Юрий Пашолок. Средний чех для зарубежных смотрин
История среднего танка Škoda Š-IIс (T-21), который не пригодился чехословацкой армии, но оказался полезен венграм
Как и значительная часть танкостроительных держав, Чехословакия начинала с легких танков. К этой категории относился колесно-гусеничный танк KH-50, создававшийся Йозефом Фольмером, а также Breitfeld-Daněk, Tatra и Laurin & Klement. После 6 лет разработки стало понятно, что Kolohusenka не имеет перспектив, а MNO (Ministerstvo Národní Obrany — министерство обороны) стало подумывать о более крупной и тяжелой машине. В 1929 году появилась спецификация на средний колесно-гусеничный танк, имевший обозначение KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса). Боевая масса выросла до 12 тонн, вооружение состояло из 1 пушки калибра 75-мм и 2 пулеметов. Заказ был выдан тем же фирмам, что и ранее, но Breitfeld-Daněk уже входила в ČKD, а Laurin & Klement стала частью Škoda. Получив спецификацию, ČKD от разработки среднего танка отказалась, видимо, там догадывались о не самых лучших перспективах данной идеи. Что же касается Škoda и Tatra, то там за работу взялись, но тема KSÚ стала долгостроем. После того, как в конце 1931 года Škoda представила проект среднего колесно-гусеничного танка SKV, в стенах MNO стала ощущаться атмосфера некоторой задумчивости. Помимо того, что сам по себе танк получился странным, так еще и имелась тенденция к росту массы. В конце 1933 года выяснилось, что масса Škoda SKV составит 15 тонн, да и у Tatra их KÚV имел ту же тенденцию.
16 июля 1934 года были сформированы тактико-технические требования на танк категории III. По чехословацкой системе вооружения это был танк прорыва, на самом деле получался обычный средний танк. Боевая масса составила 15 тонн, а толщина брони достигала 32 мм. Вооружение состояло из 47-мм пушки, а максимальная скорость оценивалась в 25 км/ч. Так на свет появились средние танки Škoda Š-III и Tatra T-III, башни для танков разрабатывала Škoda. Окончание постройки опытных образцов пришлось на конец 1936 года, при этом довольно быстро стало понятно — машины постепенно устаревают. Не сильно лучше дела обстояли в категории II-b (лёгкий пехотный танк с бронированием толщиной 25 мм по периметру). Испытания опытных танков P-II-b и Š-II-b показали, что выбирать особо не из чего. Не то, чтобы танки получились совсем плохие, но данные по подвижности уже не удовлетворяли требованиям. На фоне того, что и с LT vz.35 начались проблемы, MNO решило направить работы в разумное русло.
Проблемы с легкими пехотными танками категории II-a заставили MNO искать решение проблемы. Выход из положения выглядел простым: объединить усилия конкурентов. 30 июля 1936 года был заключен договор с ČKD и Škoda на разработку совместного проекта, получившего обозначение ŠP-II-b. Изначально предполагалось, что в июле 1937 года на испытания выйдет танк боевой массой 13 тонн с 37-мм пушкой. Но критичная ситуация с танками категории III заставила позже изменить спецификацию. В финальном варианте боевая масса ŠP-II-b составляла уже 16 тонн, толщина брони достигла 32 мм, а вооружение усилили до 47-мм пушки. То есть получался танк категории III. На стороне ČKD была разработка двигателя, трансмиссии, а также корпуса. На Škoda ложились сборка танка, а также разработка ходовой части, вооружения и башни. Вроде бы все довольны, но не всё так просто. В 1937 году ČKD начала работу по теме среднего танка V-8-H, изначально экспортного, но позже превратившегося в ST vz.39. Škoda тоже не стала изображать из себя ангела. ŠP-II-b создавался параллельно с другим средним танком — Š-IIc, который также изначально создавался как экспортный.
ŠP-II-b изначально больше выглядел как детище Škoda. Во многом это связано с тем, что башня танка, а также его ходовая часть, являлись разработками компании из Пльзени. Теоретически танк, сборка которого завершилась в октябре 1937 года, выглядел весьма перспективно. В отличие от танков категории III, перегруз оказался небольшим, боевая масса составила 16,6 тонн. На танк установили V-образный 8-цилиндровый мотор Praga NR объемом 14,2 литров и мощностью 220 лошадиных сил. Удельная мощность 13,3 л.с. на тонну — вполне приличный показатель, как и теоретическая скорость в 45,8 км/ч. Планетарная коробка передач Praga-Wilson с пневматическим управлением, была похожа на то, что использовалось на LT vz.35. То же самое можно сказать и про ходовую часть, тут Škoda особо не напрягалась. Заводские испытания, в ходе которых танк прошел 1967 километров, прошли более-менее нормально. А вот 5 марта 1938 года, когда начались полигонные испытания, что-то явно пошло не так. Во-первых, танк стали преследовать технические проблемы. 700 километров испытаний превратились в дорогу боли, машину постоянно преследовали поломки. Во-вторых, внезапно образовался конкурент в виде V-8-H. В результате детище ČKD стало победителем, а ŠP-II-b остался не у дел. Вроде бы победа, но не совсем. Во-первых, основной контракт на выпуск ST vz.39, то есть серийный вариант V-8-H, уходил на Škoda. Во-вторых, в Пльзени про танк-конкурент знали уже в конце 1936 года. Поэтому ŠP-II-b являлся скорее испытательной лабораторией, а в Пльзене давно работали над собственным средним танком. После окончания испытаний ŠP-II-b отправился на ремонт, откуда вышел только в феврале 1939 года. Далее его отправили в Вышков, где он использовался как учебный танк.
