История Pz.Kpfw.IV Ausf.D, первой версии танка, запущенной после начала Второй мировой войны
Такое понятие, как танк поддержки, первыми ввели англичане. Первенцем стал Medium Tank Mk.I CS, оснащенный 3,7-дюймовой (94-мм) гаубицей. Если обычный танк использовал свою 3-фунтовую (47-мм) пушку исключительно для борьбы с вражескими танками, машина с гаубицей применялась как средство усиления. По танкам такая гаубица не работала. Такая схема прижилась в несколько измененном виде: в Советском Союзе и в Германии предпочли короткоствольные пушки калибра 75-76 мм. Они были, можно сказать, полууниверсальными, то есть могли работать и по легкобронированным целям, и по легким полевым укреплениям. Именно такое орудие было решено ставить на A.W.20, первый немецкий танк межвоенного периода. Тогда он еще не являлся танком поддержки, а выполнял роль среднего танка. Впрочем, Großtraktor, так этот танк более известен, получился неудачным. Это же можно сказать и по поводу Nb.Fz., который появился вслед за ним.
К началу 1934 года в немецком танкостроении наметилась новая тенденция. Теперь средних танков стало два. Один, Z.W. (Zugführerwagen — машина командира взвода) являлся типичным средним танком с 37-мм пушкой. А вместо Nb.Fz. появился танк поддержки — B.W. (Begleitwagen). Изначально его разработкой занимался Rheinmetall-Borsig, как условно победивший в конкурсе Großtraktor, а далее строивший Nb.Fz.. Концерн Krupp отводилась роль смежника, который строил башню. Но далее Krupp удалось уговорить 6-й отдел Департамента Вооружений дать им возможность построить свой B.W.. Так из башни родился танк, известный как Pz.Kpfw.IV. Шасси Krupp оказалось более удачным, и даже на старте производства танка ситуация оказалась явно лучше, чем у Z.W., с которым мучились несколько лет, прежде чем довели до кондиции.
По планам, Pz.Kpfw.IV должен был оставаться «нишевым» танком поддержки, причем летом 1937 года был предпринята первая попытка его убрать. Нельзя сказать, что идея была плохая, всё-таки два почти одинаковых средних танка, выпускавшихся одновременно — это нонсенс. Другое дело, что в 6-м отделе Департамента Вооружений даже не допускали мысли о том, что шасси Pz.Kpfw.IV получилось лучше. Поэтому происходили вполне ожидаемые события. Пока Daimler-Benz, а затем и другие заводы корячились с Pz.Kpfw.III, завод Grusonwerk спокойно выпускал Pz.Kpfw.IV. Постепенно объемы заказов росли. Вслед за 3-й серией танка (Pz.Kpfw.IV Ausf.C) 7 июля 1938 года был подписан контракт на выпуск 200 танков 4.Serie/B.W.. В октябре СС заказала еще 48 танков, получивших обозначение 5.Serie/B.W., впрочем, эти машины известны под одним индексом — Pz.Kpfw.IV Ausf.D.
Еще в начале 1938 года началось обсуждение того, каким будет танк поддержки четвертой производственной серии. 18 января в письме Krupp упомянули возвращение установки курсового пулемета. На Pz.Kpfw.IV Ausf.B-C ее убрали, параллельно спрямив лобовой лист подбашенной коробки. Сама по себе идея замены пулеметной установки на пистолетный порт выглядела откровенно дурной. Поэтому новость о возвращении установки стала логичной. Ставить предполагалось Kugelblende 30, шаровую установку, которую запланировали для Z.W.38. Но наверху не могли без экспериментов: вскоре было решено, что возвращение пулеметной установки будет сопровождаться возвращением «ломаной» лобовой части подбашенной коробки. Лобовой лист перед стрелком-радистом снова чуть «уезжал» назад, при этом он уже состоял из двух частей, которые сваривались в шип. Такое решение не только усложняло производство подбашенных коробок, но и ослабляло броню в самом ответственном месте.
10 марта 1938 года состоялось совещание, посвященное дальнейшему усилению броневой защиты. Началось всё еще с Pz.Kpfw.IV Ausf.B, на котором толщину лба корпуса и башни увеличили до 30 мм. Теперь речь шла о том, чтобы увеличить до 30 мм борта корпуса и башни, а корму — до 25 мм. Впрочем, в случае с 4.Serie/B.W. толщину брони решили увеличивать постепенно. В ходе обсуждения усиления броневой защиты, состоявшемся 12 апреля 1938 года, было решено увеличивать толщину кормовых и бортовых листов с 14,5 до 20 мм. Основная причина тому — опасения насчет надежности ходовой части. Даже лишние 6,5 мм брони потянули на 1256 кг дополнительной массы. А это уже 20 тонн боевой массы. Как показали дальнейшие события, 20 мм брони оказалось недостаточно, с другой стороны, и 30 мм тоже было маловато. То есть с точки зрения эволюционного пути развития полумера оказалась скорее правильным решением. Для повышения жесткости днища его толщину также повысили — до 8 мм.
