Юрий Пашолок. Сомнительная легкость по-немецки

16

Юрий Пашолок. Сомнительная легкость по-немецки

Критический взгляд на немецкие бронемашины семейства leichter Panzerspähwagen

Бронемашины уже к концу Первой мировой войны превратились в своеобразных бедных родственников. После появления танков острая необходимость в тяжелых пушечных бронемашинах отпала, особенно на фоне проблем с проходимостью. На этом фоне не стоит удивляться, что у тех же французов самый массовый броневик имел почти в 20 раз меньше объем выпуска, чем Renault FT. У немцев ситуация была не сильно лучше. Многие знают про 20 выпущенных танков A7V, но не все в курсе, что самый массовый немецкий броневик того периода, Ehrhardt E-V/4, изготовили тиражом 33 штуки. То есть не сильно больше. В межвоенный период ситуация выглядела схожим образом. Как только стал возможен массовый выпуск танков, они тут же обогнали броневики. Касалось это и легких бронемашин.

Sd.Kfz.222 был одним из самых узнаваемых броневиков Второй мировой войны. А вот был ли он лучшим в своём классе - очень большой вопрос

Sd.Kfz.222 был одним из самых узнаваемых броневиков Второй мировой войны. А вот был ли он лучшим в своём классе — очень большой вопрос

Немецкие бронеавтомобили Sd.Kfz.222, входившие в семейство leichter Panzerspähwagen, являются одними из наиболее известных немецких боевых машин периода Второй мировой войны. Этому способствует характерный внешний вид броневика, который ни с чем другим не спутаешь. Среди любителей военной техники 222-й занимает особое место, не «Тигр», конечно, но близко. Тем более что их сохранилось меньше, чем «Тигров». Между тем, эффектный внешний вид и эффективность — далеко не одно и тоже. Несмотря на то, что Sd.Kfz.222 стал самым массовым немецким броневиком, на практике он был ни самым массовым в классе, да и не самым лучшим. Обо всём этом сегодня поговорим.

Kfz.13, непосредственный предшественник Sd.Kfz.221/222

Kfz.13, непосредственный предшественник Sd.Kfz.221/222

Для начала, в системе вооружения рейхсвера легких бронемашин не предполагалось. Сначала появились Sd.Kfz.3 с боевой массой 12 тонн, а далее пошли работы по полноприводным ARV/ZRW. Обе машины предполагались многоосными, с пушечным вооружением, а также плавающими. Поскольку получилось сложно и дорого, в серию они не пошли, пришлось искать более простые варианты решения проблемы — на шасси 3-осных грузовиков. Но и они оказались не то, чтобы массовыми. Поэтому появились еще и легкие броневики — Kfz.13 и Kfz.14. Эти двухместные бронемашины (частично бронированные) по концепции чем-то напоминали американские «скауты». На их фоне отечественные ФАИ выглядели как минимум не хуже (а на самом деле явно лучше).

Sd.Kfz.221, в семействе leichter Panzerspähwagen изначально это базовая модель

Sd.Kfz.221, в семействе leichter Panzerspähwagen изначально это базовая модель

Естественно, наверху прекрасно понимали, что Kfz.13 и Kfz.14 являлись не более чем временным решением. В начале 1934 года появилось задание на специальное полноприводное шасси Einheitsfahrgestell I für s.Pkw. Доверили его разработку Auto Union (Horch), которому также свалились контракты на создание единых средних и тяжелых полноприводных армейских легковых автомобилей. Вообще складывать все яйца в одну корзину было не лучшей идеей. Другой вопрос, что и альтернатив особых не имелось. Нельзя сказать, что с Horch ошиблись, лучшие немецкие полноприводные легковые машины выпускали как раз в Цвиккау. Другой вопрос, что заказ сразу на три шасси однозначно привел бы к ожидаемым результатам.

Рации нет, вооружения особо нет. По боевой эффективности Sd.Kfz.222 превосходил условный ФАИ только по проходимости. А вот БА-20, значительная масса которых была радийной, уже как разведчики выглядели лучше

Рации нет, вооружения особо нет. По боевой эффективности Sd.Kfz.222 превосходил условный ФАИ только по проходимости. А вот БА-20, значительная масса которых была радийной, уже как разведчики выглядели лучше

Фактически «единый тяжелый» внедорожник и Einheitsfahrgestell I für s.Pkw были одним шасси. Индекс Horch 108 у первого и Horch 801 у другого как бы намекал. Далее, на три шасси (Horch 108, Horch 801 и Horch 901) был один мотор — объемом 3,517 литров и мощностью 75 л.с. (у Horch 901 он развивал мощность 82 л.с.). Для легковых машин этого мотора хватало, а вот с броневиком было не всё так однозначно. Для высокой подвижности удельная мощность желательна не менее 20 л.с. на тонну. И если у Sd.Kfz.221, базовой машины, боевая масса составляла 4 тонны, то у Sd.Kfz.222, машины усиления, боевая масса уже была 4,8 тонн. Радийная машина, Sd.Kfz.223, имела массу 4,2 тонны.