Изначально новый средний танк Škoda именовался как Š-IIc, работы по нему начались еще в сентябре 1936 года. Как и V-8-H, этот танк изначально создавался как экспортный. Да и поначалу он вряд ли был интересен MNO. Машина выглядела еще хуже ŠP-II-b: поначалу на ней стоял 6-цилиндровый мотор объемом 12,9 литров и мощностью 189 л.с., такой же, как на Š-III-6. При массе около 16,5 тонн этого оказалось маловато, что показали испытания, начавшиеся в мае 1937 года. Помимо поломок, исходный вариант Š-IIc запомнился постоянным перегревом мотора, а также чрезмерным расходом топлива. В результате происходящего этот танк поначалу даже не рассматривался как потенциальный конкурент ŠP-II-b и V-8-H. В начале 1938 года танк переделали. На него установили V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 13,8 литров и мощностью 248 л.с. при 2200 об/мин. Согласно расчетам, скорость танка выросла до 50 км/ч. Впрочем, на испытаниях в Миловице танк, всё еще имевший макет орудия, продолжал страдать от перегрева. Машина потенциально быстрая, но явно требующая доводки. В результате тесты мая-июня 1938 года стали скорее промежуточным результатом.
Отчасти второе дыхание в постепенно загибающемся проекте открылось благодаря интересу к продукции Škoda советской стороны. Вообще СССР больше интересовала артиллерия из Пльзени, но возник интерес и к танкам. В июне 1938 года советская делегация прибыла на завод Škoda, где им показали ряд серийных и опытных разработок. В их числе был и Š-IIc, только привывший с испытаний. Про то, что танк имеет ряд проблем, на Škoda распространяться не стали, зато быстро составили описание танка, а также провели демонстрационные заезды. В первый день танк прошел 30 километров со снятой надмоторной плитой, а во второй день — 48 км безостановочного пробега с закрытым МТО. Во втором случае предельная температура воды составила 110 градусов, а масла — 120 градусов. В ходе пробега из выхлопных труб пошел сизый дым, что намекало на проблемы с маслом. Обратно на завод танк пришлось буксировать тягачом. При попытке вынуть мотор выяснилось, что демонтаж происходит сложно, а на самом двигателе обнаружились дефекты. Более-менее прошли испытания на сброс гусеницы, но до момента, когда машина стала двигаться задним ходом. Почти сразу случилось набегание гусеничных лент на зубья венцов, в результате два раза происходила поломка траков. По поводу брони представители Škoda честно признались, что цементированная броня хрупкая и при попадании снарядов раскалывается. Общий вывод советской комиссии оказался ожидаемым. Машина выглядела откровенно сырой, причем дело было не только в силовой установке. Масса нареканий относилась к удобству работы экипажа. Тем не менее, интерес к танку оставался.
После таких выводов на Škoda срочно закипела работа по доработке Š-IIc. В ноябре 1938 года появился третий по счету вариант танка, достаточно сильно отличавшийся от предшественника. При этом индекс Š-IIc продержался недолго, вскоре он изменился на T-21 (T — танк, 2 — средний, 1 — первый тип). Такое обозначение фигурирует в техническом описании от конца 1938 года, причем составлено оно было на русском языке. Боевая масса танка выросла до 16700 кг (итальянцы, кстати говоря, пишут на тонну больше, ибо хитрые представители Škoda «забыли» упомянуть массу боекомплекта), при этом мощность мотора и показатели броневой защиты, а также вооружения, остались на месте. Впрочем, T-21 легко можно отличить по бортам корпуса. В них появились большие воздуховоды, благодаря которым решили, наконец, проблему с тепловым режимом мотора. Доработке подверглась ходовая часть, включая траки, изменились крылья, а также механизм поворота. В результате всего происходящего танк обрел, наконец, надежность. Правда, сделали это на Škoda поздновато. MNO уже выбрала V-8-H, а в марте 1939 года Чехословакия оказалась оккупирована Германией, плюс Польша откусила кусок Тешинской области. К тому моменту чехословацкая армия не имела ни одного серийного среднего танка.
