Юрий Пашолок. Средний американец, не попавший в амплитуду
История Medium Tank M2A1, среднего танка, который планировали строить крупной серией, чего так и не случилось
Во второй половине 30-х годов американское танкостроение, которое полтора десятка лет находилось в полуобморочном состоянии, стало набирать обороты. В 1935 году началось серийное производство танков нового поколения. Поначалу небольшими партиями, поскольку американские военные всё еще были ограничены в средствах, да и действовали осторожно. Тем не менее, к началу Второй мировой был накоплен большой опыт создания танков, как легкого, так и среднего типа. Впрочем, поначалу наибольший прогресс имелся с легкими танками, поскольку, в случае с ними, оптимальное шасси «нащупали» раньше. Со средними танками ситуация выглядела сложнее. Во-первых, американским военным очень сильно навредила история с танками Кристи, на некоторое время они с ними реально помешались, пытаясь делать их без Кристи. Во-вторых, они сделали большую ошибку, пойдя на поводу Кристи, поскольку стали играть по его правилам. То есть начав строить танки со схожими ТТХ, и это при том, что средними танки Кристи можно назвать крайне условно. В итоге средний американский танк выглядел почти как легкий, особенно по вооружению.
Только во второй половине 30-х годов окончательно появилось понимание, что колесно-гусеничный танк — это неправильный путь развития. 19 мая 1936 года Комитет по Вооружениям принял решение о запуске программы Medium Tank T5. Это уже был полноценный средний танк, изначально имевший боевую массу 15 коротких тонн (13608 кг), вооружение в виде 1 пушки и 6 пулеметов, а толщина брони достигала 25 мм. Несмотря на то, что первый опытный образец Medium Tank T5, испытания которого начались 16 ноября 1937 года, довольно быстро изменился, путь оказался верным. Вместо непонятного танка, чьим единственным преимуществом являлась скорость на колесном ходу, получился полноценный средний танк. Немного странный, с двухъярусным размещением вооружения (помимо орудийной башни, танк имел целую батарею пулеметов в спонсонах), но вполне тянущий на звание среднего танка. Да и тогдашние средние танки, в основной своей массе, выглядели не лучше американской машины.
В июне 1938 года Medium Tank T5 был стандартизирован как Medium Tank M2. Таким образом, американская пехота, наконец, дождалась того самого среднего танка, который она ждала почти 20 лет. Правда, пришлось ждать еще год того момента, как началось производство новой боевой машины. Традиционно ее выпускали силами Детройтского арсенала. Осенью 1939 года состоялись первые маневры с участием Medium Tank M2. Помимо того, что эти маневры подтвердили правильность выбора, выявились и некоторые недостатки. Заключались они, в том числе, и не совсем верными выводами по боевому отделению. Башня, имевшая рациональные углы наклона листов, получилась недостаточно просторной. Это стало причиной, почему первая серия из 18 Medium Tank M2 стала последней. Далее предполагалось выпускать улучшенную версию, которая получала индекс Medium Tank M2A1. Это был первый американский средний танк, разработка которого шла уже после начала Второй мировой войны.
Надо сказать, что башня не являлась единственным возможным пунктом улучшения. Дело в том, что американские военные продолжали питать надежду по поводу скорострельных орудий. Несмотря на то, что данная тема началась еще в самом конце 20-х годов, идея полуавтоматической пушки с магазинным питанием продолжала будоражить умы. В марте 1940 года Детройтский арсенал проработал вопрос установки такой полуавтоматической пушки калибра 37 мм в новую башню. В отличие от штатной установки M19, полуавтоматическая пушка Browning была спарена с пулеметом M1919. Впрочем, данная идея так и осталась в стадии опытного образца. Прежде всего потому, что большой выгоды пушка с магазинным питанием не несла. Тем не менее, в 1942 году появилась идея механизации заряжания, которая отчасти являлась приветом всё тем же экспериментам конца 20-х годов.
Совсем иначе выглядела ситуация с башней, куда поставили данное орудие. Она получилась просторнее изначальной конструкции, хотя претензии всё еще оставались. Идею с кормовым люком, как на башне M2, признали неудачной. Кроме того, весной 1940 года пересмотрели и конструкцию смотровых лючков. Результат обстрела показал не самую надежную конструкцию этих самых лючков, поэтому появилась идея их переделать. Наконец, немного возросли требования к броневой защите. Одним словом, явно созрела модернизация танка, явно не тянувшая просто на вторую серию Medium Tank M2.