В Польше легкие броневики подверглись жесткой критике. Sd.Kfz.221 в 1940 оду сняли с производства

В Польше легкие броневики подверглись жесткой критике. Sd.Kfz.221 в 1940 оду сняли с производства

То, что с такой унификацией имелись проблемы, четко говорят процессы, происходившие с leichter Panzerspähwagen. В январе 1942 года начался выпуск шасси Einheitsfahrgestell I für s.Pkw. Typ Horch 801v. Оно имело ряд отличий по подвеске, также ставился более мощный мотор объемом 3,8 литра, развивавший мощность 90 лошадиных сил. За счет этого подвижность броневиков выросла, но не сильно. Самое главное, что ездить им требовалось больше не по шоссе, а по бездорожью. И тут шасси, имевшее довольно большую базу (2,8 метра), явно было не самым подходящим.

Досталось и Sd.Kfz.222. Отсутствие радиста как отдельного члена экипажа (как и радиостанции в принципе), совсем не радовало. Да и проходимость даже в Польше оказалась недостаточной

Досталось и Sd.Kfz.222. Отсутствие радиста как отдельного члена экипажа (как и радиостанции в принципе), совсем не радовало. Да и проходимость даже в Польше оказалась недостаточной

Собственно говоря, называть leichter Panzerspähwagen легким броневиком можно условно. По боевой массе Sd.Kfz.222 оказался равнозначен БА-10, да еще и чуть длиннее. Примерно равнозначен ему ЛБ-62, не успевший попасть в серию. Но советские броневики-одноклассники базировались на шасси грузовиков. А тут легковая машина, хоть и тяжелая. Еще более интересна ситуация с габаритами. По ним Sd.Kfz.222 больше Daimler Armored Car, своего частого визави. Последний можно вполне называть колесным танком, поскольку он оказался равнозначен по массе и броневой защите с Tetrarch I (по башням и вооружению они вообще одинаковые).

Вместо Sd.kfz.222 немецкие военные хотели запустить производство танков-разведчиков. Броневик "спасло" только то, что программа танков-разведчиков превратилась в фарс

Вместо Sd.kfz.222 немецкие военные хотели запустить производство танков-разведчиков. Броневик «спасло» только то, что программа танков-разведчиков превратилась в фарс

Но это мы говорим о Sd.Kfz.222, который, если кто не в курсе, изначально отнюдь не базовая машина в семействе. А вот базовая, Sd.Kfz.221, даже у самих немцев вызывала массу вопросов после начала Второй мировой войны. Как и общая концепция leichter Panzerspähwagen в целом. Тут у нас бегают тучные стала свидетелей радийных немецких боевых машин. Так вот, из троицы Sd.Kfz.221/222/223 радиостанция имелась только у 223-го. А Sd.Kfz.221 имел чисто пулеметное вооружение. Можно сказать, три обезьяны: первая ни стрелять, ни говорить не может, вторая может стрелять, но не может говорить, третья может говорить, но не стрелять. Неудивительно, что в августе 1940 года выпуск Sd.Kfz.221 прекратился, а оставшиеся машины пытались как-то усилить по вооружению. На Sd.Kfz.222 радиостанция появилась только в 1942 году.

Радиостанцию ввели только с 5-й серии, она же стала самой массовой (больше половины от всех Sd.Kfz.222)

Радиостанцию ввели только с 5-й серии, она же стала самой массовой (больше половины от всех Sd.Kfz.222)

Не менее интересно и другое. Одним из плюсов бронемашин, особенно легких, является их массовость. А вот тут как-то ситуация выглядела не очень. С 1935 по 1939 годы было сдано 817 шасси Horch 801, причем больше трети этого объема приходится на 1939 год. В дальнейшем объем выпуска находился в пределах тех же 300 шасси в год, и лишь в 1942 году удалось получить пиковый объем — 681 шасси. А дальше всё, в 1943 году сдали 310 шасси Horch 801v и на этом успокоились. Еще интереснее выглядел процесс сборки самих бронемашин: выпускал их не Horch, а сторонние заводы, по большей части верфи Deutsche Werke AG и Schichau-Werke. На этом фоне 2368 броневика (включая штабные) выглядят уже не так впечатляюще. На всякий случай, это за 9 лет лет производства. Daimler Armored Car выпустили и того больше — 2694 штуки. Причем за в 2 раза меньшее время. Да и другие одноклассники могут похвастаться большим тиражом за куда меньший срок.