Можно было бы сказать, что 10 лет работ по среднему танку прошли для Škoda впустую, но на самом деле всё только начиналось. Во-первых, ситуация с V-8-H выглядела радужной только отчасти. Дальнейшие события показали, что и у детища ČKD имеются проблемы с мотором, прежде всего это касалось его износа. Как раз этот факт стал причиной, почему производство танка, в отличие от LT vz.38, так и не началось. Во-вторых, все те же недочеты по башне Š-IIc в полной мере относились и к V-8-H. В-третьих, после оккупации в случае со Škoda гайки завинтили не так сильно. Заводы в Пльзене на тот момент не были заняты выпуском танков, так что и нагрузка поначалу оказалась меньше. Кроме того, полного запрета на экспортную деятельность не имелось, особенно если речь шла о потенциальных союзниках Германии. А таковых хватало среди стран Восточной Европы.
Первыми в очереди оказались румыны, самые крупные заказчики Škoda, уже имевшие опыт закупки легких танков R-2 (румынская версия LT vz.35). Впрочем, интерес румын оказался недолгим, поскольку заказ на 216 танков заблокировали немцы. А вот их соседи оказались более настойчивыми. Речь идет о Венгрии, той самой, которая формально была королевством, но правил там регент, в звании адмирала, при отсутствии выхода к морю. Шутки шутками, а у Венгрии имелась вполне себе развитая промышленность. Это они лишний раз показали в случае с Landsverk L-60. Вместо закупки танков у шведов Венгрия приобрела лицензию на выпуск, так появился 38M Toldi I, первый танк венгерского производства. Вместе с тем, венгерская армия хорошо понимала возможности новинки, поэтому на предложение Škoda откликнулась с энтузиазмом.
Поначалу, в 1939 году, речь также шла о заказе танков непосредственно у Škoda, но тут новые хозяева снова наложили вето. При этом немцы оказались не против, если Венгрия приобретет лицензию на производство T-21. В отличие от румын, у венгров возможности для производства средних танков имелись. В июне 1940 года танк прибыл в Венгрию, где он проходил ходовые испытания. Одновременно с этим T-21 переделали, оценив возможность установки венгерского вооружения. На полигоне Хаймаскер танк получил макет 40-мм пушки 37M, а также венгерские пулеметы 34M/37M Gebauer, изначально авиационные, но ставшие танковыми. Адаптация прошла вполне успешно, как и испытания, проходившие до 10 июля 1940 года. По их итогам 6 декабря 1940 года T-21 был принят на вооружение Королевской армии Венгрии как 40M Turan.
Испытания Škoda T-21 в Венгрии привлекли внимание ее соседа — Италии. Ранее противники, теперь итальянцы с венграми были деловыми партнерами, а на вооружении венгерской армии состояли итальянские танкетки 35M Ansalso и тягачи Pavesi (реально производства FIAT-SPA). В свою очередь, в Италии тестировался колесно-гусеничный танк V-4 разработки Николауса (Миклоша) Штраусслера. Одним словом, без венгерского следа точно никак. Вообще у итальянцев уже был средний танк, Carro Armato M 13, не самый плохой. Вместе с тем, Škoda T-21 выглядел более перспективно как боевая платформа. В сентябре 1940 года состоялись первые контакты со Škoda, а 9 октября итальянская военная миссия прибыла в Пльзень.
Подобно румынам и венграм, изначально итальянцы хотели пойти по самому короткому пути. Согласно предварительным планам, предполагалось закупить 200 танков вместе с вооружением. Это, впрочем, закончилось ровно так же, как и ранее. Немцы такую сделку заблокировали, ибо Škoda вовсю работала на фатерлянд. А вот выдать опытный образец танка на испытания немцы согласились. 25 мая 1941 года танк прибыл в Италию, где состоялась очная ставка между ним, Carro Armato M 13, а также SOMUA S 35. В принципе, танк показал себя неплохо, но вновь вылезали кое-какие технические неполадки. Самое же главное, не было понимания, как этот танк поведет себя в Северной Африке. Посему дальше тестов дело не продвинулось. По большому счету, итальянцы мало потеряли, отказавшись от Škoda T-21. Проблемы с тесной башней (венгры ее, кстати говоря, переделали) никуда не делись, а за 2,5 года машина уже успела несколько устареть.
В дальнейшем Škoda T-21 оставалась на заводе Škoda как демонстратор, где она дожила до конца войны. После ее окончания танк сдали в металлолом, как и другие образцы опытных танков из Пльзени. Впрочем, грустной судьбу данного танка не назвать. В отличие от V-8-H, Škoda T-21 имел «детей» в виде Turan, да и на самой Škoda еще некоторое время шло развитие его конструкции. Об этом стоит поговорить в отдельных материалах.
Список источников:
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- ftr.wot-news.com
- forum.valka.cz
- Gli autoveicoli da combattimento dell’Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002