Новую версию танка, которая получила обозначение Medium Tank M2A1, отличала уже не только башня и переделанные пистолетные порты. Для начала, толщину вертикальных листов корпуса по периметру увеличили до 32 мм, это несколько увеличило их стойкость, хотя, будем откровенны, для защиты от 3,7 cm Pak этого явно было недостаточно. Кроме того, на верхнем лобовом листе корпуса появилось несколько уголков, целью которых являлась защита от пуль, которые могли рикошетировать в смотровой люк механика-водителя. Увеличение толщины брони потянуло за собой и рост массы, она составила 18740 кг. В связи с этом поставили более мощную силовую установку — Wright R975 EC2. Эксплуатационная мощность мотора составляла 340 лошадиных сил, а максимальная — 400 л.с. В результате удельная мощность нисколько не пострадала, при этом скорость танка так и осталась ограниченной. Также вносились различные мелкие изменения в подвеску, механизмы поворота и другие узлы.
С точки зрения вооружения изменений не случилось. Несмотря на то, что зенитные пулеметы теперь не крепились на башне, от идеи их крепления на вертлюгах на крыше боевого отделения не отказались. А вот сама башня продолжила эволюцию. От конструкции, которая испытывалась на втором образце Medium Tank M2, она имела ряд отличий, и касались они не только смотровых лючков. Теперь люк находился на крыше башни, что вполне логично. Также переделке подверглась орудийная установка M19. Подобно серийной установке M20 на Light Tank M2A4, она получила дополнительную броневую защиту для откатных механизмов орудия M5. Но — снова без спаренного пулемета. Какова была логика ставить кучу пулеметов, но при этом отказаться от спаренного Browning M1919A4, непонятно.
Важнейшим изменением, впрочем, стало другое. А именно место выпуска танка. Еще в 1939 году был поднят вопрос о том, что мощностей арсенала Рок-Айленд не хватит для всё возрастающего объема выпуска танков. Поэтому производство Light Tank M2A4 организовали не там, а на мощностях вагоностроительного завода American Car & Foundry Co. в Беруике, штат Пенсильвания. Вполне возможно, что Medium Tank M2A1 продолжили бы выпускать в Давенпорте, но в начале июня 1940 года случилось событие, которое полностью изменило ситуацию с выпуском американских танков. Связано это оказалось с происходившим в Европе. Французская армия и Британский Экспедиционный Корпус не смогли устоять перед немецким наступлением. Уже к концу мая 1940 года стало ясно, что поражение неминуемо. Это резко поменяло ситуацию для США. Да, американцы соблюдали нейтралитет, а некоторые промышленники, вроде Генри Форда, и вовсе сотрудничали с немцами. Но общая стратегия строилась на том, что американцы, по примеру Первой мировой войны, вступят на стороне французов и англичан, только спустя пару-тройку лет. До того американская промышленность постепенно снабжала бы, как и в прошлой войне, тех же самых французов. Это даже началось, в случае с авиацией и грузовыми машинами. Но теперь расклад менялся. В поражении французов уже никто не сомневался, а это означало, что США придется вступать в войну гораздо раньше.
Времени на раскачку уже не оставалось, поэтому президент Рузвельт, с подачи своих советников, пустил в бой тяжелую артиллерию. 29 мая 1940 года на должность главы Производственного управления был назначен Уильям Кнудсен, глава General Motors. Тот, в свою очередь, инициировал работы по интеграции автомобильной промышленности в производство военной техники. В новых условиях автомобильные гиганты быстро нашли общий язык, ведь контрактов хватило на всех. Это отлично показали дальнейшие события. 7 июня состоялось совещание с участием Кнудсена и Кауфмана Келлера, главы Chrysler Corporation. Друг друг они хорошо знали по совместной работе в GM. Так вот, на совещании, которое прошло в Детройте, было принято решение о строительстве специального завода по производству средних танков. Естественно, от таких предложений не отказываются, уже 17 июня 1940 года Chrysler получил комплект технической документации.
В июле 1940 года начались предварительные работы на месте будущего Детройтского Арсенала, а 15 августа с Chrysler подписали контракт на выпуск Medium Tank M2A1. Цифра была, по довоенным меркам, просто чудовищная. 1000 танков, в 55,6 раз больше, чем изготовили Medium Tank M2A1! Согласно предварительному плану, первый танк предполагалось сдать в сентябре 1941 года, постепенно доведя выпуск до 100 машин в месяц. К августу 1942 года предполагалось выпуск танков данного типа завершить. Для освоения Medium Tank M2A1 был изготовлен деревянный макет машины, но события стремительно менялись. Дело в том, что американские военные отслеживали происходящее в Европе и поняли — Medium Tank M2A1 уже устарел. Ориентиром для себя они выбрали отнюдь не Pz.Kpfw.III, а Pz.Kpfw.IV. Вроде бы странный выбор, ведь «четверка» являлась танком поддержки, но нет, американцы не ошиблись. Как бы не было досадно Книпкампу, но именно Pz.Kpfw.IV сами немецкие военные считали лучшим, что применялось в кампаниях 1939 и 1940 годов. Посему еще 13 июня 1940 года Комитет по Вооружениям разработал спецификацию на средний танк с 75-мм пушкой в качестве основного вооружения. Поскольку у американцев попросту не имелось возможности поставить такое орудие в башню, выбрали схему с казематным расположением пушки. 26 августа 1940 года на Абердинском полигоне был показан макет Medium Tank M3. Несмотря на странную конструкцию, танк выглядел явно перспективнее M2A1.
