Юрий Пашолок. СУ-152 на новом шасси

17

Юрий Пашолок. СУ-152 на новом шасси

История создания тяжелой штурмовой САУ Объект 241, принятой на вооружение Красной Армии как ИСУ-152

Содержание:

Отечественные тяжелые САУ развивались весьма нетривиальным образом. Подобно немцам, поначалу речь шла о средстве поражения толстобронных вражеских укреплений. И если немцы быстро перевели свои «истребители ДОТ-ов» в истребители танков, то советские военные оставались верны исходной концепции. Что-то пришлось менять в 1942 году, когда стало понятно — шасси для «истребителя ДОТ-ов» со 152-мм пушкой большой мощности БР-2 не предвидится. Результатом стало создание более легкой и универсальной штурмовой САУ, ставшей развитием концепции неудачного штурмового танка КВ-7.

Объект 241, так САУ выглядела по состоянию на середину октября 1943 года

Объект 241, так САУ выглядела по состоянию на середину октября 1943 года

Появившаяся в январе 1943 года САУ КВ-14 оказалась крайне удачным образцом тяжелой самоходной артиллерии. Она получилась весьма подвижной, с боевой массой в пределах допустимых параметров, а также массовой. Даже загруженность Кировского завода производством Т-34 не помешала выпускать новую САУ, переименованную в СУ-152, сотнями. В таких объемах машины данного классе не выпускал еще никто. Логичным развитием темы стал перевод СУ-152 на шасси тяжелого танка ИС. 6 ноября 1943 года на вооружение Красной Армии была принята САУ ИСУ-152. Сегодня стоит рассказать о том, как создавалась данная САУ, поначалу именовавшаяся как Объект 241.

База ИС и модернизация боевого отделения

Одним из существенных плюсов КВ-14 стало то, что машина не выглядела морально устаревшей ни на момент создания, ни даже под конец Великой Отечественной войны. Безусловно, толщина брони была уже маловата для защиты от современных образцов танковой и противотанковой артиллерии, но шасси КВ-1с не позволило бы поднять ее без ухудшения характеристик подвижности и надежности. По большому счету, основных претензий к САУ было две — зауженность задней части боевого отделения и наличие в боевом отделении большого топливного бака. Об этих недостатках говорилось еще в ходе испытаний опытного образца КВ-14, но трогать машину не стали.

Первые упоминания о будущей ИС-152

Первые упоминания о будущей ИС-152

Между тем, весной 1943 вовсю шла работа по сменщику КВ-1с, который служил базой для СУ-152. Таковым являлся тяжелый танк ИС-1 (Объект 233). На ЧКЗ шла активная работа по подготовке запуска ИС-1 в серию, начались работы по 10 танкам установочной партии. Уже дальше выяснилось, что машина имеет ряд недостатков, которые стали препятствием для ее выпуска. Тем не менее, в конце апреля — начале мая 1943 года Объект 233 успел побыть базой для СУ-152.

Установка вооружения в ИС-152, датирована 28 августа 1943 года

Установка вооружения в ИС-152, датирована 28 августа 1943 года

Согласно проекту постановления ГКО «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок», датированном 4 мая 1943 года, к 1 июня предполагалось изготовить опытный образец СУ-152 на шасси ИС. САУ должна была иметь более высокую массу (44-45 тонн), а толщину лобового листа рубки увеличивали до 100 мм. Кроме того, вооружение расширяли: помимо 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20, предполагалось ставить и 122-мм корпусную пушку А-19. По причинам неготовности шасси этот проект в работу не пошел, а в подписанном тексте постановления ГКО №3289сс от 5 мая 1943 года об этой САУ ни слова.

Боевое отделение было существенно переделано

Боевое отделение было существенно переделано

На несколько месяцев работы по сменщице СУ-152 затихла, поскольку без базового шасси делать было нечего. Снова тема новой штурмовой САУ всплыла в начале сентября 1943 года. 4 сентября И.В. Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Согласно пункту 2, часть б, до 1 октября Кировский завод должен был спроектировать и изготовить опытный образец самоходной артиллерийской установки ИС-152 (так она довольно долго именовалась в документах). До 1 ноября предполагалось провести испытания машины. На самом деле работа по машине началась раньше. Еще в июле 1943 года началось изготовление третьего образца танка Объект 237 (ИС №3), который явно не планировался именно танком.

По вине завода №200 САУ сдали с задержкой на 1,5 недели по срокам

По вине завода №200 САУ сдали с задержкой на 1,5 недели по срокам

Предварительная документация и Объекту 241 (так эта САУ проходила в переписке завода №100) была также готова до подписания постановления ГКО №4043. Работы по Объекту 241 возглавил начальник ОКБ завода №100 А.С. Ермолаев, ведущим инженером машины стал Г.Н. Москвин. Работы шли совместно с КБ-3 УЗТМ, от него работы возглавлял К.Н. Ильин. Совместные работы шли по части вооружения, со стороны завода №100 их курировали Е.П. Дедов и А.С. Шнейдман. При разработке САУ учитывали недостатки конструкции СУ-152, это касалось как боевого отделения, так и установки вооружения. Наиболее заметным изменением стало заметное снижение вертикальных углов наклона бортов рубки (с 25 до 15 градусов), что повысило объемы боевого отделения. С той же целью уменьшили углы наклона задних бортовых листов рубки. Рубка стала чуть выше, что также повлияло на удобство работы расчета.

