Юрий Пашолок. Tatra T-III — cредний танк из Копршивнице
История опытного чехословацкого среднего танка Tatra T-III
Первое время бронетанковая техника Чехословакии развивалась на основе зарубежного опыта. После поражения Германии в Первой мировой войне Йозеф Фольмер, главный человек в немецкой танкостроительной программе, продолжил свои работы в Чехословакии. Так на свет появился KH-50 (Kolohousenka), колесно-гусеничный танк, имевший несчастливую судьбу. Как и другие колесно-гусеничные танки немецкого происхождения, Kolohousenka оказался одинаково неудачным как в колесном, так и в гусеничном исполнении. Вместе с тем, работа по этой программе сформировала три центра чехословацкого танкостроения — Прага, Пльзень и Копршивнице.
Из трех чехословацких производителей ситуация с танкостроением хуже всего обстояла на Tatra. Один из старейших производителей автомобилей в Европе несколько удивлял. С одной стороны, машины из Копршивнице отличались удачной конструкцией, прежде всего благодаря работам австрийского инженера Ганса Ледвинки. С другой стороны, именно по танкам каждый раз что-то не получалось. В полной мере это касалось и Tatra T-III, среднего танка, который создавался в рамках конкурса, запущенного чехословацкой армией.
Как и в случае с другим средним танком, Škoda Š-III, история Tatra T-III началась в 1929 году. Разочаровавшись в Kolohousenka, чехословацкое министерство обороны стало прорабатывать замену неудачному танку Фольмера. Новый танк именовался как KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса). Прорабатывался он силами Военно-Технического Института (VTÚ, или Vojenský Technický Ústav). Танк также предполагался колесно-гусеничным, но боевая масса выросла до 12 тонн, при этом он должен был иметь вооружение в виде 75-мм пушки и двух пулеметов. Задание на KSÚ разослали всем трем фирмам, которые занимались Kolohousenka, но ČKD от них отказался. Видимо, в Праге уже что-то подозревали.
Окончательно KSÚ утвердили в июле 1931 года. Проект Tatra получил обозначение KUV (Kombinovany utočneny voz, или комбинированная ударная машина). Увы, по машине никаких графических материалов не сохранилось. Впрочем, на Tatra работы вышли за рамки проектной документации. Был создан опытный образец колесно-гусеничного тягача KTT (Kombinovaný traktor Tatra). Несмотря на то, что официально это был тягач, снаряженная масса в 10 тонн при сравнительно небольших габаритах явно говорит о том, что реально проектировалось. Максимальная скорость на гусеницах достигала 25 км/ч, а на колесах до 50 км/ч. Впрочем, проект оказался неудачным, он страдал теми же проблемами, что и Kolohousenka. Слишком узкий корпус сводил все усилия на нет, такой танк был явно не нужен.
Надо сказать, что в MNO поначалу пытались сделать что-то путное с KSÚ. И Škoda, и Tatra были заказаны по два опытных образца колесно-гусеничных танков. KUV предполагалось сдать к 30 сентября 1933 года. Но всё же разум восторжествовал. Стало понятно, что боевая масса растет (она достигла 16 тонн), а выбранная схема колесно-гусеничного хода была неудачной. В результате программу KSÚ свернули, но не саму идею среднего танка. Если убрать колесный ход, то идея боевой машины выглядела вполне интересной, оставалось ее переформатировать. Так на свет появилась категория III, требования по данным танкам сформировали 16 июля 1934 года. Согласно идее, танки категории III относились к машинам прорыва. Их задачей становилось преодоление вражеских линий обороны, для чего они получали легкую противоснарядную броню толщиной 32 мм. Боевая масса оценивалась в 15 тонн, танк имел вооружение, состоящее из 47-мм пушки и двух пулеметов. Первоначально максимальная скорость по шоссе составляла всего 25 км/ч, в теории этого хватало для движения в механизированных колоннах.
Как и ранее, танки категории III пошли в работу у двух фирм — Škoda и Tatra, назывались они, соответственно, Š-III и T-III. На сей раз MNO решили провести некоторую унификацию. Оба танка получали единую башню, которую разрабатывали силами Škoda, на стороне Пльзени оставалось и вооружение. В идеале, побеждало лучшее шасси, которое выбирали по итогам испытаний, обеим фирмам требовалось построить по два образца. На Tatra средний танк получил обозначение Tatra T-78, задание на него было получено 16 апреля 1934 года. На сей раз в Копршивнице не стали затягивать. Сборку опытных образцов с серийными номерами 20584 и 20585 закончили в марте 1936 года.
Концептуально Tatra T-III был выполнен по традиционной, для чехословацкой танковой школы, схеме. Из нее выбивалась продукция ČKD, поскольку трансмиссия находилась спереди, но остальные производители предпочитали размещать ее сзади. Это несколько удлиняло корпус танка, но проблем с обслуживанием оказывалось меньше. Впрочем, на Tarta всё же решили строить свой танк несколько иначе, что сказалось и на его внешнем виде, и на конструктивных особенностях машины. Вместо рядного двигателя был взят радиальный мотор водяного охлаждения, который, как и танк, имел индекс Tatra T-78. При объеме 18 литров он выдавал мощность 260 лошадиных сил. За счет радиального мотора, по идее, танк должен был получиться короче, но нет. На самом деле Škoda Š-III и Tatra T-III были примерно равнозначны по длине корпуса. Зато высота корпуса Tatra T-III получилась больше, за счет «горба» под радиальный мотор.
Схожая ситуация оказалась и с ходовой частью. С одной стороны, система с блокированной подвеской на полуэллиптических рессорах и 8 опорными катками выглядела вполне традиционно. Для того, чтобы снизить нагрузку на ходовую часть во время преодоления вертикальных препятствий, спереди имелся дополнительный опорный каток, что также было традицией. С другой стороны, на Tatra сделали «не как у всех». В результате получилась весьма громоздкая ходовая часть, несколько напоминавшая Tatra KTT. Преимуществ такая система не имела, да и выглядела старомодно. Да и в целом скорость разработки T-III оказалась скорее минусом.
Первые тесты танка состоялись 27 марта 1936 года, они быстро выявили ряд проблем. В результате работы по доводке опытных образцов затянулись, официально их сдали 9 октября того же года. Башни они, к тому моменту, не получили. Ходит информация, что один из танков всё же башню получил, но фото с «головой» как-то не попадались. Танки получили регистрационные номера 13.640 и 13.641, они имели небольшие отличия по ходовой части. Танк 13.640 получил траки оригинальной конструкции, второй траки по типу Vickers. Также имелись небольшие отличия по каткам. Планку в 15 тонн боевой массы удержать не удалось, она составила 16,4 тонн. Впрочем, машина оказалась заметно быстрее изначальных требования: на испытаниях была достигнута скорость 35 км/ч. Другой вопрос, что при этом танки доставляли массу проблем.
К концу мая 1937 года первый опытный образец танка преодолел 1030 километров, а второй — 1273 километра. Стало понятно, что Tatra T-III не получился. Конкуренту от этого было не легче — Škoda Š-III оказался таким же «сырым» (точнее, еще более «сырым», поскольку испытывался всего один танк). В дальнейшем средние танки-неудачники отправили в Миловице, где они использовались как учебные танки. Тут их, в марте 1939 года, и «приняли» немцы. К тому моменту Tatra утратила интерес к танкостроению. В Копршивнице разумно решили сконцентрироваться на том, что у них получалось лучше — стоить автомобили.
Список источников:
-
-
- Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- forum.valka.cz
- eBay
-
источник: https://dzen.ru/a/ZHRWmakq6DA5US45