Юрий Пашолок. Средний венгр чехословацкого происхождения

13

Юрий Пашолок. Средний венгр чехословацкого происхождения

Рассказ о венгерском среднем танке 41 M Turán II, единственный образец которого находится в парке «Патриот»

То, что танки являются эффективным оружием, наглядно показала еще Первая мировая война. При этом еще до нее возникали различные предложения о создании схожих боевых машинах. Одним из самых известных стал Motorgeschütz, проект танка, предложенный австро-венгерским инженером Гюнтером Бурштынем. Нередко проект 1911 года называют прародителем танка, но надо быть всё же беспристрастными в данном вопросе. Одно дело бумага, а другое дело реальная жизнь. Ни Австро-Венгерская Империя, ни ее осколки ни одного полностью своего серийного танка создать не смогли. Дело ограничивалось танками зарубежной разработки.

Нынешний вид 41 M Turán II из экспозиции парка "Патриот"

Нынешний вид 41 M Turán II из экспозиции парка «Патриот»

Единственной страной в Восточной Европе (исключая, разумеется, Советский Союз), которая смогла освоить серийный выпуск средних танков, стала Венгрия. Как и другие танки венгерской королевской армии, семейство Turán имело зарубежные корни. Такой подход оказался верным, по крайней мере, венгерская промышленность смогла сделать Turán массовым танком. Кроме того, его база послужила основой для чисто венгерской штурмовой САУ Zrínyi, вполне удачной конструкции. Ныне по одному образцу Turán и Zrínyi находится в парке «Патриот». В этот раз речь пойдет о 41 M Turán II.

Регистрационный номер нанесен верно, к какой дивизии он относился, увы, неизвестно

Регистрационный номер нанесен верно, к какой дивизии он относился, увы, неизвестно

Само по себе появление Turán является крайне примечательной историей. Подход венгерских военных в чем-то оказался похож на шведский. Если нет возможностей создать собственный танк, проще его купить у кого-то еще, а потом доработать под себя. Первые настоящие танки у Венгрии появились именно таким образом. Сначала у немцев купили 14 легких танков LK-II, затем у итальянцев приобрели 5 легких танков FIAT 3000. Самым массовым венгерским танком межвоенного периода стала танкетка 35M Ansaldo. Что же касается легких и средних танков, то изначально ставку сделали на Швецию. По иронии судьбы, Landsverk L-60Ö, который в августе 1937 года купила Венгрия, изначально заказывала Австрия. Если один осколок Австро-Венгрии шведской разработкой воспользоваться не смог, то другой запустил в серийное производство доработанную версию Landsverk L-60Ö. Известна она как семейство легких танков Toldi. Они стали первыми серийными венгерскими танками.

Танк несет полный комплект бортовых экранов

Танк несет полный комплект бортовых экранов

Первоначально и венгерский средний танк должен был иметь шведское происхождение. Именно для венгров создавался Landsverk LAGO, первый по-настоящему средний танк шведской разработки. Но что-то пошло не так. Шведы сильно затянули с доработкой LAGO, в результате ни в 1938, ни в 1939, ни даже в 1940 году LAGO не выходил за рамки эскизных проектов. Такая ситуация командование Королевской венгерской армии совершенно не устраивала. Вторая мировая война уже началась, первые же бои показали, что без средних танков никак не обойтись. В результате было решено воспользоваться услугами чешских танкостроителей.

В отличие от немецких танков, венгерские башенные экраны были съемными

В отличие от немецких танков, венгерские башенные экраны были съемными

Всего за год до того, как опытный образец Škoda T-21 прибыл в Венгрию, такая ситуация выглядела немыслимой. Венгрия являлась одним из наиболее вероятных противников чехословацкой армии. Более того, первые боестолкновения чехословацких танков случились именно с венгерскими войсками. Но на дворе уже стоял июнь 1940 года. Чехословакии не существовало, зато имелся протекторат Богемия и Моравия, а также Словацкая республика с марионеточным правительством Тисо. Немцам Škoda T-21 оказался мало интересен, поэтому они не возражали против «щупания» танка союзниками. На самом деле венгерские военные еще в 1939 году хотели заказать эти танки у Škoda. Но немцы оказались против, поскольку у них были свои виды на Škodawerk.