По сравнению с СУ-152 боевое отделение стало более удобным. Это касалось и обзорности

По сравнению с СУ-152 боевое отделение стало более удобным. Это касалось и обзорности

По сравнению с СУ-152 концепция САУ и ее боевого отделения не сильно поменялась, но работу по ее модернизации провели немалую. Правда, некоторые изменения выглядели странно (по крайней мере, на первый взгляд). Одним из предметов критики СУ-152 было размещение топливного бака в правой части рубки. Его оттуда убрали, теперь он находился слева от механика-водителя. Странная идея, хотя следует признать, что девать его тогда было некуда. За счет переноса бака также улучшилась ситуация с организацией боевого отделения, это было главной причиной его переделки. Ранее на месте его размещения находилась снарядная укладка, не особо удобная. Теперь же укладки зарядов находились на правом борту рубки, а также выделили больше места для командира.

Сразу же после завершения сборки начались заводские испытания

Сразу же после завершения сборки начались заводские испытания

Заметные изменения произошли и с крышей рубки. Съемной оставили только заднюю секцию крыши, с учетом того, что орудие всё равно вынимали через лобовую часть, логичное решение. Много внимания уделили обзорности: в люках командира, механика-водителя и заряжающего установили смотровые приборы MK-IV, более удачные, чем перископы по типу КВ-1с. Также механик-водитель и командир получили новые двухстворчатые люки, имевшие круговое вращение. Также переделали и установку орудия. Одной из жалоб на орудие был неудачный механизм поворота, который упирался в спину механику-водителю. Улучшенная конструкция, разработанная заводом №100, этого недостатка лишилась.

Занимательное из переписки за октябрь 1943 года. Для понимания, орудия собирались снимать с СУ-14 и СУ-14-1, причем на одной из них стояла не БР-2, а Б-30

Занимательное из переписки за октябрь 1943 года. Для понимания, орудия собирались снимать с СУ-14 и СУ-14-1, причем на одной из них стояла не БР-2, а Б-30

Поначалу на заводе №100 излучали оптимизм по поводу сроков изготовления ИС-152 (Объекта 240). По состоянию на 11 сентября 1943 года, были изготовлены чертежи по 14 группам деталей из 45, ожидалось, что все детали закончат к 25 числу. Но завод №200, который отвечал за корпус машины, с работами затянул. На завод №100 он прибыл 4 октября, причем с рядом отступлений от документации. Согласно проекту, лоб рубки имел толщину 90 мм, передние борта 75 мм, задние борта 60 мм, и корма — 60 мм. Завод №200 прислал корпус с толщиной лба рубки 75 мм. Завод №100 предлагал перейти на серийных ИС-152 к сварной лобовой детали корпуса, толщиной 100-105 мм. Но тогда это решение не одобрили. В виду затягивания сроков изготовление САУ затягивалось. Сроком сдачи указывалось 12 октября.

Такой ИС-152 (Объект 241) стала к началу полигонных испытаний

Такой ИС-152 (Объект 241) стала к началу полигонных испытаний

Интересным моментом стало то, что в отчете завода №100 от 7 октября 1943 года шел разговор о двух образцах ИС-152 со 152-мм пушками БР-2. «Истребитель ДОТ-ов» с повестки дня не уходил, поэтому в случае с новой САУ тема снова всплыла. Идею поддержал Ж.Я. Котин, предлагавший сделать машины как подарок армии. То есть явно к 7 ноября 1943 года. Под это дело даже выделялись орудия, но идея быстро затихла, пропав из обсуждения. А еще была идея ГБТУ КА поставить МЛ-20 в… башню ИС. Своеобразный КВ-2 на стероидах предлагал генерал-майор С.А. Афонин, начальник Танкового Управления ГБТУ КА. Эту идею тут же встретили в штыки, поскольку уже имелся опыт гаубичных танков, явно неудачный.

Замена «Зверобоя»

Завод №100 постарался компенсировать сорванные, по вине завода №200, сроки сдачи машины. Закончить ее удалось 11 октября 1943 года, тогда же прошли первые заводские испытания. В виду недостаточной толщины лба рубки, было решено догрузить машину до 46 тонн боевой массы. Орудие для САУ пришлось выбивать с боем, причем с ним оказалось связано два недостатка. Во-первых, вместо 14 градусов горизонтальной наводки получилось всего 10 (7 влево и 3 вправо). Во-вторых, толщина бронировки орудия осталась той же, что и у СУ-152, то есть 60 мм.

