Работы по усилению броневой защиты английского пехотного танка Valentine, проводившиеся в Советском Союзе.
В истории мирового танкостроения есть боевые машины, которые родились в инициативном порядке, со скептическим взглядом со стороны военных, но в итоге становившиеся самыми массовыми танками. Среди тех танков, что массово участвовали во Второй мировой войне, таких примеров минимум два. Первым является Pz.Kpfw.IV. Изначально Krupp доверили сделать только башню, но концерн смог таки пробить разрешение сделать два опытных образца. В результате B.W. (Kp) легко разделался с B.W. (Rh), а дальше было несколько попыток снять танк с производства. Все они провалились, а первые же бои показали, что «четверка» является едва ли не лучшим немецким танком. В 1942 году выяснилось, что только Pz.Kpfw.IV смог принять на борт длинноствольную 75-мм пушку, а Pz.Kpfw.III нет. По итогам самый массовый немецкий танк. Вторым примером стал Infantry Tank Mk.III, более известный как Valentine. Он и вовсе родился вопреки всему. Английские военные изначально от него вообще отказались, но потом были вынуждены всё-таки его заказать. Далее выяснилось, что Лесли Литтл, главный конструктор Vickers по танкам, всё правильно сделал. Он отбил все попытки Военного Министерства «прокачать» танк, тем самым избежав перегрузки шасси. В результате получился самый массовый английский танк военного периода. Формально его англичане убрали с первой линии весной 1943 года, а на самом деле он провоевал в английских частях до мая 1945 года. Снова вопреки.
Особое место занимает Infantry Tank Mk.III в истории танкового ленд-лиза. Обычно в этом ключе вспоминают Medium Tank M4A2 (у нас просто М4А2), но измерять общими цифрами поставок — это не более чем средняя температура по больнице. Реально массовое применение этого танка у нас началось ближе к началу 1944 года. Что же касается «Валентайна», он же «Валентин», он же MK-III, он же MK-3, то первые танки этого типа прибыли к нам в октябре 1941 года. В ноябре того же года состоялся их боевой дебют, свою роль в битве за Москву они сыграли, приняв на себя часть удара немецких танков. Ну а дальше танк выполнял роль рабочей лошадки. Получить славу Т-34 или КВ он попросту не мог. У нас он периодически проходил как средний танк, но по факту «Валентайн» стал невольным сменщиком Т-50. Менее подвижный, чем «возможно лучший легкий танк Второй мировой войны», англичанин в остальном довольно сильно напоминал машину, которой так и не было суждено стать реально массовой. При этом английский пехотный танк оказался удачным с точки зрения возможностей развития. Сначала на нем появилась трехместная башня, а далее, за счет сокращения третьего номера расчета башни, там прописалась 6-фунтовая пушка. Самое же главное, что танк стабильно поставлялся в Советский Союз. В 1943 году он был единственным зарубежным танком, поставки которых не прекращали. Более 3 тысяч танков, часть из которых построили в Канаде, говорят сами за себя.
При создании Infantry Tank Mk.III толщина брони в 60 мм определялась из того, что танк гарантированно не пробивался снарядами 3,7 cm Pak со всех дистанций. К моменту, когда первые пехотные танки этого типа пошли в бой, появились более мощные артиллерийские системы. Сначала в ассортименте немецкой армии появились противотанковые и танковые орудия калибра 50 мм, а с весны 1942 года пошли 75-мм орудия Pak 40, 7,5 cm KwK 40 и StuK 40. Для них броня не то, что Valentine, но и КВ была вполне по зубам, причем и на средних дистанциях. Дальше развивать броню на танке сами англичане не стали, поскольку шасси Valentine имело пределы нагрузки. Совсем иная ситуация развивалась в случае с советскими «Валентайнами». Официально работ по усилению броневой защиты не велось, но по факту танки с утолщенной броней были совсем не единичным случаем. Больше того, как раз такой танк стоит в парке «Патриот». Так что есть смысл поговорить о подобных улучшениях.
