Рассказ о том, что такое основной танк, а также как он вообще появился
За те почти 105 лет, что прошли с момента первого применения танков, они проделали огромный путь эволюционного развития. Изначально задумывавшиеся как средство прорыва вражеских линий обороны, самые первые танки получились значительно меньшими по размеру, чем те «наземные броненосцы», о которых грезил Герберт Уэллс. Несмотря на это, эффект они произвели ничуть не меньший, уже вскоре танки захотели иметь основные армии мира. Правда, создать собственный танк получилось не у всех. При кажущейся относительной простоте, танк является сложной боевой машиной, требующей от страны-производителя мощной промышленности. Неспроста стран, которые выпускали танки собственной разработки, значительно меньше тех, что смогли создать собственные боевые самолеты. Кроме того, танки, как и любая военная техника, имели обыкновение довольно быстро устаревать. Лишь в последние несколько десятилетий развитие танков идет не так стремительно, впрочем, то же самое можно сказать и про военную авиацию. Тем не менее, как бы не считали некоторые злопыхатели, танки остаются одними из ключевых типов военной техники на поле боя. Их уже не раз пытались похоронить, но практика показывает, что это явно преждевременно.
Изначально у танков не было никакой классификации. Танк был просто танком, уже потом появились боевые машины среднего и легкого классов, а исходные танки приписали к тяжелым. Окончательно классификация по классам сформировалась ближе к концу Первой мировой войны. Несмотря на то, что появлялись боевые машины других классов, вроде танкеток или кавалерийских танков (последние часто именовали «бронемашинами», ибо танки кавалерии не положены), основная троица «легкий/средний/тяжелый» вполне благополучно пережила Вторую мировую войну и продолжала свой путь в послевоенный период. Первыми «отвалились» тяжелые танки, впрочем, свято место пусто не бывает.
В настоящее время наиболее массовым типом танка является машина, которую порой даже именуют не совсем правильно. Речь идет об основном танке, появившемся в 60-е годы, хотя началось развитие данной темы еще во второй половине 50-х годов. Часто их называют основными боевыми танками, но это просто машинный перевод Main Battle Tank, так эти боевые машины именуются за рубежом. У нас же правильное обозначение именно «основной танк». Эти танки сменили в производстве средние и тяжелые танки, совместив в себе лучшие их качества. В некоторых странах развитие основных танков зашло в тупик, что привело к существенному росту массы. А это, в своё время породила порой нелепые теории вроде «развитие основного танка могло быть по линии ИС-7, ибо он весит столько же». Вообще тема послевоенной и современной брони не моя, но постараюсь более-менее популярно объяснить, почему и как вообще получился основной танк. Этому и посвящен пятничный материал.
Итак, как уже было сказано, основная классификация танков была сформирована к концу Первой мировой войны. Самые первые, тяжелые танки, являлись средствами прорыва вражеской обороны. Правда, как показала практика, они имели ряд существенных недостатков. Их броневая защита быстро стала недостаточной, а маневренность слишком низкой. Легкие танки первыми реализовали французы, их преимуществом была массовость. Правда, при этом маневренность Renault FT оказалась не сильно выше тяжелых танков, а огневая мощь несравнимо ниже. Неудивительно, что генерал Эстьен, главный идеолог французского танкостроения, к концу войны в данном танке разочаровался. Наконец, англичане первыми создали средний танк. Конечно, можно вспомнить Schneider CA 1, но на самом деле он просто таким получился. С Medium Mark A ситуация была совсем другой. Он создавался для маневренных операций, причем англичане стали первыми, кто добился успехов в данном направлении. Неудивительно, что полковник Джон Фуллер, начальник штаба Королевского Танкового Корпуса, ставил, прежде всего, на средние танки. Но при этом от тяжелых танков прорыва он тоже не отказывался. Ну а дальше война кончилась, после чего военным стало сложнее реализовывать планы по развитию танков. Вместе с тем, как раз на межвоенный период пришлась первая попытка создать первый основной танк.
