюс имелись проблемы с коробками передач. У Pz.Kpfw.IV такие проблемы встречались куда реже.
Естественно, Pz.Kpfw.IV состоял далеко не из одних достоинств. Наиболее критичным моментом оказалась броневая защита. Даже 30 мм лба корпуса и башни оказалось недостаточно для защиты от противотанковой артиллерии. Вместе с тем, общие результаты применения оказались крайне интересными. Безвозвратно потеряли 19 танков, что меньше, чем Pz.Kpfw.III (26 штук). При этом Pz.Kpfw.IV признали лучшим, что имелось в немецкой армии. Танк оказался крайне полезным с точки зрения поддержки пехоты и механизированных соединений.
Самое интересное заключалось в том, что очень похожие результаты были получены и в ходе боев мая-июня 1940 года во Франции. Статус самого массового среднего танка Pz.Kpfw.IV уже потерял, да и безвозвратные потери оказались высокими — 97 штук из 279 имевшихся машин на 10 мая 1940 года. Тем не менее, даже в таких условиях лучшим танком назвали именно Pz.Kpfw.IV. Причем это заметили не только немцы. Американские военные внимательно анализировали происходившее во Франции, и уже к концу мая 1940 года сделали для себя выводы. В результате вместо Medium Tank M2A1, который был ближе скорее к Pz.Kpfw.III, появился Medium Tank M3, с 75-мм пушкой. А вот немецкое командование, похоже, ничего не поняло. Особенно в 6-м отделе Департамента Вооружений.
За счет потерь число Pz.Kpfw.IV Ausf.C постепенно снижалось. Тем не менее, эти танки массово применялись в кампании весны 1941 года на Балканах, а также летом-осенью 1941 года на советско-германском фронте. К тому моменту машины частично прошли модернизацию. Некоторые из них получили дополнительный броневой лист толщиной 30 мм в лобовой части корпуса. Защита локальная, лоб башни и подбашенная коробка остались толщиной 30 мм. Можно сказать, что появление в феврале 1941 года дополнительных броневых листов стало идеей интересной, но почти бесполезной.
Оставшиеся в живых танки данного типа к 1942 году перешли в статус учебных машин. Лимит по нагрузке шасси не позволил их переделывать, как Pz.Kpfw.IV Ausf.D-F. Они не получали ни более существенное допбронирование, ни более мощное орудие. В этом не имелось смысла. Хотя повоевать им всё же пришлось. Единичные танки воевали летом 1944 года в Нормандии. Оказались они в составе 21-й танковой дивизии, знаменитой своим «монстрятником». По итогам ни одного танка данного типа до наших дней не дожило. Несмотря на такой финал, можно сказать, что машина получилась удачной. По состоянию на начало войны это был лучший немецкий танк. К счастью, дрязги в Департаменте Вооружений не позволили открыть газа на простую истину.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
- eBay
-