При разработке Turán была существенно переделана надмоторная плита

При разработке Turán была существенно переделана надмоторная плита

Результатом испытаний стало то, что 10 июля 1940 года было принято решение о серийном выпуске Škoda T-21 на венгерских заводах, 7 августа венгры приобрели лицензию на производство. Официально танк приняли на вооружение 6 декабря 1940 года как 40 M Turán I. Назвали его в честь исторического региона, который в Венгрии считается прародиной. Впрочем, говорить о том, что венгерские военные собирались использовать Škoda T-21, как есть (лишь перевооружив), было бы в корне не верно. У среднего танка из Пльзени хватало недостатков, которые предстояло устранить, да и документация шла неспешно. Отчасти это объясняет, почему заказ на 230 танков, утвержденный еще в сентябре 1940 года, начали выполнять только с марта 1942 года.

Воздухозаборник появился неспроста - мотор Škoda Š-IIс на испытаниях 1938 года перегревался

Воздухозаборник появился неспроста — мотор Škoda Š-IIс на испытаниях 1938 года перегревался

При создании 40 M Turán I (он же Turán 40) венгры явно смотрели на Pz.Kpfw.IV. Всего было внесено около 200 различных изменений в конструкцию исходного танка. Оно и немудрено: на испытаниях лета 1938 года советские специалисты отмечали перегрев мотора Škoda Š-IIс (так T-21 именовался изначально). Чешская башня была тесной, тем более что венгерские военные захотели ее сделать трехместной. Имелись претензии и по обзорности. В результате весной 1942 года появился, можно сказать, чехословацкий средний танк здорового человека. Он был более защищенным, заметно улучшилась обзорность, а командир, как отдельный член экипажа, оказался совсем не лишним.

За экранами ходовую часть плохо видно, но можно заметить, что ленивец имеет иную конструкцию, нежели у танка Škoda

За экранами ходовую часть плохо видно, но можно заметить, что ленивец имеет иную конструкцию, нежели у танка Škoda

Вместо 230 танков всего изготовили 279 танков 40M Turán I. Выпускали их заводы Manfréd Weiss (Будапешт), Magyar Waggon-és Gépgyár (Дьёр), Ganz (Будапешт) и MAVAG (Будапешт). Цифра немаленькая, если не знать, что растянулось производство на 2 года. Кроме того, Turán 40 стремительно устаревал, особенно что касается его вооружения. О том, что 40-мм пушка 40 M слабовата, задумались еще летом 1941 года, а в январе 1942 года на испытания вышел доработанный танк. Он получил 75-мм орудие 41 M, с длиной ствола 25 калибров. В связи с изменениями вооружения пришлось переделать и башню. Доработанный танк получил обозначение 41 M Turán II, также он обозначался как Turán 75.

Опорные катки малого диаметра плохо работали на скоростях выше 30 км/ч. Та же проблема была у всех танков в ходовой подобного типа

Опорные катки малого диаметра плохо работали на скоростях выше 30 км/ч. Та же проблема была у всех танков в ходовой подобного типа

Первые 6 танков данного типа были сданы 80 лет назад, в мае 1943 года. Все танки майского выпуска переделали из 40 M Turán I. Всего же сдали 180 Turán 75 из 222 заказанных. Он стал лучшим из венгерских танков. Главная проблема заключалась в том, что впервые Turán пошли в бой весной 1944 года. Первые же бои закончились для Turán очень плохо. Потери составили 30 танков. Turán 75 показал себя более эффективной боевой машиной, но и он морально устарел. Танки эти теряли и в исправном состоянии, причем их использовали и в Красной Армии. К 1 ноября 1944 года силами БТМВ 4-го Украинского фронта была подготовлена краткая инструкция по эксплуатации Turán I и Turán II. К тому моменту на НИБТ Полигоне уже имелся один 40 M Turán I (регистрационный номер 1H019, выпущен Magyar Waggon-és Gépgyár в 1942 году).