Чем дальше шли работы по 4.Serie/B.W., тем больше появлялось отличий от предшествующей машины. Меньше всего изменилась ходовая часть, ввели лишь новый трак с увеличенным гребнем, оставшийся в габаритах предыдущей конструкции. Совсем иначе развивалась ситуация с ванной корпуса. Простым увеличением толщины брони дело не обошлось, потребовалось ванну. Например, появились новые лючки в районе поддерживающих катков, клепаных соединений стало меньше, а количество ограничителей хода подвески было увеличено до пяти на борт. Также переделке подверглась надмоторная плита, в частности, переделали боковые воздуховоды. В связи с увеличением толщины бортов заменили боковые смотровые приборы подбашенной коробки. Ввели их с Z.W.38.
Заменили боковые смотровые приборы и на башне, включая и боковые люки. Впрочем, более существенной оказалась переделка орудийной установки. Проанализировав ее конструкцию, немецкие военные внезапно для себя обнаружили, что она уязвима не то, что для снарядов, а для пуль и осколков. Поэтому началась работа над переделанной орудийной установкой. Принципиально новой она не была, основная разница заключалась в конструкции подвижной и неподвижной бронировок. Новая конструкция отличалась тем, что орудийный щит находился снаружи, а не внутри. Таким образом, теперь шальной осколок не мог заклинить орудийную установку. Вроде бы как всё очевидно, но на Pz.Kpfw.III старая конструкция с внутренней бронировкой орудийной маски прожила аж до лета 1940 года.
Даже после того, как Krupp смог отбить первую атаку на B.W., в 6-м отделе Департамента Вооружений не оставили мысли о едином среднем танке. Поэтому ни о каком расширении производства Pz.Kpfw.III не было и речи аж до 1941 года. И это при том, что с Z.W.38 дела поначалу обстояли очень плохо. В результате Grusonwerk выпускал танки в полном одиночестве. К слову, именно с Pz.Kpfw.IV Ausf.D танк получил сквозной индекс Sd.Kfz.161. 4-я серия получила номера шасси 80501-80700, а 5-я, которая для СС — 80701-80748. В связи с переходом на новую версию танка случился небольшой затык про выпуску, поэтому первые Pz.Kpfw.IV Ausf.D сдали в октябре 1939 года, причем сразу 20 штук (по факту это сентябрь+октябрь). Дальше выпуск, конечно, стал расти, но очень скромно. С января 1940 года он достиг отметки 20 штук, но до конца первого полугодия не достиг даже отметки в 25 штук за месяц. Лишь в октябре 1940 года, когда Pz.Kpfw.IV Ausf.D выпускался последний месяц, ежемесячная отметка достигла 30 штук.
Из 248 Pz.Kpfw.IV Ausf.D обеих серий именно танками была 231 машина (изначально), оставшиеся построили как мостоукладчики, подвозчики боеприпасов и тестовые шасси. При этом машина постепенно начала дорабатываться. Первым изменением стал ввод конвойных фар Notek, случилось это в феврале 1940 года. Далее их стали ставить на ранее выпущенные машины. Более существенное изменение стало маячить к декабря 1939 года. После кампании во Франции стало ясно, что лба толщиной 30 мм маловато. По этой причине 18 декабря 1939 года проинформировал Krupp, что последние 68 танков будут имел толщину лба корпуса 50 мм. Подбашенная коробка так и осталась толщиной 30 мм. Примерно в это же время появилась идея о том, что выпущенные ранее танки надо экранировать. По планам, суммарная толщина лба корпуса и подбашенной коробки достигала 30+30 мм, а бортов корпуса и подбашенной коробки 20+20 мм. Естественно, это подняло боевую массу — до 22 тонн.
Как это часто бывало у немцев, планы и реальность слегка так не стыковались. Во Францию машины поехали со безо всяких экранов, от чего часто страдали. Только в июне 1940 года экраны начали готовить к установке, а началась она с июля месяца. Также с июня 1940 года начался переход от пулеметных коробов дискового типа к коробчатым конструкциям с лентой на 150 патронов. Последние 68 танков, как и предполагалось, имели ванны с толщиной лба 50 мм. Впрочем, часть из них получились в конфигурации, которую можно спутать с Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Дело в том, что как раз к моменту сдачи последних танков случился производственный затык по одним подбашенным коробкам, а готовы были другие. Сколько таких танков-кентавров получилось, неизвестно. Дополнительно, уже в 1941 году, обратно в обычные танки переделали ранее выпущенные мостоукладчики. Также стоит упомянуть тот факт, что 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D построили в варианте Tauchpanzer, оборудованных системой подводного хождения.
