Рассказ о реставрации немецкого легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.F из парка «Патриот»
Почти у любого танка или другого образца бронетанковой техники, который попал в музей, есть своя история. Иногда она не то, чтобы бурная, но бывает всякое. У иных образцов она не менее веселая и в современности. Особенно если это ходовой образец бронетанковой техники. В той же Кубинке часть бронетехники вполне себе кинозвезды, причем с давних времен. Одним словом, если вам экспонат Кубинки (ныне парка «Патриот») кажется скучным, просто вы его историю не знаете.
В экспозиции музейного сектора парка «Патриот» есть техника, которая вряд ли уже поедет своим ходом. В своё время из нее вынули все агрегаты на изучение, обратно не вернув. К таким несчастным относится и немецкий легкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.F. Вместе с тем, танк оказался довольно интересным с точки зрения его истории. Поскольку автор данного материала принимал участие в работах по приведению его в экспозиционный вид, есть, что рассказать о данном танке. И о том, как его приводили в порядок.
Сама по себе история Pz.Kpfw.II Ausf.F выглядела весьма анекдотично. Судите сами: в 1939 году «чистый» Pz.Kpfw.II вроде как отправили на покой, в серию запустили Pz.Kpfw.II Ausf.D. Но дальше что-то пошло не так. Посему еще в 1939 году появилась идея 9.Serie/La.S.100, танка, который должен был мало отличаться от Pz.Kpfw.II Ausf.C. Предполагалось, что 404 танка данного типа станут допечаткой, пока MAN работал над совершенно новым танком — VK 9.01. При этом MAN, создатель Pz.Kpfw.II, к выпуску 9.Serie/La.S.100 отношения не имел.
По факту выпуск 9.Serie/La.S.10, или Pz.Kpfw.II Ausf.F, начался спустя почти 2 года после начала обсуждения «допечатки». За это время танк получил не только лобовую броню толщиной 30 мм, но и улучшенные смотровые приборы. Впрочем, сама по себе идея выпускать весной 1941 года классический легкий танк сопровождения с 20-мм автоматической пушкой — до такого только итальянцы догадались. Т-60 тут не в счет, он был вынужденным решением. А вот Pz.Kpfw.II Ausf.F и Carro Armato L 6 — вполне себе осознанный шаг. Выпускался Pz.Kpfw.II Ausf.F силами FAMO в Бреслау и Ursus в Варшаве. Польский завод попал под контроль FAMO и стал основным производителем данного танка. Всего с марта 1941 по июль 1942 года сдали 509 Pz.Kpfw.II Ausf.F, из которых в Варшаве изготовили 389 штук.
То, что Pz.Kpfw.II имеют невысокую боевую ценность как классический легкий танк поддержки, понимали уже в начале 1941 года. Тяжелые потери лета 1941 года это подтвердили, поэтому Pz.Kpfw.II всё чаще использовались для вспомогательных функций — разведка, штабные машины итд. Почти в два раза меньшие потери в 1942 году на это намекают. Также танки использовались как учебные, с 1943 года их стали переделывать в истребители танков и другие спецмашины. В виде штабных машин Pz.Kpfw.II использовали и в 1944 году. Например, Pz.Kpfw.II Ausf.c, находящийся в коллекции танкового музея в Сомюре, Франция, был командирской машиной в 217-м дивизионе штурмовых орудий (Sturmpanzer).
Из трех Pz.Kpfw.II Ausf.F, доживших до наших дней, два были захвачены в Африке. Третий танк, являющийся главным героем данного материала, до недавних пор находится в Кубинке. Его история покрыта мраком. По состоянию на конец 1945 года в Кубинке числился один Т-IIб, так эти танки обозначались в документах НИБТ Полигона. Но это не тот танк, что сейчас находится в музейном секторе парка «Патриот». На снимках того танка отлично видна заваренная пробоина в лобовом листе корпуса, отличия есть и по другим деталям. Откуда танк, находящийся ныне в музейном секторе парка «Патриот», прибыл, и когда, оставалось загадкой.
Еще одной загадкой является то, какой точно у танка номер шасси. Его выбивали на кронштейне правого переднего крыла, а его не сохранилось. У ходе работ по приведению в экспозиционный вид нашелся номер подбашенной коробки 28386. По нему получается, что танк относится ко второй производственной серии Ursus (28305-28489). Но надо иметь в виду, что номер подбашенной коробки и танка могут и не совпадать. Скорее всего, танк выпущен где-то весной 1942 года.
Фотографий этого танка в его исходном виде не имелось, поэтому в начале 2000-х, когда в танковом музее стали красить танки, его сделали «красивым». До того машина была зеленой (далее на них нанесли «камуфляж», от чего они аутентичнее не стали). Правда, маркировки выглядели спорно. За основу взяли Pz.Kpfw.II Ausf.F из состава 18-й танковой дивизии, лето 1941 года. Вот только в 18-й ТД были, по большей части, Schwimm-Pz.Kpfw.II, на которые крепились понтоны.