Постепенно броневую защиту Sd.Kfz.222 усиливали. На 5-й серии лоб был уже 30 мм. Но реально такое усиление действовало скорее во вред. Машина становилась тяжелее, что снижало проходимость. Против ПТР 30 мм плюс-минус хватало, но не против противотанковых пушек

Постепенно броневую защиту Sd.Kfz.222 усиливали. На 5-й серии лоб был уже 30 мм. Но реально такое усиление действовало скорее во вред. Машина становилась тяжелее, что снижало проходимость. Против ПТР 30 мм плюс-минус хватало, но не против противотанковых пушек

Самое же главное, что семейство условно легких броневиков получилось довольно специфичным. Корпуса с рациональными углами наклона брони были тесными, особенно это оказалось критично для штабных вариантов. Проходимость оказалась не выдающейся, как и средняя скорость (составляла она 40 км/ч по шоссе). Также выяснилось, что легкий танк, в качестве средства разведки, оказывается более правильной идеей. Неслучайно уже осенью 1939 года немецкая армия захотела скоростной танк-разведчик. Pz.Sp.Wg.II Luchs появился не на пустом месте. Он метил на замену броневикам, но немцы умудрились с танками-разведчиками перехитрить самих себя.

Дольше всех продержался Sd.kfz.223. Подвижная радиоточка была не столь критикуемой, хотя всё равно тесноватой

Дольше всех продержался Sd.kfz.223. Подвижная радиоточка была не столь критикуемой, хотя всё равно тесноватой

И если с танками-разведчиками не получилось, то с другими боевыми машинами ситуация оказалась иной. В 1941 году начался выпуск легких полугусеничных бронетранспортеров Sd.Kfz.250. Средняя скорость по шоссе у них оказалась равнозначной, а на проселке и тем более целине Sd.Kfz.250 резко вырывался вперед. Обходился Sd.kfz.250 чуть дешевле, удельная мощность была сравнимой, а внутри данная машина оказалась заметно просторнее. Успех базового шасси привел к тому, что в марте 1942 года появился заказ на разведывательную версию Sd.Kfz.250/9, с той же башней, что и у Sd.Kfz.222. С начала 1943 по февраль 1944 года сдали 354 Sd.kfz.250/9 Ausf.A, а с марта 1944 по февраль 1945 года 427 Sd.Kfz.250/9 Ausf.B. И это не считая других специализированных версий Sd.kfz.250.

В итоге лучшим решением стало создание Sd.Kfz.250/9. Машина с более высокой проходимостью, более дешевая и вполне массовая. Еще и более просторная

В итоге лучшим решением стало создание Sd.Kfz.250/9. Машина с более высокой проходимостью, более дешевая и вполне массовая. Еще и более просторная

Можно сказать, что по итогам немцы пришли к чему-то похожему на «Скаут», только покороче и полугусеничному. Не без недостатков, но машины семейства Sd.Kfz.250 оказались не в пример лучше leichter Panzerspähwagen. С лучшей проходимостью и более универсальными. Правда, появились те же Sd.Kfz.250/9 уже во второй половине войны, поэтому не столь известны. Ну а слава досталась броневикам, к которым имелся ряд вопросов. С производства их сняли не просто так.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.13: Panzerspähwagen Armored Cars Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2001
      2. Panzer Tracts No.13-1: leichter Panzerspaehwagen (Sd.Kfz.221, 222, and 223) and kleiner Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.260 and 161)3, Thomas L. Jentz, Hilary L.Doyle, 2011
      3. Nuts & Bolts No. 47 Horch’s leichte Panzerspähwagen on Einheitsfahrgestell I & II for s.Pkw. Sd.Kfz. 221, 222, 223, 247, 260, 261 and variants, Holger Erdmann, 2022
      4. Фотоархив автора
      5. eBay

источник: https://dzen.ru/a/ZXXQwm2-axk4iTEL

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account