С завидной периодичностью некоторые большие умы пытаются рассказывать историю танкостроения, которая вызывает, скажем так, удивление. В основные танки записывают то английский Centurion, то Т-62, то Pz.Kpfw.Panther, то еще кого-нибудь. При этом как-то забывается, что есть основной танк. Для тех, кто еще не понял, сообщаю. Сама по себе концепция основного танка заключалась в том, чтобы совместить в одной боевой машине сразу два класса. В данном случае средний и тяжелый танк. Об упомянутых выше машинах еще поговорим, но сразу следует указать один момент. Ни один из этих трех танков не заменял тяжелый. А вот попытка совместить сразу несколько классов боевых машин вполне имела место, причем еще в самом начале 20-х годов. Можно сказать, что отцом основного танка являлся никто иной, как генерал Эстьен. А назывался первый основной танк Char B. Да-да, тот самый, который называют иногда «любимцем генерала де Голля», хотя как раз он выступал резко против детища генерала Эстьена. Так вот, что же такое Char B, или «боевой танк». По задумке Эстьена, эта машина предполагалась как замена легким и средним танкам. Про замену тяжелых танков речь не шла, но от них французы временно отказались, в виду дороговизны. Получался «единый» танк-штурмовик с орудием в лобовой части корпуса и, в лучшем случае, пулеметной башенкой. Уже дальше Char B стал развиваться в то, что приняли на вооружение, а именно фактически тяжелый танк. При этом предполагалось, что машина займет и нишу появившегося немного позже Char D2.
То, как развивались события дальше, это уже другая история. Факт остается фактом: первую «личинку» основного танка создали французы, другой вопрос, что первый блин получился комом. Именно основного танка всё равно не получилось, поскольку Char B1 bis занял скорее нишу тяжелых танков, а командование французской пехоты захотело и легкие, и средние танки. Это не считая всяких веселых машин вроде 20-тонных «броневиков» SOMUA S35. По результатам всего происходящего французы всё равно пришли к классической системе «легкий/средний/тяжелый танк». То есть к тому, что наблюдалось и в других армиях мира. Правда, в других странах, как правило, чего-то получалось только с легкими танками, а средние либо не получались совсем, либо они оказывались на стыках классов. Например, советский Т-28 создавался как «маневренный», средний танк, а по факту считался танком прорыва. По этой причине к началу Второй мировой войны основой бронетанковых сил всех без исключения стран составляли легкие танки. Средние же танки стали по-настоящему массово выпускать только после начала Второй мировой войны.
В полную силу средние танки впервые применили в мае 1940 года, после чего выяснилось, что боевые машины легкого класса уже не справляются с возложенными на них обязанностями. Впрочем, это стало очевидно год спустя, да и то не сразу. Первая волна советских Т-34 «сточилась» довольно быстро, по-настоящему массово они стали появляться к осени 1941 года. Несмотря на то, что недостаток опыта советских танкистов не позволял использовать танк в полной мере, Т-34 стал очень большой проблемой для немцев. В свою очередь, к началу операции «Барбаросса» средние танки в немецкой армии стали безоговорочными лидерами. То же самое случилось и в английской армии, а чуть позже и в американской. Кроме того, Красная Армия стала первой, которая получилась по-настоящему массовый тяжелый танк — КВ. Правда, у танка имелась типичная для машин тяжелого класса проблема — перегруженность конструкции. Особенно это стало очевидным в конце 1941-начале 1942 годов, когда КВ-1 по подвижности сильно уступал Т-34. Тогда появилась идея его облегчить, таким образом появилось два проекта — КВ-1с и КВ-13. Последний иногда именуют как «средний танк тяжелого бронирования», что в корне неверно. Это с самого начала тяжелый танк, но с массой и подвижностью среднего. Отчасти он соответствовал концепции основного танка, но таковым не являлся. Понятие «основной» танк, напомню, означало замену данной машиной танков двух классов. КВ-13 же являлся альтернативой КВ-1, но никак не Т-34. Да и по вооружению он до тяжелого танка не дотягивал. 76-мм орудием ЗИС-5 были довольны лишь отчасти, а переходу на 85-мм орудия еще в 1942 году помешали различные проблемы организационного и концептуального характера.
Не был никогда основным танком и Pz.Kpfw.Panther. Для начала, эта машина никогда не входила в организационную структуру тяжелых танковых батальонов. Да и планов заменять «Тигры» более легкими машинами не было даже в начале 1945 года. То есть даже концептуально на роль основного танка «Пантера» не тянула. Еще более интересная ситуация вырисовывается, если мы начнем рассматривать «Пантеру» с концепции основного танка. То есть вооружение и броневая защита на уровне тяжелого танка. И вот внезапно выяснится, что не всё так просто. Как это не парадоксально прозвучит, но Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E — это танки разных поколений. Это не говоря о том, что изначально броневая защита Pz.Kpfw.Pather была ниже, чем у серийного танка. Прямым же аналогом «Пантеры» был VK 45.02 (H), который позже превратился в Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Так вот, ни по броневой защите, ни по вооружению до него «Пантера» не дотягивала. Позже, конечно, были попытки поставить и более мощное вооружение, и усилить броневую защиту, но они потерпели неудачу.