К 1 мая 1940 года было сдано 87 танков данного типа, если исключить те шасси, которые пошли на постройку спецмашин. Подавляющее большинство этих танков успело попасть в части, которые принимали участие в плане «Гельб» (наступление во Франции). Это сделало Ausf.D вторым по массовости танком данного типа, который воевал во Франции. С точки зрения эффективности какой-то разницы между ним и Ausf.B-C не имелось, проблемы примерно те же самые. Включая и «летающие башни», боекомплект, расположенный по периметру боевого отделения, детонировал с завидной регулярностью. Потери у Pz.Kpfw.IV оказались высокими: из 279 танков безвозвратно потеряли 97 штук.
Вместе с тем, ситуация с кампанией в Польше повторилась: немецкие части считали «четверки» едва ли не лучшими танками, которые имелись на вооружении. По бронепробитию, особенно с близких дистанций, 3,7 cm KwK и 7,5 cm KwK были очень близки, а вот по другим параметрам можно только улыбнуться. Даже у появившегося позже 3,7 cm Sprg.40 масса взрывчатого вещества составляла всего 44 грамма, а базовый осколочный снаряд 3,7 cm Sprg.18 нес 26 грамм ВВ. Штатный осколочно-фугасный снаряд 7,5 cm Sprgr.Patr. 34 нес на борту 680 грамм либо аммонола, либо тротила. С учетом того, что больше приходилось вести огонь не по танкам, выбор пехоты очевиден.
В начале 1941 года Pz.Kpfw.IV Ausf.D стали дорабатывать под условия работы в Северной Африке. Это срочно понадобилось после того, как стал формироваться Африканский Корпус. Всего, на начальном этапе, доработали 30 таких танков. Помимо улучшения вентиляции моторного отделения, такие танки легко отличить по забашенным ящикам. Известны они как Rommelkiste, или «ящики Роммела».
С марта 1941 года эти ящики стали штатными для Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, но к началу операции «Барбаросса» их несли не все танки. К июню 1941 года появилась также возможность подцеплять прицепы с дополнительным запасом топлива, но они использовались крайне ограниченно.
На начало боёв в Советском Союзе Pz.Kpfw.IV Ausf.D, наряду с Ausf.E, были самыми массовыми «четверками». Тогда же у них случился пик боевого применения. Впрочем, бои в Советском Союзе оказались куда сложнее Франции. Если в июне 1941 года безвозвратные потери Pz.Kpfw.IV составляли всего 15 танков, то в июле потеряли 109 штук, а в августе — 68. А всего из 441 Pz.Kpfw.IV на начало операции «Барбаросса» потеряли 348 штук. Естественно, не все из них были Ausf.D, но к началу 1942 года машины эти стали уже редкостью. Примерно к этому моменту легализовали, наконец, применение кумулятивных снарядов Gr.Patr. 38 HL, но в основном ими воспользовались Pz.Kpfw.IV Ausf.F.
В июле 1942 года была дана команда на установку в выжившие танки 75-мм пушек KwK 40 L/43. Сколько их перевооружили, неизвестно, но на фронт они явно не попали. Также несколько танков получило разнесенную броню (Vorpanzer) в лобовой части башни. Встречается такая броня на танках дивизии «Великая Германия» (Großdeutschland). Вроде как они даже повоевали. Что же касается «длинноствольных» Ausf.D, то они служили в NSKK (Nationalsozialistisches Kraftfahrkorp, национал-социалистический механизированный корпус), где выступали учебными машинами. Эти танки, с мая 1943 года, стали получать бортовые экраны. Несмотря на учебный статус, в конце войны им всё же довелось понюхать пороху.
В общей сложности до наших дней дожило 3 Pz.Kpfw.IV. Один из них, находящийся в США, является трофеем из Северной Африки, машина имеет типовой комплект дополнительной брони. Второй танк — бывший Pz.Kpfw.IV из состава NSKK, с полным комплектом улучшений. Поэтому его иногда также называют Pz.Kpfw.IV Ausd.D/H. Еще один танк восстановлен в Австралийском Музее Танков и Артиллерии. В общем и целом танк получился вполне удачным, особенно с учетом того, что это узкоспециализированная боевая машина. Неспроста немцы «четверку» хвалили. По счастью, 6-й отдел Департамента Вооружений так старательно пытался «допилить» Pz.Kpfw.III, что пропустил более удачную боевую платформу. Причем это непонимание продолжалось аж до второй половины 1942 года.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1997
- PzKpfw IV and its Variants 1935–1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011
- Фотоархив автора
- eBay
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tank-podderjki-blickriga-6225dd7e70765a7bf48d2e60?&