Самым заметным изменением стало появление поручней

Самым заметным изменением стало появление поручней

В период с 11 по 14 октября 1943 года САУ прошла 105 километров заводских испытаний, тогда же прошли первые испытания стрельбой. 15 числа ИС-152 отправилась на Гороховецкий АНИОП, перед этим ее доработали в первый раз. На бортах рубки появились поручни, конструктивно повторявшие те, что ставились на СУ-152. Также появился короб для банника.

Орудие на максимальном угле возвышения

Орудие на максимальном угле возвышения

На Гороховецкий АНИОП САУ прибыла 21 октября, в тот же день начались полигонные испытания. Насколько важными они были, говорит состав комиссии. Возглавил ее Н.Н. Алымов, начальник УСА (Управление Самоходной Артиллерии) ГБТУ КА. Заместителем председателя комиссии был Котин, который одновременно вел общее руководство работами по Объекту 241. От завода №100 на испытания прибыл Ермолаев. Одним словом, всё по-серьёзному.

Справа появилось крепление для щетки банника

Справа появилось крепление для щетки банника

Программу испытаний «152-мм самоходной пушки, установленной на шасси танка ИС», утвердили 12 октября 1943 года. Согласно ей, предполагалось произвести 481 выстрел, из них 177 усиленных и 45 на спецзаряде. В виду срочности задания огневые испытания пошли в ускоренном режиме. Всего произвели 303 выстрела, из них 115 на усиленном заряде. Сами испытания прошли за 3 дня, с 21 по 23 октября. Стрельба показала, что кучность равнозначна буксируемой гаубице-пушке МЛ-20. Успешно прошли и испытания на прочность. Средняя скорострельность составила 2,3-2,7 выстрелов в минуту.

Схема размещения расчета боевого отделения

Схема размещения расчета боевого отделения

Несмотря на скоротечность испытаний, Гороховецкий АНИОП успел изучить боевое отделение. Оно удостоилось похвалы за использование надгусеничных полок, что увеличило его объем. Вместе с тем, имелись и претензии. Сиденье наводчика находилось слишком высоко от пола и слишком близко к орудию. Место командира не понравилось отсутствием прибора наблюдения ПТ-К, его посчитали более правильным решением, чем МК-IV. Имелись проблемы и у замкового, особенно на больших углах горизонтальной наводки орудия. Вместе с тем, на фоне СУ-152 проработка боевого отделения была лучше.

ИС-152 на НИБТ Полигоне

ИС-152 на НИБТ Полигоне

Далее САУ срочно погрузили на эшелон и направили в Кубинку, на НИБТ Полигон. Здесь, согласно упомянутой выше программе испытаний, проводились ходовые тесты. Они также проходили в ускоренном режиме — в период с 28 по 31 октября. За это время САУ прошла 410 километров, из них 232 по шоссе и 178 по проселку. Суммарно же машина прошла за октябрь 585 километров, включая заводские испытания и испытания на Гороховецком АНИОП.

Здесь проводились ходовые испытания машины

Здесь проводились ходовые испытания машины

В ходе испытаний машина продемонстрировала вполне удовлетворительную надежность. Средняя скорость движения по шоссе составила 29,4 км/ч, при расходе топлива 225 литров на 100 километров. Езда по проселку прошла со средней скоростью 18,2 км/ч и расходе топлива 330 литров на 100 километров. Запас хода при этом составил 220 километров по шоссе и 150 километров по проселку. Следует отметить, что на Объекте 241 не стояли дополнительные топливные баки, их установили уже позже (соответственно, и запас хода вырос).

По их итогам было принято ращение о принятии ИС-152 на вооружение Красной Армии

По их итогам было принято ращение о принятии ИС-152 на вооружение Красной Армии

По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять ИС-152 на вооружение, исправив указанные в отчете недостатки. Глобально САУ уже переделывать не стали. В серию она так и пошла с меньшими углами горизонтальной наводки и бронировкой маски толщиной 60 мм. Несмотря на некоторые недостатки машина явно превосходила СУ-152. Не говоря уже о том, что производство КВ-1с, на базе которой строилась СУ-152, уже прекратилось. Время первой серийной советской тяжелой САУ вышло.

Вскоре машину переделали в Объект 241 (ИСУ-122)

Вскоре машину переделали в Объект 241 (ИСУ-122)

В заключение стоит сказать, что Объект 241 в своей текущей конфигурации просуществовал недолго. Так сложилось, что эта машина стала еще и первым опытным образцом САУ Объект 242, принятой на вооружение Красной Армии как ИСУ-122.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) за помощь в подготовке статьи

Список источников

      1. ЦАМО РФ
      2. РГАЭ
      3. РГАСПИ

источник: https://dzen.ru/a/ZTUSOWu_lQLQ-2ok

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account