Таким образом, ни по концепции, ни по ТТХ «Пантера» никогда на роль основного танка не тянула. Это средний танк-переросток, который порой записывают в тяжелые танки. И если хорошенько взглянуть даже на историю танкостроения Второй мировой войны, легко можно заметить, что такие средние танки-переростки не являлись редкостью. Классический пример — M26 Pershing, который даже успел побывать тяжелым танком. Его туда, правда, записали исключительно по массе, в вот по броневой защите и вооружению дело было не столь однозначным. Неслучайно на Heavy Tank T26 неоднократно пытались поставить и пушку помощнее, и броню потолще. Но каждый раз дело заканчивалось ничем, поскольку ресурсов шасси на такую нагрузку попросту не было. К тому же наличие условно тяжелого танка отнюдь не означало, что американцы забросили полноценные тяжелые танки. Работы по ним возобновились летом 1944 года, и эти танки превосходили «Першинг» и по вооружению, и по броневой защите. То есть, опять же, одно из главных условий возникновения основного танка не выполнено. Ровно та же ситуация с Centurion. Некоторые об этом забывают, но вообще-то Cruiser Tank A41 был не более чем заменой Cromwell и Crusader. Да и по поводу соответствия броневой защите тяжелому танку англичане грустно бы посмеялись. В реальности даже Centurion Mk.3 был не сильно лучше «Пантеры», особенно по броневой защите.
Отдельно стоит упомянуть бурные фантазии по поводу того, что ИС-7 вполне может считаться основным танком. Персонажи, которые подобное выдают, сравнивают его по вооружению и масса, а также броневой защите, с нынешними основными танками. Во-первых, по поводу броневой защиты. Я немного расстрою, но вообще-то сравнивать броню современных танков с тем, что создавалось во второй половине 40-х годов, несколько смешно. Реальная жизнь — это вам не World of Tanks и не War Thunder, вернитесь из вашего нарисованного мира. Броня ИС-7 создавалась по требованиям защиты от бронебойного снаряда 128-мм пушки KwK 44 L/55. В случае же с современными танками речь идет о защите от снарядов гладкоствольных орудий калибра 120-125 мм, а также ПТРК. Как правило, речь идет либо о кумулятивных боеприпасах, либо подкалиберных «ломиках». Начальная скорость подкалиберных снарядов той же 125-мм пушки 2А46 почти в 2 раза выше боеприпасов времен Второй мировой войны. Чтобы таким ломикам противостоять, надо иметь слоёную броню. А теперь представим, что будет с ИС-7 с его монолитной броней. Во-вторых, по поводу вооружения. Даже между 130-мм орудиями С-70 и М-65, у которых разница по времени создания 10 лет, существенная разница по ТТХ. Естественно, орудие С-70 может нанести существенный урон и современному танку, но иллюзий строить не надо. В-третьих, масса нынешних основных танков, которая приблизилась к ИС-7 — это отнюдь не от хорошей жизни. Например, боевая масса опытного Leopard 2 оставляла 50,5 тонн, а первого серийного — 55 тонн. То, что сейчас его масса достигла 65 тонн и имеет тенденцию к росту — это совсем не достоинство. Ну и ежели кто-то продолжает верить в бравурные истории про «супер-танк» ИС-7, я вас расстрою. Военные Объект 260 забраковали, поскольку он превысил требуемую массу, а его ТТХ оказались ниже задания. Образец №3, который ныне стоит в Кубинке, даже не стали испытывать. То есть в серии машина была бы немного другой.
Наконец, подходим к главному. То есть к серии. Видимо, для кого-то это будет ломающей новостью, но просто так взять, и запустить танк в серию, не получится. То есть взять и заменить Т-54 на ИС-7 не выйдет. Да и никто не собирался это делать. Одна из главных фишек основного танка в том, что он являлся таким же массовым, как средний танк, а его стоимость получалась не сильно выше. Так вот, про массовость тяжелых танков уже немного становится смешно (об этом еще чуть позже поговорим), а ценник… В 1948 году Т-54 стоил 588-635 тысяч рублей, с тенденцией к снижению, ИС-4 обходился в 795 тысяч рублей. ИС-7, даже по самым скромным подсчетам, обходился бы в 3 миллиона рублей, и это явно заниженная планка. В результате получаем танк, красивый на бумаге, но с рядом замечаний по конструкции, безумно дорогой, да еще с массой подводных камней в виде средств доставки и эвакуации. Вот вам и ответ на вопрос, почему ИС-7 «поняли и простили», а в феврале 1949 года запустили разработку 50-тонного Объекта 730. В итоге получился вполне удачный тяжелый танк Т-10. В общем, не забивайте себе голову, играйте в пиксельные танчики и не пытайтесь строить из себя анонимного начальника ГАБТУ. Иначе суровая реальность взорвет нарисованный мир. Чем больше ковыряешь документы, тем больше понимаешь — история развивалась именно так, как оно должно было получиться.