Несмотря на то, что документов по установке дополнительных броневых листов на «Валентайны» не проскакивает, точно можно сказать, когда начались эти работы. Со второй половины 1942 года необходимость в подобном усилении встала очень остро, причем идея родилась сразу в нескольких местах. Начать стоит с того самого танка, который ныне находится в экспозиции музейной площадки №1 парка «Патриот». Это один из немногих Valentine II, которые попали в Советский Союз. Как раз такие танки стали первыми из MK-III, которые шли к нам. Всего их поставили 161 штуку, на фоне более чем 3300 прибывших к нам машин объем крайне скромный. Непосредственно этот танк был изготовлен по контракту T9866 (WD-номера T27421-T27720) заводом Metropolitan-Cammell. Точной даты изготовления нет, но исходя из того, что на заводской табличке танка с WD-номером T.T27543 указано Infantry Tank Mk.III **, сдали его до конца сентября 1941 года. Прибыл он Советский Союз с конвоем PQ-3, а 12 декабря 1941 года его направили в 171-й отдельный танковый батальон.
Подробностей относительно того, как воевал воевал этот танк, а также его экипажа, пока данных нет. Что он точно воевал, красноречиво подтверждают отметины на башне. Вероятнее всего, в одном из боев танк оказался поврежден. А далее ремонтная база, куда он попал, провела типовую модернизацию. Она заключалась в следующем. Лоб корпуса прикрывался дополнительными броневыми листами толщиной 30 мм, которые приваривались к центральному лобовому листу и лбу подбашенной коробки. Таким образом, общая толщина брони вырастала до 90 мм, это близко ко лбу КВ-1. 7,5 cm Pak 40 такой лоб пробьёт, но уже с небольших дистанций. Также на крыше подбашенной коробки появился «воротник», который прикрыл погон башни от заклинивая вражескими снарядами и их осколками.
Кто и когда проводил эту модернизацию, данных нет, но случилось это скорее ближе к концу 1942 года. Вероятнее всего, модернизация проводилась на Западном Фронте. Самое главное, что решение это было совсем не единичным. Существует фотография, на которой таких танков несколько. То есть танк, ныне находящийся в парке «Патриот», не уникум. Попал он в Кубинку где-то в 1943 году, уже получив экранировку. Так получилось, что после войны он казался единственным линейным танком данного типа, который остался на полигоне. Некоторое время его держали на улице, но ныне танк размещается в экспозиции парка.
Не менее важным моментом оказалось то, что указанная модернизация является отнюдь не единственным случаем. Как минимум один из них попал в документы, поэтому известно и время, и автор идеи. Им оказался инженер-майор А.Г. Аранович, на тот момент помощник командира 167-й танковой бригады по технической части. С самого начала 167-я танковая бригада имела на вооружении «Валентайны» (в документах бригады МК-3), причем там они скорее исполняли роль псевдо-средних танков. Сначала в составе бригады были «Валентайны» и Т-60, далее, в ходе переформирования, место Т-60 заняли Т-70. В боях лета-осени 1942 года Аранович отличился в боях. Как следует из его наградного листа, инженер-майор лично, за рычагами танка, эвакуировал с поля боя 3 «Валентайна» и 1 Т-70. Спустя сутки танки восстановили и они пошли в бой. Дело происходило в сентябре 1942 года, когда 167-я танковая бригад сражалась на Сталинградском фронте. Далее было еще несколько аналогичных эпизодов. За них он удостоился ордена Красной Звезды. Также он получил медаль за оборону Сталинграда.
Примерно в это же время Аранович и разработал свою экранировку «Валентайнов». Нашлись документы по этой теме в отделе изобретений ГАБТУ КА. Туда сваливали не только свинтопрульные аппараты, но и идеи, которые вполне реализовывались в металле. Предложенная в ноябре 1942 года экранировка английских танков как раз относилась к подобным реальным идеям. Как написал в объяснительной записке Аранович, несколько танков было экранировано силами СПАМ-а, то есть дело происходило в сентябре 1942 года. В основу экранировки легли личные наблюдения инженер-майора. Проблема была не только в том, что броня танка находилась под прямыми углами. Зампотех 167-й ТБр также указывал на то, что есть проблема с заклиниванием башни.