По сравнению со Škoda T-21 лобовая деталь корпуса Turán была сильно переделана

По сравнению со Škoda T-21 лобовая деталь корпуса Turán была сильно переделана

По состоянию на декабрь 1945 года в Кубинке имелось 4 Turán, причем все указывались как 40 M Turán I. Тут можно только посетовать на добросовестность тех, кто учитывал матчасть. Из этих танков минимум один точно был 41 M Turán II. Этот танк с регистрационным номером 2H423 (выпущен заводом Ganz в 1944 году) является единственным Turán, дожившим до наших дней. Увы, его снимков военного периода не сохранилось, вероятнее всего, он стал трофеем битвы за Будапешт. На НИБТ Полигон он попал весьма потрепанным, первым делом у Turán «вылетали» передние крылья. Подлатали его как смогли, уже хорошо то, что танк оказался не особо интересен с точки зрения постановки на ход. Поэтому он дожил до наших дней вполне комплектным.

На крыше отделения управления появились перископические приборы MK-IV, которые заметно улучшили обзорность

На крыше отделения управления появились перископические приборы MK-IV, которые заметно улучшили обзорность

Надо отдать должное венгерским инженерам. Взяв за основу Škoda T-21, они весьма существенно его доработали. Касается это и ходовой части, и двигателя, и системы охлаждения. Например, ленивцы лишились «блюдцев», то есть дисков, которые использовались как средство от сброса гусеничных лент. LT vz.35 они, к слову, помогали не всегда. Согласно паспортным данным, максимальная скорость составляла 43-47 км/ч, впрочем, не стоит строить иллюзии насчет поддержания такой скорости. Ходовая часть чехословацких средних танков, по концепции близкая к Vickers Mk.E, не позволяла долго выдерживать скорость выше 30 км/ч. Бандажи опорных катков довольно быстро перегревались, со всеми вытекающими последствиями.

Оригинальная конструкция курсового пулемета 34/40A M Gebauer. Справа бронировка прицела, ходит синхронно с пулеметом

Оригинальная конструкция курсового пулемета 34/40A M Gebauer. Справа бронировка прицела, ходит синхронно с пулеметом

Весьма существенно пришлось повозиться и с моторно-трансмиссионным отделением. Как уже говорилось выше, танк-прародитель имел склонность к перегреву мотора. Также советские специалисты сильно ругались по поводу обслуживания мотора, а также трансмиссии. У Turán эти болячки устранили, как минимум частично. В дополнение к боковым воздуховодам добавился и воздухозаборник над радиатором. Впрочем, чтобы снять мотор, придется сильно повозиться, откручивая десятки болтов на надмоторной плите. Похожая ситуация и с трансмиссионным отделением. В любом случае, мучений меньше, чем на Škoda T-21. Тем не менее, инструкция говорит о том, что танк требовал немало внимания.

Отделение управления 41 M Turán II, состояние 2007 года. Родной цвет белый

Отделение управления 41 M Turán II, состояние 2007 года. Родной цвет белый

В чем Turán явно превосходил своего прародителя, так это в проработке отделения управления. Смотровой лючок механика-водителя (за ним размещался откидной стеклоблок) получился более удобным, а главное, что механик-водитель, а также стрелок-радист, получили перископические смотровые приборы MK-IV. Даже у немцев ничего подобного не имелось. Благодаря этому удалось отказаться от смотровых лючков в бортах подбашенной коробки, уязвимых для вражеского огня. Саму подбашенную коробку переделали, существенно расширив. За счет этого внутри отделения управления было не тесно. Исправили и ряд недочетов по месту механика, касалось это как сиденья, так и контрольных приборов.

