Юрий Пашолок. Stuart Recce по-американски

12
Юрий Пашолок. Stuart Recce по-американски

Юрий Пашолок. Stuart Recce по-американски

История Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8/T8E1, попытки создания машины-разведчика на базе Light Tank M5A1

Разведка является одним из важнейших элементов боевых действий. Неудивительно, что как только началась механизация армий мира, одними из первых боевые машины получили разведчики. Естественно, первым этапом стало появление колесных разведывательных боевых машин, начиная с обычных автомобилей и заканчивая броневиками. Танки, как средство разведки, не рассматривались, поскольку их подвижность оставляла желать лучшего. Ситуация начала меняться в конце 20-х годов, когда появились танкетки. Одной из функций этих миниатюрных боевых машин стала как раз разведка. Не все оценили танкетки, часть стран их вообще проигнорировала, но далее появились машины, которые можно назвать «патрульными танками». Это были специализированные танки-разведчики, обладавшие скромной бронёй и пулеметным вооружением, но при этом имевшие высокую подвижность. В иных странах такие танки-разведчики назвали «броневиками», и это не то, чтобы афоризм. Например, французские «броневики» семейства AMR заняли тот сегмент, где изначально предполагались легкие бронемашины. Больше того, по подвижности они мало уступали броневикам.

T8 и T8E1 в окружении колесных и гусеничных "разведчиков"

T8 и T8E1 в окружении колесных и гусеничных «разведчиков»

В разных странах легкие машины-разведчики развивались по-своему. У немцев получился Pz.Kpfw.I, один из самых тяжелых в классе, но не имевший преимуществ по подвижности и другим параметрам. Неудивительно, что во второй половине 30-х годов выпуск этих танков прекратили, а далее началась эпопея с немецкими быстроходными танками-разведчиками. Во Франции у «броневиков» AMR судьба оказалась не самой лучшей, но там причин масса, в том числе отсутствие у Renault возможности выпускать эти машины массово. У англичан, наоборот, такие возможности были, но сложилась дурацкая ситуация, когда самым массовым английским танком на начало войны оказался разведчик. Это привело к тому, что на машину свалили не свойственные ей задачи. Красная Армия поставила на разведывательные танки-амфибии, идея вполне здравая. Правда, после начала войны разведчик Т-40 быстро превратился в эрзац-танк поддержки Т-60, а затем эволюционировал в Т-70. Американцы же вообще специальными разведчиками не занимались.

Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8 был наиболее простым вариантом

Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8 был наиболее простым вариантом

Во ходе Второй мировой войны основой разведки американской армии являлись бронемашины Scout Car M3A1 и легкие танки семейства Light Tank M3/M5. Такая связка оказалась вполне эффективной. Отсутствие специальных танков-разведчиков американцам нисколько не мешала. По удельной мощности и подвижности их типовые легкие танки не уступали немецким разработкам. Разница в том, что немецкие разведчики Pz.Sp.Wg.II выпустили мега-тиражом в 100 штук, а американские танки производили по несколько тысяч в год. Вместе с тем, американцы внимательно следили за разработками в других странах. Одной из тенденций, которая начала наблюдаться еще в 1943 году, стала переделка Light Tank M3/M5 в БТР, тягачи и разведывательные машины. Первыми это стали делать англичане, дальше подтянулись канадцы. Разведывательные версии машины более известны как Stuart Recce. В январе 1944 года командование AGF (сухопутных войск) инициировало разработку аналогичной конверсии. В отличие от англичан и канадцев, американские военные решили процесс создание подобного разведчика проводить на официальном уровне. Так на свет появилась Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8/T8E1, «легальная» конверсия Light Tank M5A1.

Кольцевая турель была взята от полугусеничного БТР M3

Кольцевая турель была взята от полугусеничного БТР M3

Английская и канадская конверсии не отличались какой-то оригинальностью. Рецепт выглядел очень простым: из танка выкидывались башня, вместе с подбашенной корзиной, а также укладки с боеприпасами. Вместо них оборудовались места для расчета, а также устанавливался вертлюг под пулемет — либо Browning M1919A4, либо Browning M2HB. Конверсия получилась довольно примитивной, зато получалась подвижная гусеничная машина-разведчик. Силуэт у нее получался ниже танка, за счет выкинутого оборудования масса чуть снижалась (на самом деле не сильно, башня у M3/M5 была довольно легкой).

Поставили турель с небольшим смещением вправо

Поставили турель с небольшим смещением вправо

Почему американские военные решили возглавить процесс, следует из имевшихся недостатков Stuart Recce. Во-первых, конверсия эта была весьма примитивной. Особенно это касалось размещения расчета, часто он просто сидел на полу. Во-вторых, пулеметная установка часто получалась не особо эффективной. Оптимальным вариантом было использование кольцевой турели, но ее применяли нечасто. Наконец, у самих американцев что-то подобное уже имелось. Речь идет об Armored Utility Car T26, принятой на вооружение как Armored Utility Car M20. Машина, созданная на базе броневика M8, была не совсем тем по назначению, но далее Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8/T8E1 сравнивали именно с ней. Да и принцип конверсии тоже оказался похожим.