Так кто же создал основной танк? Правильный ответ — англичане. Случилось это отнюдь не от хорошей жизни, и не с первого раза. В 1946 году англичане поняли, что дальше делить танки на пехотные и крейсерские нет никакого смысла, после чего появилась концепция «универсального» танка. Речь идет о танке семейства FV201, который должен был стать заменой и пехотным, и крейсерским танкам. С первого раза не получилось, поскольку сам FV201 оказался не очень, да и Centurion Mk.3 вполне справлялся со своей задачей. В дальнейшем FV201 эволюционировал в FV214, он же Conqueror. В серию он пошел с 1954 года, но достаточно быстро в нем разочаровались. Танк получился слишком тяжелым и не особо надежным. Между тем, и Centurion англичанам не особо нравился, ибо получился перегруженным. В результате на свет появился FV4201. Именно этот танк первым обозначили как Main Battle Tank. При массе 45 тонн он оснащался 120-мм нарезной пушкой, подвижность ожидалась не ниже Centurion, а броневая защита лобовой части получалась эквивалентной тяжелому танку. В результате получился Chieftain, боевая масса которого реально составила чуть менее 53 тонн. Конечно, это не 45 тонн, но всего на 1-2 тонны больше Centurion Mk.10. При этом уровень броневой защиты был выше, вооружение на уровне тяжелого танка, да и скорость всё равно выше. Не без проблем, но основной танк родился.
В Советском Союзе и США к основному танку пришли разными путями. У нас это случилось по вполне прозаичной причине. Вплоть до конца 50-х годов шли попытки создать средний и тяжелый танк нового поколения. Между тем, сложилась крайне неприятная ситуация. Во-первых, стало известно о создании американского танка M60 со 105-мм пушкой L7. Основным он не был (американцы вообще поступили хитро, отменив в 1949 году классификацию по массе, указывая только калибр), но что новое орудие сулит массу проблем, выглядело очевидным. Во-вторых, стоит напомнить про ситуацию с производством. Как бы этого не хотелось, но сделать тяжелый танк по-настоящему массовым не получалось. Больше 200 Т-10 в год не выпускали. И тяжелые танки следующего поколения тоже не были бы крупносерийными. Поэтому и родилась мысль об основном танке. Только речь идет совсем не о Т-62, который часто называют первым основным танком. Это по сути танк-истребитель, поначалу шедший своеобразной добавкой к ИТ-1 с ракетным вооружением. Первым настоящим основным танком отечественной разработки стал Объект 434 (Т-64А), принятый на вооружение Советской Армии 20 мая 1968 года. Он концепции соответствовал полностью, и уже от него пошло развитие других отечественных основных танков.
Уже дальше некоторые танки (например, Leopard 1) записали в основные, но если внимательно посмотреть, выяснится, что это попытка выдать желаемое за действительное. По сути Leopard 1 и AMX3-30 являются средними танками, потому как до основных они не дотягивают ни по вооружению, ни по броневой защите. В случае с немцами и американцами первым основным танком был MBT-70/Kpz.70, работы по которому начались в 1963 году. Эта машина полностью соответствовала концепции основного танка, то есть при массе среднего танка (исходно 40 тонн) имела мощное вооружение и бронезащиту. Конечно, получилось по итогу совсем другое, и спустя 15 лет после начала работ, тем не менее, результат все прекрасно видят. Leopard 2 и M1 Abrams всё еще на вооружении, причем именно эти две машины стали одними из законодателей моды среди основных танков. Второй силой стала советская концепция основного танка. Каждая из этих концепций имеет свои достоинства и недостатки, тем не менее, они всё еще более-менее актуальны. Поиск принципиально новых концепций основных танков продолжаются, но пока результаты довольно скромные.
Список источников:
-
-
- РГВА
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- US NARA
- Фотоархив автора
- Архив Игоря Желтова
- morozov.com.ua
-
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/sovmescenie-dvuh-tankov-v-odnom-60bdd00977f4f3143e926eb2