Башня, по сравнению с прародителем, заметно больше

Башня, по сравнению с прародителем, заметно больше

Более удачной оказалась и конструкция установки курсового пулемета. Несмотря на массивный кожух, внутри стоял совсем не пулемет с водяным охлаждением. Использовался 8-мм танковый пулемет 34/40A M Gebauer. Особенностью конструкции было то, что оптический прицел размещался справа, в отдельной подвижной бронировке, которая поворачивалась синхронно с пулеметом.

Раздельная наводка пушки и пулемета - чисто чешская "забава". Венграм она перешла по наследству, так сказать

Раздельная наводка пушки и пулемета — чисто чешская «забава». Венграм она перешла по наследству, так сказать

Если шасси, по сравнению с прародителем, изменилось не сильно, то с башней пришлось поработать куда сильнее. Исходная конструкция у советских специалистов вызвала вал критики, начиная с тесноты, и заканчивая плохим обзором. Еще на стадии создания 40 M Turán I башня очень сильно изменилась. Она стала больше, за орудием оборудовали место командира со смотровой башенкой. Появились перископические приборы MK-IV, причем для всех членов экипажа. Конечно, более удачной была бы вращающаяся смотровая башенка, но и имеющаяся конструкция всё равно оказалась лучше чехословацкой. На 41 M Turán II башню доработали, в том числе это касалось и командирской башенки.

На крыше башни также имеются перископы MK-IV

На крыше башни также имеются перископы MK-IV

Чехословацкая концепция с возможностью раздельной наводки пулемета и орудия осталась на месте. Да и телескопический прицел в отдельном лючке — это также визитная карточка чехословацкой конструкторской школы. Похожа была и установка 40-мм орудия 40 M, в случае с 75-мм орудием 41 M установка оказалась уже полностью своей. Массивные противооткатные устройства потребовали разработки массивной бронировки орудия. Надо сказать, что венгерские военные хотели поставить в Turán более мощное орудие, но 43 M Turán III так и остался опытной машиной.

Командирская башенка

Командирская башенка

С точки зрения боевого отделения Turán оказался интересной машиной. Смотрели явно на Pz.Kpfw.IV, но со своим колоритом. Из интересных особенностей танка следует отметить два маховика механизма поворота башни — один у наводчика, один у заряжающего. С учетом, что мотора поворота башни не предусматривалось, совсем не лишняя деталь. В целом вполне удобный танк, по крайне мере на беглый взгляд.

Внутри башни

Внутри башни

Следует также отметить одно ноу-хау, которое было реализовано на венгерских танках. Подсмотрели они его у немцев. Речь идет об экранах, которыми закрывали борта корпуса, а также борта и корму башни. Создавались они как защита от огня противотанковых пушек, но далее оказались полезны как противокумулятивные. Венгерские инженеры сделали немецкую конструкцию более удачной. Во-первых, экраны перфорированные, что позволило снизить их массу. Во-вторых, крепление экранов более удачное, особенно с точки зрения монтажа.

Крепление бортовых экранов

Крепление бортовых экранов

В заключение стоит сказать, что Turán получился вполне удачным танком. По крайней мере, отзывы о нем были не разгромные. Из «малых» танкостроительных держав это были лучшие средние танки. Главная проблема была вполне типичной. Венгерская промышленность банально не успевала за гонкой вооружений. Даже 43 M Turán III был неплох для 1943 года, но год спустя выглядел уже порядком устаревшим. В этом и кроется основная часть проблем Turán на полях сражений. Впрочем, уже то, что венгерская промышленность смогла выпустить столько средних танков, является маленьким подвигом. Чехословакия не смогла такого ни до, ни после войны. Точнее смогла, но этим средним танком стал Т-34-85, причем с большой помощью со стороны советской промышленности. А вот сами смогли только венгры.

источник: https://dzen.ru/a/ZCnKzCREJmUxjDji

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account