Оба варианта машины тащили на корме канистры с дополнительным горючим

Оба варианта машины тащили на корме канистры с дополнительным горючим

Собственно говоря, T8 оказался ближе всего к Armored Utility Car M20. Из Light Tank M5A1 выкинули башню, подбашенную корзину и укладки под боекомплект. Вместо башни установили кольцевую турель M49C, такую же, как на полугусеничных тягачах. Поставили ее с некоторым смещением вправо, чтобы пулеметчик не мешал остальному расчету. Аналогично полугусам, по бортам появились укладки под противотанковые мины. Вместо вентилятора в отделении управления поставили 2-дюймовый миномет, который применялся для создания дымовых завес.

Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1 вызывал больший интерес

Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1 вызывал больший интерес

Надо сказать, что по оборудованию Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8 сложно назвать бедно укомплектованным. В надгусеничных полках разместили две радиостанции — SCR 506 с левой стороны и SCR 508 с правой стороны. Боезапас к крупнокалиберному пулемету Browning M2HB составил 1000 патронов, вполне приличный объем. Сзади появились крепления для канистр с топливом, лишние 120 литров бензина для разведчика совсем не лишние. Впрочем, столь богатая комплектация имела и обратную сторону. Во-первых, боевая масса T8 составила 12791 кг, что даже чуть больше Light Tank M5A1. Во-вторых, боевое отделение было 4-местным условно. На испытаниях четырех человек, конечно, запихнули, но сидели они плотненько. Фактически экипаж был не 6, а 4 человека — 2 в отделении управления и 2 в боевом отделении.

Машина получилась более низкой, чем T8

Машина получилась более низкой, чем T8

Более интересной конверсией оказалась вторая машина, получившая индекс Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1. Ее концепция, вооружение, а также радиооборудование повторяли T8. Но уже по установке вооружения имелись отличия. Кольцевую турель T49C поставили четко в створе башенного погона, а также снизили высоту стоек. В результате высота снизилась с 2062 до 1816 мм, для машины-разведчика параметр весьма критичный. Не говоря уже о том, что у пулеметчика шансы словить пулю несколько снизились.

Машина получилась тяжелее, но за счет более широких гусеничных лент повысилась проходимость

Машина получилась тяжелее, но за счет более широких гусеничных лент повысилась проходимость

Одной только переделкой кольцевой турели дело не ограничилось. T8E1 имел отличия по комплектации, а также несколько изменилась ходовая часть. Машина получила траки Burgess-Norton шириной 406 мм. Это позволило снизить удельное давление на грунт, что оказалось крайне важно на мягких грунтах. На лобовом листе корпуса также появилось крепление шпор. Впрямую это не писалось, но шпоры на ВЛД появились явно не просто так. Имелся, впрочем, у T8E1 и недостаток: дополнительное оснащение потянуло почти на полторы тонны лишней массы. Боевая масса достигла 14016 кг, впрочем, на ТТХ это мало повлияло.

Четверо сидеть могли, но опционально

Четверо сидеть могли, но опционально

Обе машины были готовы в марте 1944 года, после чего поступили на территорию испытательного центра бронетанковых сил в Форт-Нокс. Здесь обе машины-разведчика проходили совместные испытания с Light Tank M5A1, HMC M8 и Armored Car M8. Впрочем, сравнение шло больше с Armored Utility Car M20. Следует отметить, что довольно быстро внимание испытателей переключилось на T8E1, поскольку эта машина оказалась лучше T8 по проходимости, защите стрелка и имела более низкий силуэт.

Установка 2-дюймового миномета

Установка 2-дюймового миномета

По большому счету, основная битва шла между Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1 и Armored Car M8. Бронемашина выгодно отличалась за счет более высокой скорости по шоссе, шумела она меньше, имела больший запас хода и оснащалась вращающейся башней. У T8E1 лучше обстояли дела с ездой по бездорожью, порой машина-разведчик использовалась для вытаскивания броневика из грязи. Также у гусеничной машины была лучше броневая защита, в том числе от мин. Проводились сравнительные тесты с Light Tank M5A1. Танк выигрывал только по вооружению, но проигрывал T8E1 по проходимости. Также испытатели указали, что T8E1 более подходит, как разведчик, в сравнении с полугусеничный БТР M3A1.

На борту разведчики несли сразу 2 радиостанции

На борту разведчики несли сразу 2 радиостанции

Казалось бы, испытания показывали, что Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1 является лучшим выбором для использования как машина-разведчик. Но… победителем «танкисты» выбрали Light Tank T24. В испытаниях он не участвовал, но нельзя сказать, что американские военные ошиблись. С точки зрения подвижности T24 (будущий Light Tank M24) был примерно равен Light Tank M5A1, но существенно превосходил его по вооружению и обзорности. Больше того, после войны концепция «лучший броневик-разведчик — это танк» никуда не делась.

К вопросу о проходимости

К вопросу о проходимости

В заключении комиссия указывала на необходимость создания специальных комплектов для переделки Light Tank M5A1 в Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8E1. Тем не менее, ничего подобного делать так и не стали. Во многом потому, что еще в марте 1944 года утвердили работы по Armored Utility Vehicle T41. Машину предполагали выпускать и как разведчик T41E1, с учетом более просторного боевого отделения, она выглядела интереснее. В серию T41E1 так и не пошла, но время T8E1 уже ушло.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/stuart-recce-poamerikanski-6246fa55fb03970028625d92?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account