Одной из первоочередных задач при экранировке «Валентайна» стала как раз разработка защиты погона башни. Аранович пошел по иному пути, нежели ремонтники Западного Фронта. «Воротник» он сделал подвижным, крепящимся на болтах. С одной стороны, это несколько усложняло конструкцию, а с другой, погон защищался оп периметру. В случае выхода секции защиты из строя она просто выкручивалась, а вместо нее ставилась другая деталь. Для амортизации защиты погона использовались куски резиновых бандажей. Конструкция необычная, но, исходя из описания — рабочая.
Более грамотно Аранович подошел и к вопросу экранировки танка. Анализ боевых повреждений показал, что наиболее уязвимым местом танка, куда чаще всего прилетали снаряды, стал лоб корпуса. Разница состояла в том, что на сей раз установка экранов производилась под наклоном. Это было более правильным решением, поскольку стойкость к снарядам возрастала. Экранированные таким образом танки выдерживали попадания 75-м снарядов и возвращались из боя. Кроме того, экраны имели толщину 45 мм, то есть суммарно лоб танка усиливался до 105 мм.
В ГБТУ КА, впрочем, идею Арановича как-то не оценили. Дело закончилось простой отпиской вроде «интереса не представляет», это и объясняет, почему предложение зампотеха 167-й танковой бригады ушло в отдел изобретений. Вместе с тем, идея осталась акутальной. Что же касается инженер-майора Арановича, то для него война продолжилась. После того, как 167-й ТБр переформировали в 167-й танковый полк, Александр Григорьевич оказался на той же должности в 237-м танковом полку. Правда, там были не английские танки, а советские — Т-34 и Т-70. На новом месте инженер-майор показал себя с самой лучшей стороны. В боях под Понырями он лично участвовал в эвакуации 8 Т-34 и 1 Т-70, после чего их отремонтировали. На сей раз Арановича ждал Орден Отечественной войны II-й степени. Войну он закончил, находясь в должности заместителя начальника штаба 3-й танковой бригады. И здесь Александр Григорьевич показал себя как великолепный организатор ремонта танков, за что заслуженно удостоился Ордена Отечественной войны I-й степени.
На этом точку в истории с усилением броневой защиты «Валентайнов» совсем не закончилась. Как уже говорилось выше, централизованной работы по усилению лба танка никто не вел. Тем не менее, нет-нет, да такие танки проскакивают на фотографиях. Особенно это касается позднего периода, то есть 1944-45 годов. Как правило, экранировка была довольно простой, то есть без «воротника», защищающего погон башни. Более важным оказывалось защитить лоб корпуса от 75-мм снарядов.
Примечательным фактом является то, что дополнительную броневую защиту получали и танки с более мощным вооружением. Происходило это в ходе войскового ремонта, и явно в инициативном порядке. Таких людей, как Аранович, в частях хватало. То, что дополнительная броня нагружала лоб танка, мало кого волновало. Желание выжить было куда важнее, посему нет-нет, да экраны встречаются. То есть явление совсем не единичное. Даже прибывшие в мизерном количестве Valentine X попадаются с дополнительной броней. Один такой танк был сфотографирован весной 1945 года в районе Магдебурга.
История с дополнительным усилением лба «Валентайнов» стала одним из примеров «революции снизу». Наверху бы это согласовывали месяцами, и не факт, что разрешили. Пример предложения Арановича показателен. Поэтому, явно с ведома командиров частей, делали усиление брони своими силами. Подход здорово напоминает происходившее у американцев. Там экранировку танков делали также с ведома командиров частей, откровенно плюя на то, что там думают сверху. Как говорится, помоги себе сам.