Если всего лет 20 назад увидеть движущуюся бронетанковую технику времен Второй мировой войны было большой удачей, сейчас с этим чуть попроще. Благодаря работе реставраторов поголовье танков и самоходных артиллерийских установок заметно увеличилось. В России их число если не удвоилось, то очень близко к тому. Из них значительная часть восстановлена до ходового состояния.
Идеальным, конечно, является восстановление до полностью оригинального состояния, как снаружи, так и внутри. Но такое получается далеко не всегда. Дело обычно не в том, что реставраторам лениво. Главная проблема заключается в том, что на складах родные моторы, коробки передач и прочее не лежат. Даже настоящие моторы для Т-34 (В-2 военного выпуска) уже давно исчезли. Теперь они сами музейные экспонаты, причем редкие. Обычно там стоят послевоенные моторы.
Всё это приводит к тому, что основная часть восстановленных танков имеют либо совсем неродные агрегаты, либо частично неродные. Особой драмы в этом нет. Безусловно, с исторической точки зрения лучше иметь полностью комплектную машину. Вот только 99% не поймет, что за мотор внутри, и не увидит интерьер. Кроме того, у танка с родными агрегатами есть определенные ограничения на эксплуатацию. Его банально жалко катать, поскольку танк — это машина, работающая на пределах возможностей агрегатов. Поэтому целый ряд музеев лишний раз танки не запускает.
ссылка на видео на яндекс-дзене — https://dzen.ru/video/watch/64154c43e9636d03f8ef2fc5
Особый случай — это танки, восстановленные из кусков. В них изначально вообще нет агрегатов. Конечно, хватает случаев, когда и такие танки полностью «набивают» родными агрегатами, но это редкость. Обычно внутри изначально предполагается использование современных моторов и трансмиссии. Ничего зазорного в этом нет, особенно когда боевая машина восстанавливается для использования в различных мероприятиях. Такой подход, например, в Музее Техники Вадима Задорожного. Снаружи вполне аутентичный танк или САУ, для киносъемок, парадов и других мероприятий этого вполне достаточно.
Одним из часто использующихся экспонатов Музея Техники Вадима Задорожного является легкий танк Т-70Б. Восстановлен он из фрагментов, внутри современные агрегаты. Это позволяет его использовать на полную катушку. За плечами этого танка десятки различных мероприятий, включая парады. Иногда он используется и подобным образом. К слову, Light Tank M3A1, который он тащит на буксире, вполне комплектный и укомплектован родными деталями. Но особенность запуска M3A1 такова, что он может полыхнуть (неудачная конструкция выпускной системы, где скапливается масло и топливо). Не сгорит, но вид горящего танка — не самая жизнерадостная картина. Поэтому лучше на буксире.
источник:
- текст — https://yuripasholok.livejournal.com/14160793.html
- ссылка на видео — https://dzen.ru/video/watch/64154c43e9636d03f8ef2fc5