Юрий Пашолок. Супертанк от американских физиков
Проект 136-тонного американского сверхтяжелого танка, предложенного в июне 1945 года лабораторией медицинских исследований бронетанковых войск.
К началу Второй мировой войны работы по разработке американских танков шли под колпаком Департамента Вооружений. В 1942 году был образован Танково-автомобильный Центр (Tank-automotive Center, ныне TARDEC), который возглавил Джозеф Колби, один из ключевых людей в американской танковой программе. Эта структура фактически монополизировала американское танкостроение. Даже если работы шли вне стен центра, всё равно компания-разработчик активно сотрудничала с данной структурой. Это хорошо видно на примере Light Tank M22, который хоть и разрабатывался Marmon-Herrington, но по сути там использованы наработки Танково-автомобильного Центра. Там действовали в соответствии с тем, что создавалась концепция шасси, которую переносили на машины всех классов. Первой ласточкой можно назвать Heavy Tank T1, который, в отличие от более ранних разработок, имел трансмиссию сзади. Следующим шагом стало создание Medium Tank T20, на котором обкатали идею не просто кормового расположения трансмиссии, но и создание силового блока, то есть объединения мотора и части трансмиссии в единый блок, который можно было вынимать целиком из танка. Параллельно доводилась и разработанная еще в первой половине 30-х годов схема шасси Гарри Нокса. Прежде всего, она доводилась до ума на боевых машинах легкого типа. Наиболее удачные идеи, например, торсионная подвеска, далее распространялись на оба шасси.
Отчасти такое решение имело успех, поскольку результатом всего происходящего стало создание Heavy Tank T26E3, он же Medium Tank M26. Другое дело, что эти же шаблонные решения имели и обратную сторону. Будем откровенными, T26E3 приняли на вооружение в ситуации, когда он стал более надежным, нежели его предшественники. Но при этом шасси находилось, что называется, на грани. Тем не менее, по поводу этого шасси у Департамента Вооружений имелся большой оптимизм. По крайней мере, все проекты тяжелых танков, которые создавались в тот момент, имели то же шасси, что и T26E3. Разница была в количестве катков, отчасти в моторе, но общая идея была шаблонная. Вместе с тем, в командовании AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные войска) догадывались, что ситуация развивается как-то не так. Дело в том, что имевшиеся танки явно отставали от немецких и по броневой защите, и по вооружению. Особенно американцев впечатлил немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Впервые с ним познакомились еще в конце июля 1944 года, после чего, в спешном порядке, началась разработка целой серии тяжелых танков (T26E4, M6A2E1, T29 и T30). Далее было контрнаступление в Арденнах, где американским военным пришлось столкнуться с этим танками лицом к лицу. Посему в AGF решили запустить программу разработки концепции вооружения нового поколения, в числе перспективных разработок оказались и танки.
В данном случае интересно, кому именно выдали заниматься созданием концепции новых видов вооружения и военной техники, которую американская армия ждала после окончания войны. Таковой структурой оказалась, внезапно, лаборатория медицинских исследований бронетанковых войск, Форт-Нокс, штат Кентукки. А возглавил ее подполковник Фредерик С. Бреккет, который к танкостроению относился постольку поскольку. Нет, он сидел в Форт-Нокс не просто так, но сложно предположить, что физик и спектроскопист по профессии вдруг станет мега-специалистом по танкостроению. Скорее в AGF решили, что Совет Армейских Сухопутных Войск по рассмотрению вооружений станет чем-то вроде супер-компьютера, в который загрузят данные по текущим разработкам и он выдаст ответ. Начало работы комиссии Бреккета пришлось на 2 января 1945 года, а отчет был подготовлен 20 июня 1945 года. Итогом стал большой доклад, который охватывал самые разные вопросы вооружения и военной техники. Надо сказать, что получившийся результат оказался не столь уж и страшным, как это может показаться. Часть из тех выводов, которые сделала комиссия, были вполне здравыми. Например, концепция легкого танка дальше эволюционировала в Light Tank T37, да и средний танк (если не смотреть на данные по броневой защите и массу) выглядел не так плохо. БТР так и вовсе был прогрессивным, идея с опускающейся задней аппарелью дальше ушла на реальные машины. Но запомнилась работа этой комиссии другим. А именно проектом «супер-танка», так он назывался в отчете. И разработал его концепт лично Бреккет.