28 августа 1940 года контракт с Chrysler переиграли. Теперь предполагалось изготовить 1000 Medium Tank M3. Тем не менее, отменять выпуск неожиданно устаревшего танка никто не собирался. Даже несмотря на то, что разработку Medium Tank M3 форсировали, раньше середины 1941 года запуска машины в серию не ожидали, а средние танки оказались нужны прямо сейчас. Поэтому контракт на выпуск M2A1 заключили с арсеналом Рок Айленд. Он оказался скромнее — 126 танков, причем первый из них изготовили уже в сентябре. Тем не менее, возможности арсенала оказались крайне ограничены. Посему производство Medium Tank M2A1 выглядело крайне скромно. Даже в лучшие месяцы объем выпуска болтался в районе 10 штук. Удивляться таким результатам не стоит: наивно ожидать от арсенала, который и так оказался перегружен работой, более высоких темпов.
К началу 1941 года Medium Tank M2A1 стали весьма активно поступать в танковые полки, оснащаемые средними танками. Прежде всего, речь шла о 69-м танковом полку 1-й бронетанковой дивизии (Форт-Нокс) и 67-м танковом полку 2-й бронетанковой дивизии (Форт-Беннинг). Там они действовали совместно с Medium Tank M2. Да, танки эти уже предполагались как учебные, но со своими задачами они справлялись вполне успешно. Один из этих танков даже стал кинозвездой. В 1941 году вышел фильм The Tanks Are Coming, посвященный тому, как таксист становится танкистом. Служил он как раз на M2A1. Фильм небольшой, с типичным американским юмором (спрятанный бывшим таксистом автомобиль погиб смертью храбрых), тем не менее, своеобразный памятник танку, который тоже немало послужил.
Звезда Medium Tank M2A1 стала закатываться летом 1941 года. В июне началось массовое производство Medium Tank M3, причем объемы выпуска не шли ни в какое сравнение с ручейком, которым выглядели попытки арсенала Рок-Айленд осилить контракт. К августу 1941 года там сдали всего 94 танка. Департамент Вооружений решил прекратить эти мучения и дальнейший выпуск Medium Tank M2A1 отменил. Более в этих танках Бронетанковые Силы не нуждались.
Несмотря на относительно короткую жизнь, Medium Tank M2A1 успел побыть испытательной лабораторией. В первый раз данная машина понадобилась в момент, когда англичане стали проектировать будущий Grant I. Макетную башню для английской версии Medium Tank M3 примеряли как раз на нем, за неимением иных шасси. К тому моменту ни одного M3 не имелось в наличии, так что тренировались на кошках. Во второй раз эксперименты оказались связаны попыткой повысить характеристики броневой защиты самого M2A1. Для танка разработали комплект дополнительной брони, которая полностью прикрывала башню, а также частично корпус. Толщина броневой защиты суммарно достигла 76 мм, но запускать в серию данную систему не стали. Во-первых, общая масса дополнительной брони составила 4300 кг, для шасси это как-то перебор. Во-вторых, вооружение танка осталось тем же, так что глубинный смысл в данной операции отсутствовал. Да и M3 выглядел более удачной идеей.
Стоит также, уже не в первый раз, упомянуть историю про якобы поставки Medium Tank M2A1 в СССР и даже их применение в 114-й танковой бригаде. На самом деле это миф, рожденный неточностями переписки и невнимательностью исследователей. Никаких M2A1 в Советский Союз не поступало. Про этот танк у нас знали, и сразу отвергли, поскольку он выглядел явно устаревшим. А дальше случилось две описки, причем речь шла о Light Tank M2A4. С ними тоже описка, поскольку реально прибыли Light Tank M3. Что же касается средних танков, то по ним есть четкие отправки. По регистрационным номерам четко видно, что это Medium Tank M3, а никак не M2A1. Писателям смешных рассказов общий привет.
Можно сказать, что Medium Tank M2A1 повезло. Из 94 танков до наших дней выжил один. Ныне он находится в Национальном Музее Танков и Кавлерии, Форт-Беннинг. Несмотря на все злоключения, M2A1 сложно назвать неудачей. Даже на 1940 год это была еще не самая плохая боевая машина в своём классе. Вместе с тем, американцы поступили мудро, выбрав скорее журавля в небе. Они рискнули, приняв на вооружение еще не существующий Medium Tank M3, но точно не прогадали. Ну а M2A1 стал промежуточным звеном, а заодно и учебной партой американских танкистов.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
- ЦАМО РФ
-