В октябре 2006 года руководство танкового музея в Кубинке приняло решение о том, что Pz.Kpfw.II Ausf.F будет следующим танком, который поставят на ход. В корпус Е, где находились ремонтные мастерские, его оттащили при помощи Т-26. А дальше выяснилось, что танк не просто пустой, а еще и с вырезанными переборками.
Танк разобрали, потихоньку им занимаясь. В работе было еще немало других работы, поскольку постановка на ход стала сомнительной, машина находилась в низшем приоритете. А дальше наступило лето 2007 года. Руководство музея поменялось, вместе с этим застопорились и работы, причем у всех. Наша малярная бригада передислоцировалась в музейный комплекс «История танка Т-34».
Снова активность по танку началась уже осенью 2008 года. Ремгруппа занималась «железом», а по мелочам там много чего не хватало. Даже в минимальном приближении требовалось, например, изготовить фальшивый смотровой прибор механика-водителя на лобовом листе подбашенной коробки. Поскольку это с малярными работами не особо совместимо, из состава малярной бригады ездил только я. Постепенно обдирать танк работы ремгруппы не мешали.
Поскольку танк никогда не обдирался полностью, имелся шанс, что сохранились родные маркировки. В такой ситуации торопиться не надо, проверенным методом было решено сначала пройтись по корпусу и башне смывкой и шпателем. Метод сработал: из-под слоёв серой и зеленой краски стали вырезать родные балочные кресты, а также башенный номер II01. Такой номер обычно получали штабные танки.
А вот дальше начало вылезать интересное. Во-первых, начали проступать чуть более поздние маркировки. А именно Т-2Б на лбу корпуса и указания толщин брони. Это означает, что танк ранее находился на выставке трофейной техники в Парке культуры им. Горького. Естественно, что его в 1945 году не числилось на НИБТ Полигоне. Во-вторых, тёмно-серого цвета не обнаружилось. Зато обнаружился ранний Dunkelgelb, то есть тёмно-желтый цвет, который стали наносить с начала 1943 года. Это означает, что танк проходил капитальный ремонт.
Более-менее собранный вид танк приобрел к концу ноября 2008 года. Тогда же к работам по танку приступил основной состав малярной бригады. К концу декабря танк практически полностью ободрали до металла. Это было необходимо, поскольку разный химсостав краски и грунта привел бы к отслоению новой краски (такое часто наблюдалось на музейном Pz.Kpfw.IV Ausf.G). Пока был перерыв, ремгруппа во главе с Романом Алымовым добавила ряд деталей на танк, включая крепление троса, отбойник трансмиссионного люка, а также фальшсмотровой прибор.
Во второй половине января 2009 года малярная бригада нанесла два слоя грунта (серый, а не коричневый, держится лучше). К покраске, тоже двумя слоями, мы приступили в феврале. Подбирал краску, как обычно, Андрей Карпов, благо имелся образец. Также в феврале нанесли маркировки (с маленькими отступлениями от башенного номера, мы его сделали с двух сторон). Ремгруппа добавила домкрат и имитацию его упора. Крепления не очень аутентичные, ибо антивандальные.
К экспонированию Pz.Kpfw.II Ausf.F был готов в середине февраля 2009 года, тогда же он занял своё место в парильоне №2. Моделисты даже посетовали, мол, потеков нет, машина слишком чистая. Ага… спустя неделю состоялась самая отмороженная акция в истории Кубинки. На 23 февраля персонажи с «Авторадио» устроили акцию «По машинам!», которую в нашей среде прозвали «Помаши нам!». Они позвали в музей, где 10 тысяч человек — это очень много, в три раза больше народа.
Это был ад. Машины забили Можайское и Минское шоссе, когда в музей зашло 15 тысяч, вход закрыли, но страждущие проломили бетонный забор (!!!) и пробили второй вход. Внутри музея творился праздник непослушания. Старик Дарвин был бы доволен — посетители всем своим поведением показывали, от кого произошел человек. Ряд машин от этого стада пострадала. Они даже умудрились оборвать ограждения воздухозаборников Т-50. Ну а Pz.Kpfw.II Ausf.F стал уже не то, чтобы чистеньким. Моделисты могли быть довольными. С тех пор упоминание «Авторадио» лично у меня немедленно начинает складывать в голове многоэтажные нецензурные выражения.
Похоже, что сверху на танк чего-то потекло, поскольку краска, спустя некоторое время, начала отслаиваться на надмоторной плите. В итоге машину перекрасили. К чести тех, кто этим занимался, они полностью повторили ту схему маркировок, которая была. Танк так и не стал ходовым, но в этой истории есть небольшое ответвление. Те, кто занимался восстановлением на ход Т-26, позже создали реплику Pz.Kpfw.II Ausf.F. Она внешне полностью повторяет музейный танк, но, естественно, не желтая.
Ныне танк находится в музейном секторе парка «Патриот». Конечно, с точки зрения временного периода машина не совсем чтобы вписывается в экспозицию, посвященную 1941 годом. С другой стороны, такие же Pz.Kpfw.II Ausf.F вполне воевали летом 1941-го. Можно сказать, допустимые условности. Главное, что танк стоит в том виде, в котором он воевал последний отрезок своей боевой карьеры.
источник: https://dzen.ru/a/ZYVoj1wQi2jq7NsS