Глядя на это чудо инженерной мысли, можно подумать, что создавался он как ответ E-100 или Pz.Kpfw.Maus. Но на самом деле «супер-танк» родился до того, как американцы получили данные по немецким сверхтяжелым танкам. Так что данная боевая машина была скорее альтернативой Super-Heavy Tank T28. При всём безумии идеи Бреккета она выглядела более вменяемой, с боевой точки зрения, нежели T28. Это был скорее концепт, нежели полноценный проект, тем не менее, некоторые данные имелись. Боевая масса оценивалась в 136 тонн (150 коротких тонн), при этом броневая защита предполагалась «наиболее крепкой, какая возможна». Тут можно прикинуть данные по концепту тяжелого танка, боевой массой 68 тонн. У него толщина лба корпуса и башни составляла 267 мм, а бортов 102 мм. Необычность танка была в том, что он имел сочлененную конструкцию. Бреккет понимал, что при такой массе встанет вопрос о том, как такую штуку перевозить по железной дороге, посему она и имела сочлененную конструкцию шасси. В каждой из секций имелась своя силовая установка. Про мотор данных не давалось, но выбор был небольшой — либо 500-сильный Ford GAF, либо 770-сильный Ford GAC. То есть удельная мощность от 7,35 до 11,3 л.с. на тонну. Искать сложных путей по ходовой части Бреккет не стал, так что снова видим Heavy Tank T26E3 с торсионной подвеской в качестве основы. Про удельное давление автор проекта явно был в курсе, так что тут траки явно шире «исходника».
Не было слишком много фантазий и с точки зрения вооружения. Конечно, установка пулеметной башенки на месте сочленения — это волюнтаризм, но есть подозрение, что эта установка была дистанционно управляемой. По крайней мере, к 1945 году над такими уже работали и они уже серийно использовались в авиации. В нашем случае более интересно вооружение и башня. Явно видно, что Бреккет не занимался бурными фантазиями, предложенная им конструкция здорово напоминало то, что в текущий временной период создавали американские военные. Установка вооружения, как и само вооружение, передавали общий привет Heavy Tank M6A2E1 и T29, они явно взяты оттуда. В качестве вооружения использовалась 105-мм пушка T5E1, но сам автор писал, что «как минимум 105 мм». Да и в целом Бреккет просто оттранслировал тогдашнее мнение Департамента Вооружений о том, что надо делать «дыроколы». Также предполагалось использование механизированной системы заряжания орудия, с возможностью выбора двух типов боеприпасов. Она была позаимствована с Medium Tank T22E1, и там применялось питание из двух магазинов с разными типами выстрелов. Данная система вполне работала, так что адаптировать ее под более мощное орудие вполне имелась возможность. На это намекает и огромный диаметр башенного погона, существенно больший, чем у Heavy Tank T29. Таковой делался однозначно под механизированную укладку. Также предполагалась стабилизация орудия в вертикальной и горизонтальной плоскости. Тоже никаких фантазий, вертикальный стабилизатор появился еще в 1942 году на серийных танках.
Чем-то всё происходящее напоминало танк P.1000 Эдварда Гроте. Вроде безумие, а если вглядеться, что видно, что Бреккет загрузил себе в голову данные по перспективным танковым разработкам и выдал результат, который, на практике, был не столь и безумен. Самое же главное, что эта машина, при всём ее техническом безумии, была более вменяемой, нежели упомянутый T28. Здесь была вращающаяся башня, заведомо большая удельная мощность, да и подвижность явно была бы выше. Впрочем, «супер-танк» стал, вполне логично, первой жертвой Совета Военного Департамента по рассмотрению вооружений. Возглавляемая генералом армии Джозефом Стилуэллом комиссия вполне справедливо посчитала, что такой сон разума американской армии не нужен. Но, как уже было сказано выше, часть идей структуры AGF вполне была утверждена, с некоторыми концептуальными изменениями, но тем не менее. Ну а супер-танк оказался попросту не нужен. Больше того, как выяснилось позже, 105-мм орудие T5E1 на заявленных дистанциях верхнюю лобовую деталь Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B не пробивала.
В заключение стоит отметить, что 10 лет спустя концепция сочлененного танка Бреккет вернулась. У американцев началась программа ASTRON, вообще отдельная тема, на фоне которой идеи лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск выглядят крайне бледно. Там вообще была такая лютая наркомания, что мало не покажется. Так вот, в мае 1955 года Continental Motor Corporation представила своё видение танка. Назывался он Hen and Chick, двухзвенный танк с боевым отделением посередине. При боевой массе 40800 кг длина корпуса (корпусов) составлял чуть больше 10 метров. При этом каждая половинка была независимой, то есть могла быть отдельным танком или иной боевой машиной. Данная боевая машина так сильно напоминала супер-танк Бреккета, что его некоторые личности записали в ASTRON, что в общем-то тупой бред. Тем не менее, физик и спектроскопист оказался не самым плохим разработчиком концептов новых танков.
Источники:
- US NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
- Abrams — A History of the America Main Battle Tank vol.2, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1990 г.
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/supertank-ot-amerikanskih-fizikov-5faba31291ab8a65f72ea2e1